Принято заявок
2115

XII Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 10 до 13 лет
В стране математики

В мире математики

Пятиклассник Ваня шёл по оживлённому в перемену школьному коридору и думал.

Ну почему ему так не везёт с математикой? По проверочным сплошные тройки, по тесту недавно двойку получил. Вот не даётся ему этот предмет, и всё! Учителя говорят, что он способный, нужно только стараться и хотеть. И старается Ваня изо всех сил, и хочет. Естественно, кто бы не хотел иметь хорошие оценки по математике?

Но Ваня не видел интереса в строгих рядах цифр и вычислений. Он считал, что это просто числа, в них нет жизни, и оттого они кажутся скучными и бесполезными.

И так шёл Ваня по бесконечно длинному школьному коридору, размышляя о своей невезучести. Впереди завиднелась лестница, ведущая на верхний этаж. Стоп! Но ведь здесь нет никакой лестницы и быть не может! Вернее, не было, потому что лестница сейчас была тут как тут, чем вызвала огромное удивление Вани, который знал все уголки и закутки в школе.

Но ведь этого просто не может быть! И вообще, в их школе только два этажа, и сейчас он находился на самом верхнем, втором, на котором учатся ребята старшей и средней школы. Но, вопреки законам физики, химии и других сложных наук, таинственная лестница вела на несуществующий третий этаж.

Ваня с опаской ступил на первую ступеньку. Ничего не произошло. Да и что могло произойти в обыкновенной школе с обыкновенным мальчиком. Ваня посмотрел на часы: перемена большая, ещё много времени. Успеет всё тут обследовать.

Ваня осторожно поднялся по лестнице. На воображаемом третьем этаже находилась только одна дверь, которая была неплотно прикрыта. За ней было тихо, и мальчик решился зайти.

В комнате не было ничего особенного или интересного, это был обычный класс, в котором в данный момент (или в ближайшие несколько уроков) никто не учился и учиться не собирался.

Пустыми были не только парты, но и учительский стол, хотя в школах такие столы обычно просто ломятся от тетрадей, учебников для разных классов, а ещё каких-нибудь заданий на карточках.

Осмотревшись, Ваня увидел, что из класса выходит комнатка, какие иногда бывают специально для учителей. Школьник решил пройти и туда, чтобы удостовериться в том, что никаких признаков жизни тут не наблюдается. Он хотел быстро туда зайти и сразу же пойти обратно в свой класс,тем более что следующим уроком планировалась контрольная по математике, на которую ни в коем случае нельзя было опаздывать, ведь перемена тоже не бесконечна.

Ваня смело зашёл в комнату, ожидая увидеть стол с учебниками, шкаф, а ещё кружку с кофе — должны же и у учителей быть какие-нибудь личные вещи, в конце концов.

Но, противореча законам физики во второй раз, мальчик очутился на улице! Пока он соображал как тут оказался, к нему подошёл мужчина в строгом костюме и в маске. Он выглядел немного комично, но на преступника не был похож.

— Извините, Площадь круга не видели? — спросил он Ваню.

Мальчик опешил от такого странного вопроса, но потом вспомнил из курса математики что-то про число Пи и радиус. И да, кажется, там ещё было что-то в квадрате. Ваня решил подыграть странному незнакомцу.

— Нет, и радиус не видел, — сочувственно вздохнул ученик.

— Да? Как жаль, как жаль, — разочаровался мужчина и собрался уходить.

— Простите, а вы кто? — спросил Ваня.

— Я вечно неизвестен и каждый раз разный. Только математики могут узнать мою истинную величину, — вдруг загадками заговорил незнакомец.

«Странно как-то», — подумал Ваня, но вдаваться в подробности не стал.

Мальчик посмотрел по сторонам. Местность была незнакомая, школы вообще не было видно.

— А мы где? — спросил своего собеседника Ваня.

— Как где? В мире Наук и стране Математики, конечно! В городе Окружности.

