Принято заявок
2212

IX Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 10 до 13 лет
Воробьиное семейство

Эта история произошла несколько лет назад, когда я еще училась в начальной школе. После окончания уроков в школе я всегда приходила к маме на работу. Она встречала меня, расспрашивала о школьных делах и возвращалась к работе. А я устраивалась у окна и удовольствием рассматривала все происходящее на улице. Около часа я наблюдала за событиями во дворе и придавалась своим мечтам. Потом делала уроки и тихо играла, чтобы не мешать маме. А после окончания рабочего дня мы вместе уходили домой.

В тот весенний день поначалу все было как обычно: ярко светило солнышко, распускались почки на деревьях, кое-где уже пробивалась молодая зеленая травка, изредка проходили прохожие. Но потом произошло нечто интересное. На карниз соседнего окна сели два воробья. Один был чуть повыше и ярко окрашен: коричневые головка и крылышки, шейка с черной манишкой, из чего я сделала вывод, что это воробей. Вторая птичка, более блеклая пониже и коренастее первой. Воробьиха.

Пара заинтересовала меня своим поведением. Птицы суетились, озирались по сторонам словно что-то разглядывая, а потом воробей вспорхнул и юркнул в цель здания рядом с отливом. За ним последовала воробьиха. Через минуту обе птицы вылетели из щели, сели на карниз, пощебетали и улетели. А через какое-то время они вернулись с небольшими веточками в клювах. Воробьи нырнули с веточками в щель здания и вылетели уже без них. Улетели и снова вернулись с новыми веточками. Так продолжалось до вечера. Они выбрали место для гнезда и готовились к появлению птенцов.

На второй и третий день воробьи без устали носили в расщелину веточки, сухие листья, кусочки ветоши и обустраивали гнездо. А потом воробьиха устроилась в гнезде и редко покидала его. Через несколько дней она вылетела, и я едва успела разглядеть в гнезде пару маленьких яичек, расцветкой они почти слились с гнездом. Яички были крошечные серовато-бежевые с маленькими коричневыми пятнышками.

Место воробьихи в гнезде занял воробей, согревая яички теплом своего тела. Птицы попеременно менялись, не оставляя гнездо без родительского присмотра. Через пару дней яичек в гнезде было уже шесть яичек.

Примерно через две недели из яичек стали вылупляться птенцы. Сначала появилось два маленьких неуклюжих розовых комочка. Воробьишки были совсем крошечные с закрытыми черными глазами, без пуха и перьев. Они не держали головку и часто хотели есть, отчего жалобно пищали.

Родители стали чаще отлучаться от гнезда, чтобы добывать птенцам корм для пропитания. Вскоре птенцы начали держать головки и быстро подрастать, в их движениях появилась уверенность. Они по-прежнему были постоянно голодны, и при возвращении родителей их писк из гнезда стал громче. Природа окрасила их клювы изнутри желтым цветом, и я поняла, почему малышей-воробьишек называют «желторотиками».

Через несколько дней птенцы окрепли, подросли, и у них начал появляться пух. Взрослые воробьи теперь почти не бывали дома, и все больше отсутствовали, добывая корм малышам. Лишь изредка доносился из гнезда многоголосый писк, когда кто-то из родителей возвращался домой.

Но однажды в воробьином семействе случилась беда. Папа — воробей, возвращался домой и было видно, что он нездоров. Неестественно накреняясь и почти не делая взмахов правым крылом, он подлетел к гнезду. С трудом опустился на карниз, перевел дух и попытался влететь в гнездо. Однако не смог. Воробей изо всех сил цеплялся лапами за гнездо планируя на одном крыле, но силы покинули его, он упал на землю и больше не поднимался.

В этот момент к гнезду подлетала воробьиха. Она издали увидела, что воробей упал и со страшным криком полетела к нему. Птенцы проснулись и тревожно запищали, но воробьиха не обращала на них внимания. Она прыгала вокруг воробья, что-то громко чирикала, словно подбадривая его и уговаривая встать. Он тяжело дышал и изредка слабо отвечал: «Чив». Она суетилась, приносила ему какую-то еду. Но ничего не помогало, воробей слабел. Я очень хотела помочь, но мама не разрешила вмешиваться.

Вечером воробей умер. Воробьиха долго сидела около его тельца, и мне казалось, на ее глазах были слезы. Потом она вернулась к птенцам. Они громко пищали, прося еду, но воробьиха не полетела за ней. Она сидела отрешенная от мира в своем горе.

А утром самый маленький и слабенький птенчик умер. Оказывается, у птенцов ускоренный метаболизм и жизненно важно кормить их каждые несколько часов. Смерть птенца встряхнула воробьиху, и она полетела добывать еду малышам. Теперь ей одной предстояло выкормить пятерых птенцов, которым была всего неделя от роду.

Воробьиха целый день носила им корм и было видно, что она очень устала. К концу следующего дня от постоянных полетов она была без сил, и я опасалась, что она упадет в полете. Тогда я решила ей помочь. Прочитав в интернете о питании птенцов, я приносила из дома продукты и выкладывала их в маленькую крышечку, прикрепленную на карниз своего окна. Поначалу воробьиха не замечала еду, но спустя пару часов подлетела и попробовала пшенку в моей кормушке. И отнесла ее птенцам. И мы стали кормить птенцов вместе: утром, пока я была в школе она сама добывала им еду, а после обеда я помогала ей. Я приносила им творог, вареные яйца и вареную пшенку.

Птенцы росли не по дням, а по часом. Примерно через неделю из слетков они превратилась в воробьев и только желтый клюв выдавал в них птенцов. Они уже вылетали из гнезда и сами клевали корм на земле. Но, по-прежнему, выпрашивали у воробьихи лакомые кусочки раскрывая клюв и быстро маша крылышками.

Совсем немного времени прошло, малыши выросли и стали взрослыми воробьями. Они превратились в сильных красивых птиц. Воробьиха больше их не кормила, они самостоятельно добывали себе еду.

И вот им пришла пора покидать родное гнездо. В этот день воробьи суетились, громко щебетали, залетали и вылетали из гнезда, садились на карниз. В один момент дружная семейка вспорхнула в воздух, скрылась в небе и больше не возвращалась. А на карнизе осталась сидеть воробьиха-мать.

Я успела привыкнуть к воробьиному семейству. Было грустно и радостно расставаться с ними. Надеюсь, все у них будет хорошо! В добрый путь, малыши!

Симонян Анна Александровна
Возраст: 13 лет
Дата рождения: 13.04.2009
Место учебы: МАОУ СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов
Страна: Россия
Регион: Саратовская обл.
Город: Балаково