«Джанни Родари. В мире двух культур»
23 октября 1920 года в Оменье, на озере Орта, в Пьемонте, у Джузеппе Родари и Маддалены Арикокки, родился сын. В актах гражданского состояния он был записан как Джованни Франческо Родари. Но итальянцы очень любят использовать уменьшительно-ласкательные имена, поэтому этого человека во всём мире дети и взрослые знают как Джанни Родари.
Джузеппе был душой семьи, умевший веселиться и наполнять жизнь окружающих радостью, в Оменье он имел свою пекарню, чем и содержал свою многочисленную семью; у Джованни было ещё два брата, Марио и Чезаре. Свои первые детские годы будующий писатель, учитель и журналист провел среди незабываемой красоты озера и окружающих его гор, что повлияло на формирование его чувствительного и немного мечтательного характера. Когда Джанни исполнилось девять лет, он потерял отца, который, спасая во время дождя котенка, простудился и не смог оправиться после болезни. Тогда мать решила отдать пекарню старшему сыну Марио, а сама вместе с Джованни и Чезаре переехала в Гаверате, недалеко от Милана. Жизнь тех лет, свои мысли и чувства Джанни расскажет в повести «Путешествие Голубой стрелы», поставив себя на место главного героя, мальчика Франческо.
Чтобы прокормить семью, Маддалена очень много работала, но денег хватало еле-еле на то, чтобы купить продукты. Мать будующего писателя была очень набожная женщина, и хотела дать сыну религиозное образование, которое было к тому же бесплатным. Так Джованни в 11 лет оказался воспитанником католической духовной семинарии, где проучился, однако, всего два года, всей душой ненавидя учёбу, скучную размеренную жизнь и окружающую его бедность. Но именно в этот период у Родари появляется уникальный доступ к чтению книг, сформировавших его характер. Вот как прокоментировал своё обучение в семинарии будующий писатель: « Я даже не знаю как я туда попал, но я покинул это заведение, потому что предметы казались мне унизительными».
Наверное, уже в детстве, будущий автор «Чиполлино» впервые понял, что дети должны ходить в школу, а не продавать газеты; играть и фантазировать, а не зарабатывать на жизнь.
Его писательский талант проявился ещё во время обучения в начальной школе, Родари пишет свои первые стихи и показывает их друзьям. На формирование характера в молодые годы влияют книги таких писателей как Жюль Верн и Сальгари, Монтале и Гатто, Достоевский и Толстой. Учась в магистратуре, Родари посещает библиотеку в Варезе, знакомится с текстами Карла Маркса. Уже в 16 лет, во время войны в Абиссинии, высказывает свои первые антифашистские идеи. Он зачитывается книгами Грамши, Витторини, Кальвино.
С 17 лет Родари начал работать учителем начальных классов в местных сельских школах. Ему нравилось работать с детьми, придумывать для них забавные и поучительные истории. Его подход к обучению был таким творческим и интересным, что даже самый непутёвый ученик смог бы понять сложную тему. Как он потом вспоминал, его школа не была значимая в силу его молодого возраста, но он понял, что это была забавная школа, где дети использовали своё воображение и фантазию в учебном процессе и вместе находили оригинальные решения. Но, к сожалению, быть учителем ему пришлось недолго. Началась война. Родари не взяли на фронт по состоянию здоровья. После смерти двух его близких друзей и заключения брата Чезаре в концлагерь, Родари вошёл в ряды Движения Сопротивления, а в 1944 году вступил в Итальянскую коммунистическую партию.
Малоизвестный эпизод из его жизни относится к периоду партизанской борьбы, когда в апреле 1944 года Родари спас жизнь художнику футуристу Марио Сирони, подписав ему пропуск «во имя искусства». В годы правления в Италии фашистского режима, Марио Сирони пользовался покровительством властей и выполнял многочисленные заказы по монументальной настенной живописи, создавал мозаики и барельефы.
Джованни был убежден в том, что свобода, равенство и братство — не пустые слова, что рабочий человек — это самое высокое звание на свете, и что богатство должно принадлежать людям, которые его создают.
В 1948 году писатель становится корреспондентом газеты «Унита», где ему в воскресном номере предлагают вести детскую страничку, «Уголок для детей». Именно там был опубликован сборник стихотворений «Книжка веселых стихов», пропитанный юмором и оптимизмом, которые писатель адресовал своему юному читателю. Чуть позже он возглавит приложение к газете — еженедельный детский журнал «Пионер». На страницах журнала наряду с шуточными стихотворениями, веселыми, игровыми, появлялись и такие:
Кто делает автомобили,
Бредёт по улице пешком,
А те, кто вам ботинки шили,
Частенько ходят босиком.