Ваня так удивился, что чуть не присел ,но потом решил, что мужчина его разыгрывает.

— Нет, ну а по правде-то? — положил конец розыгрышу Ваня.

— В самом настоящем городе Окружности, — уверенно и совершенно серьёзно кивнул новый знакомый.

Ваня подумал: «Город неизвестный, чужой. И этот дядя странный какой-то. Неужели я и правда попал в другой мир?»

— А вы — Икс! — неожиданно для себя догадался мальчик. — Всегда неизвестный, которого надо найти!

— Молодец, угадал, — улыбнулся Икс. — Теперь мне надо найти Площадь круга. Ну давай, удачи тебе, Икс пожал руку Ване и пошёл.

— Подождите! — отчаянно «держался» за Икса Ваня — он его единственный знакомый в новом мире. — Можно с вами?

— Ну что ж, пойдём, — согласился мужчина. — Возможно, вместе мы её быстрее найдём.

Ваня и Икс зашагали по асфальтовой дорожке («Совсем как у нас», — подумал мальчик), и Ваня решил спросить:

— А вы не знаете, как мне вернуться в мой, другой мир?

— А откуда ты, как сюда попал? — поинтересовался Икс.

Мальчик рассказал ему свою печальную историю, не умолчав про невезучесть в математике.

Икс задумался и сказал:

— Я думаю, что ты должен познать всю прелесть математической науки и полюбить её. Да, понимаю, для тебя это непросто, но верь в себя. Я тебе помогу, — поддержал Ваню Икс.

— Спасибо, — обрадовался мальчик и зашагал вместе с Иксом по тропинке.

По дороге они беседовали.

— А для чего вы ищете Площадь круга? — поинтересовался Ваня.

— Чтобы составить в ней задачу, — ответил мужчина. — Ещё там будут Радиус и Квадрат, а Пи у меня уже здесь, — он открыл сумку, которую Ваня раньше не заметил, и вытащил клетку. В ней сидел мышонок. Он сказал:

— Пи!

— Видишь, знает своё имя, — засмеялся Икс.

Вдруг Ваня погрустнел и спросил:

— А вы не знаете, как мне полюбить математику?

— Конечно, мне такие дела неведомы, — задумался Икс, — это у каждого своё. Ты должен решить сам ,как это сделаешь; я могу лишь дать совет: мне кажется, ты должен больше узнать о математике — ты ведь никогда ей всерьёз не занимался.

Ваня смутился и покраснел.

— Не переживай, со мной можешь быть откровенным. Главное, ты понял свои ошибки и готов их исправить.

Тут они увидели симпатичную полную женщину с добрым круглым лицом.

— Площадь круга! Мы как раз тебя искали! — воскликнул Икс.

— Привет, — улыбнулась Площадь круга. — Пошли к Составителю.

Они свернули в узкий проулок и зашли в небольшое здание, изнутри похожее на научную лабораторию. Там было много кабинетов, дверь одного из которых была приоткрыта. Троица зашла туда, и мальчик увидел большой компьютер, на экране которого горела надпись: «Текст:» — и две строчки для ввода данных, «Данные:» — и два равенства с пустыми строчками справа и слева.

— Это что? — спросил Ваня.

— Составитель задач, — ответила ему Площадь круга.

Она спокойно подошла к чудесному аппарату и ввела: «Найдите площадь круга, если его радиус равен двадцати пяти сантиметрам». Там, где был ввод данных, женщина написала: «Радиус=…» и остановилась.

— Нам ещё нужно подождать Радиуса и Квадрата, только они могут вводить свои данные, — сказала она.

Тут раздался весёлый мальчишеский голос:

— Всем привет! Мы тут!

В комнату вбежали два мальчика, один из них был стройный, высокий и одетый в штаны с футболкой, которые были разделены на половинки разного цвета.

