Я уверен, что почти всем людям, которые появились в ночь до рассвета «Непобедимого Солнца» и после заката «Поколения «П»», знакомы Дни рождения. Причем знакомы по-особенному, не так как их предшественникам. Эти люди больше не мечтают увидеть звёзды через массивный диск иллюминатора, они спешат куда-то по своим земным делам, а праздничные даты — простой рудимент в их и без того скучной жизни.
Думаю, если бы я жил во времена Демокрита или Хэвлока Витинари, я бы сказал, что праздники являются одним из слонов, на которых держится наша Земля, ведь праздники — это некий элемент сплочения, поддерживающий общение между даже малознакомыми людьми. Однако я живу во времена, когда принято считать, что слоны и черепахи держатся на Земле, а не наоборот. Как только люди заметили эту истину, слон, олицетворяющий праздники, погиб, а вернее, все поняли, что его не было вовсе. Времена меняются, и вместе с цифрой, обозначающей год на календаре, меняются люди, их взгляды и принципы. Думаю, в нашем веке праздник можно сравнить с рекламой. Как писал Виктор Пелевин в романе «Generation «П»»: «Всегда рекламируются не вещи, а простое человеческое счастье», и ведь, если задуматься, то можно прийти к выводу, что праздники — та же реклама, только в данном случае гости платят не за свое счастье, а за счастье условного именинника. Дни рождения, свадьбы, Новый Год — всё это — одна большая реклама, имеющая одну и ту же суть, но разные названия. Очень просто смоделировать ситуацию, подтверждающую мою мысль, ведь в двадцать первом веке люди живут по фейербаховской философии, не забывая о кантовской, то есть для достижения материального успеха, задействуют эмоции, и не всегда эти эмоции являются настоящими. Представим сотрудника и начальника одного и того же предприятия. Сотрудник будет хорошо относится к своему руководителю, дарить великолепные подарки и тому подобное, чтобы сделать карьерную лестницу карьерной тропой, обнеся её каменными плитами и фонарными столбами, которые станут освещать приятную и короткую дорожку к цели. В свою очередь начальник предприятия будет играть роль доброго друга, имеющего на привязи стаю верных псов и прибыль со своих праздников.
Конечно, звучит слегка гиперболизировано, да и кто в здравом уме будет думать о праздниках, как о товарооборотных махинациях? Разумеется, никто, но всё же стоит задуматься.
И было бы неплохо смоделировать ещё одну ситуацию, которую в принципе большинство может отыскать в тёмных закоулках памяти. Представим, что у бабушкиной подруги, которую Вы даже никогда не видели, День рождения. Вы читаете книгу, и взгляд дошёл уже до середины страницы, а предложение всё не хочет заканчиваться, но Вы так увлечены, что только рады этой бесконечной пробежке глаз. Но вдруг резко открывается дверь, и влетает радостная бабушка с телефоном в руке, с этим злосчастным аппаратом, из которого доносятся крикливые звуки «Спасибо-спасибо!». Наблюдая за этим собственноглазно, думаю, многим захочется, чтобы в них вселился некто другой, ведь подобную ситуацию сложно назвать приятным времяпровождением. И это — только чужой День рождения, страшно даже подумать про свой…
Лёжа на спине приятно ощущать матрас под своей силой тяжести, глубокие вдохи наполняют воздухом лёгкие, а душа летает по комнате, исследуя уголки плинтусов и дожидаясь, когда можно будет заскочить в своё тело, такое бренное без неё. Казалось, наступивший день обещает быть лучшим или хотя бы стереотипно праздничным, но всё равно не сдерживает обещания с самого утра. Из коридора доносится громкий и противный зов злосчастного аппарата, который бы вытолкнул даже Белоснежку из её вечного сна на побережье бодрствования своими звуковыми волнами. Видя, что тело уже встало с кровати, душа резко влетает в него, а бредущий к источнику мерзкого дребезжания резко полнеет на двадцать один грамм, что спросонок кажется неподъемной тяжестью. Приложив трубку к уху, путник слышит знакомый голос, который так сердечно благодарил его в памятную дату, в День рождения бабушкиной подруги. Надеешься, что произойдет засор в раковине уха, но нет, поток информации продолжается, ноги начинают подкашиваться, кружится голова, а значит — этот день придется прожить в теле зомби, и прощай, долгожданный День рождения.
Думаю, из этих сюжетов можно понять, почему я, как Петров из романа Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» притворяюсь, что у меня нет телефона в принципе. И при всем желании пообщаться на расстоянии или договориться о встрече, это просто не представляется мне возможным. Ведь это — самая удобная позиция, быть отрезанным от всего мира. Возможно, в будущем люди будут жить в стеклянных шарах, иногда выходя в виртуальную реальность, примерно, как в романе Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться». Наверное, не зря Виктор Пелевин живёт в похожей обстановке уже двадцать лет, выходя в виртуальную реальность, что рождается из-под его пера.
«Слова, предназначенные для одного человека, ничего не дадут другому» — очередная цитата Виктора Олеговича, значение которой можно трактовать по-разному. Думаю, в данном контексте она может объяснить, почему человек рад слышать слова от одних людей нежели от других. Кто-то, кто хочет поздравить с праздником человека искренне, от чистого сердца, сможет сделать это одним предложением, а кто-то, разглагольствуя полчаса и желая всего на свете, просто возьмёт эту речь с какого-нибудь сайта и будет поддерживать отношения с Вами в собственных интересах. На ментальном уровне каждый способен узреть истину, но часто помехой становятся розовые очки, которые Вам надевают на каждое торжество. Думаю, что я делаю правильно, не поздравляя многих людей, когда вижу уведомления об их Днях рождения в социальных сетях, ведь в этом нет смысла. Разве я получу удовольствие от того, что напишу три слова какому-то человеку? Если ему нет до меня дела, он ответит: «Спасибо», не спросив ничего о моей жизни. Это называется радость? Разве не лучше просто идти к своей Оптине Пустынь, не отвлекаясь на мелочь, что лежит на дороге? Но почему-то сегодня люди, отвечая на эти вопросы, говорят, что это называется вежливостью или элементарным правилом этикета. Но всё это выглядит как элемент образа и в слове «этикета» явно пропущена буква «к» (и это не корм «kitekat», а «этикетка»). И пока люди под солнцем называют праздники правилом этикета, пользуются ими, приобретая материальные ценности, истинная суть праздников не всплывёт на поверхность.