Порой у пчел нет мёда в улье,
У земледельца нет земли,
А человек, плетущий стулья,
Сам на земле сидит в пыли.
Страницы журнала не были похожи на «книжки-карамельки» с проделками нелепого розового жирафа или приключениями ангелочков. Это была жизнь, которой жили тысячи простых итальянцев.
Именно на страницах журнала «Пионер» была впервые напечатана повесть-сказка «Приключения Чиполлино». Очень веселая сказка об очень серьёзных вещах – о бедности и богатстве, об угнетённых и угнетателях. Джанни Родари ненавидел угнетение, всегда сражался за справедливость — и когда воевал с фашистами с оружием в руках, и когда работал корреспондентом в газете «Унита», его острое перо было оружием не менее сильным, чем винтовка.
Со злом боролись и его герои: и умница Чиполлино, и честный мастер Виноградинка, и мягкий профессор Груша и многие другие, благодаря которым сказочная страна овощей стала свободной, и дети в ней смогли учиться и играть, где им хочется.
Замысел истории о Чиполлино родился благодаря тосканскому писателю Карло Лоренцини, известного всему миру под псевдонимом Коллоди и его книге «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Персонажи сказки «Приключения Чиполлино» — фрукты и овощи. Они выглядят и живут как люди, у них есть своё государство с принцем и придворными, богатеями и бедняками, собственными законами и порядками. Автор ясно разделяет героев сказки на добрых и злых. Положительные персонажи — это друзья Чиполлино: впечатлительный граф Вишенка, милая деревенская девочка Редиска, служанка во дворце Земляничка, добродушный Тыква, ученый и скрипач профессор Груша. Все они помогают отважному Чиполлино освободить отца из тюрьмы, куда того без вины бросили по приказу принца Лимона. Принц и его окружение — отрицательные герои в сказке. И сеньор Помидор, и графини Вишни, и герцог Мандарин с бароном Апельсином страшно мнительны, вредны, жестоки и жадны, а главное — обладают властью, которую используют только на собственное благо.
В путешествии по землям, на которых правит принц Лимон, Чиполлино сталкивается с несправедливостью таких правителей. Его доброе и горячее сердце не может оставаться равнодушным к бедам новых друзей. Вместе с ними он противостоит гневному, но глупому сеньору Помидору, помогает обиженным и бедным. Судьба сведет его с Вишенкой, мальчиком из графской семьи, совсем не похожим на своих чванливых и мелочных родственников. Дружба Чиполлино и Вишенки поможет не только освободить отца Чиполлино из тюрьмы, но и свергнуть дурных правителей этой сказочной страны.
Читатель до последней страницы переживает за главного героя и его друзей, которые храбро сражаются со своими недругами и в итоге выходят победителями. Разумеется, эта история имеет свой подтекст: социальная направленность её очевидна. Родари хотел объяснить ребятам, что жизнь часто устроена несправедливо, но юмор, смелость и настоящая дружба помогают преодолеть любые препятствия.
В другой знаменитой сказке Родари «Голубая стрела» главные герои — игрушки из магазина Феи, предназначенные для рождественских подарков: Полубородый капитан, Три марионетки, ковбои, индеец Серебряное Перо и другие. К сожалению, Фея, несмотря на свою доброту, не может раздавать подарки бесплатно, ведь ей нужны деньги, чтобы покупать новые, содержать лавку и платить жалование своей служанке Терезе. Поэтому те дети, чьи родители бедны, не получают подарков на Рождество. Среди таких детей и маленький Франческо, мечтающий о поезде под названием Голубая стрела. Его мама и так задолжала Фее за прошлогодние подарки. Игрушки жалеют мальчика и сбегают от Феи, чтобы исполнить детскую мечту. По дороге они встречают много бедных, часто голодных и замёрзших ребятишек, оставшихся без праздника, и тогда какая-нибудь игрушка остаётся со своим новым хозяином. Пёс по имени Кнопка остается с Франческо, и они становятся друзьями. А старая Фея берёт мальчика в свой магазин, и теперь ему не нужно работать до глубокой ночи в кинотеатре, чтобы прокормить свою семью. Эта сказка осенена заметной грустью писателя, размышляющего о том, почему же детям приходится страдать в этом несовершенном мире: герои сказки Роберто и Франческо вынуждены трудиться наравне со взрослыми, а маленькая девочка замерзает с куклой в руках.