Второй мальчик был довольно упитанным и был одет в синие брюки и синюю рубашку.

— Привет! — сказала Площадь круга. — Здорово, что вы пришли. Мы как раз начали составлять задачу.

Друзья-мальчишки ввели свои данные и пошли в сторонку, дав мышонку Пи лапкой набить цифры.

— А как тебя зовут? — спросил полненький мальчик.

— Меня — Ваня. А вас?

— Я Квадрат, а это Радиус, — представились ребята. — у тебя такое необычное имя. А какая у тебя формула?

Ваня замешкался, не зная, что ответить.

— Он нездешний, — пояснил Икс. — Мальчики, расскажите ему.

— Смотри: у каждого жителя страны Математики есть формула или правило, а то и несколько: что они обозначают, как их найти и тому подобное, — рассказал Радиус. — Вот например у меня формула — диаметр разделить на два. Это самая простая — ведь я, Радиус — половинка Диаметра. Только он сейчас далеко, а пока рядом Квадрат.

Квадрат улыбнулся и рассказал дальше:

— Вообще, у каждого несколько формул. Ещё принадлежность к формуле может засчитываться, если ты там просто есть. Например, нас с Радиусом не находят по формуле Площади круга, но мы там присутствуем, поэтому это тоже наша формула.

— Мальчики, пойдёмте вставать в формулу. Уже всё готово, — позвал их Икс.

Квадрат и Радиус быстро подбежали к Составителю задач, а Ваня отошёл подальше, чтобы не мешать.

— Ты тоже можешь подойти, Ваня, — разрешил Икс. — Построй нас в формулу и реши задачу. Тебе будет даже полезно для возвращения домой.

Ваня робко подошёл к чудо-машине.

— А сколько у меня есть времени? — забеспокоился мальчик.

— Решай, как получится, за сколько успеешь. Ограничений по времени нет, главное, решай правильно, иначе машина сломается.

Ваня задумался: «Тут неизвестна площадь круга, значит, она — икс. А ещё тут мышь, ой, то есть число, в общем, Пи, Радиус и Квадрат. Площадь круга, площадь круга…» — мальчик никак не мог вспомнить формулу.

Радиус ободряюще подмигнул ему, а Ваня уже хотел признаваться в том, что не сможет решить задачу и ему доверили слишком большую честь.

Вдруг в его голове всплыла непонятная фраза из школьного учебника: «Пи эр квадрат».

Мальчика осенило: ведь это и есть формула! Только как её расшифровать? Потом разберёмся, решил он, главное, не ошибаться и хоть что-то сообразить.

— Мне кажется, в начало должны встать Площадь круга и Икс, потому что их надо найти.

Икс послушно встал за Площадь круга.

— Дальше идёт Пи, — уверенно объяснял мальчик. — А потом… Радиус! Буква «Р» — это Радиус!!!

Радиус, держа в правой руке мышонка Пи — он должен стоять в формуле впереди — встал вслед за Площадью круга. Женщина сложила руки параллельно полу, так что они стали похожи на математический знак «равно».

Мальчик, вспомнив формулу, перемножил на листочке значения и сказал вслух ответ.

Вдруг всё завертелось, вихрь продолжался несколько минут, и Ваня обнаружил, что оказался вновь в заброшенном классе.

Посмотрев на часы, он увидел ,что до звонка пять минут и припустил по лестнице на второй этаж.

Учитель называла результаты контрольной.

— И наконец, хотим поздравить нашего Ваню с единственной пятёркой в классе!

Ваня ошалел.

На перемене к нему подошла кучка отличников и хорошистов, которым в этот раз не повезло. Они спросили его, как он смог получить пятёрку, если был слабым троечником. Ваня рассказал о лестнице и о волшебном мире.

На большой перемене все ринулись искать эту лестницу, но в школе по-прежнему было два этажа.

Поморцева Вероника Сергеевна
Страна: Россия
Город: Пермь