Сказка «Джельсомино в стране лжецов» рассказывает о необычном мальчике, Джельсомино. Он был наделён странным даром, очень громким голосом, но к сожалению этот дар приносил мальчику одни несчастья. Убедившись в том, что среди обычных людей спокойной жизни ему не будет, Джельсомино уходит из родного города. Путешествуя, он попадает в необычную страну, в которой чтобы купить хлеб, надо идти в канцелярский магазин, а в булочной продают краски и чернила на любой вкус. В этой стране люди вместо комплиментов говорят друг другу оскорбления, художники рисуют неправдоподобные картины, а в ходу только фальшивые деньги. Даже животные должны подчиняться законам, установленным, провозгласившим себя королём, пиратом Джакомоном: кошки лают, собаки мяукают, коровы ржут, как кони, а лошади мычат.
Когда страна называется Страной Лжецов, то хорошо живётся в ней только тем, кто умеет и любит врать. Честным людям в подобном государстве приходится слыть за сумасшедших. Но если все честные жители объединятся, то смогут раскрыть глаза незрячим. Хотя, в этой сказке глаза ни при чём, скорее уши. Главный герой Джельсомино обладает удивительным голосом, сила которого не только разбивает стёкла и зеркала, но и рушит стены.
Мне очень понравилась авторская мысль о том, что не стоит уничтожать здания и памятники во время народных революций, войн или восстаний. В этой сказке мальчик оставляет колонну, на которой изображены вымышленные походы и подвиги короля Джакомона, не соглашаясь с требованием народной толпы снести и её. Изображенная на ней ложь будет напоминать людям о тех временах, когда страной правил беззастенчивый лжец.
Эта книга заставила меня задуматься и над тем, что человек, который говорит правду, обладает и другими положительными качествами: добротой, отзывчивостью, храбростью. Он и внешне привлекателен. Не случайно Родари наделил Джельсомино громким голосом — ведь правду надо говорить так, чтобы её все слышали. А главного лгуна Джокомоне Первого писатель представил внешне неприятным.
На международном уровне творчество талантливого итальянца впервые заметили в СССР. Именно Советский Союз стал отправной точкой, с которой началась мировая известность Родари. В 1952 году Родари посетил Советский Союз в первый, но не единственный раз. Джанни Родари, как писатель, стал известен во всем мире благодаря замечательному детскому поэту С. Я. Маршаку, который в 1953 году перевёл «Приключения Чиполлино» на русский язык. По «Приключениям Чиполлино» в бывшем СССР были сняты мультфильм, а затем и фильм-сказка, в котором Джанни Родари сыграл роль самого себя. Сказка сначала заворожила советских детей, а затем и ребят по всему миру.
А вот на Родине писателя дела обстояли по другому. После публикации своей первой педагогической книги «Пионерское руководство» в 1951 году Джанни Родари был отлучен от Церкви Ватиканом как «бывший христианский семинарист, ставший дьявольским». По этой причине книги автора были сожжены во дворах приходов.
И только в 1967 году Джанни Родари был признан лучшим писателем Италии. К автору, наконец, пришло призвание, его книги начали издаваться миллионными тиражами и были переведены на десятки языков мира. Родари ещё раз подтвердил свой гениальный талант в 1970 году, когда получил Международную золотую медаль имени Ганса Христиана Андерсена – высшую награду в детской литературе.
Джанни Родари, веселый, неунывающий, неистощимый на выдумки и очень добрый сказочник, подарил детворе множество необыкновенных историй, с которыми можно играть, как с разноцветными мячиками: «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой стрелы», «Джельсомино в стране лжецов», «Как путешествовал Джованнино по прозванию Бездельник», «Жил был дважды барон Ламберто». А еще есть книга «Грамматика фантазии» его единственная теоретическая книга, о том, как научить ребят фантазировать. Особое внимание автор уделял необходимости хорошего образования детей. С этой идеей была написана книга «Какие бывают ошибки», в которой грамматические ошибки оживают и становятся главными действующими лицами.
Писатель, сочиняющий для детей, обязательно должен быть немного волшебником, потому что маленькие читатели очень любят невероятные приключения, чудеса и, конечно же, картинки. Его книги учат добру, оптимизму, вере в мечту и дружбу.