Принято заявок
2686

XII Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Трудный выбор

Шестиклассник Мишка Зубров думал о вчерашнем футбольном матче, пока весь класс во главе с математичкой Анастасией Львовной по прозвищу злыдня, которое полностью оправдывало ее самые яркие черты характера, решали уравнения.

Игра не задалась с самого начала. В этом был виноват Сережа Лисин, а отчасти и сам Мишка Зубров.

Все началось с того, что на вчерашнем уроке злыдня объявила: «Ребята, в следующей четверг состоится крошечная контрольная работа. Все, кто регулярно выполняет домашние задания и активно участвует на уроке, справится легко!»

По классу прошел недовольный гул. Больше всех волновался Мишка. Он не подходил не под одну из этих категорий. На уроках сидел тише воды ниже травы, а дома даже учебники не открывал.

А зачем? Все равно, ничего не понятно…

Тем не менее был уже вторник, а значит контрольная по математике не за горами. Мишка окинул класс глазами, его взгляд остановился на отличнике Сереже Лисине, сидящему перед ним. «Вот кто решит все мои проблемы и примеры,» — подумал Зубров.

Мишка хотел наладить отношения с отличником, поэтому после школы он предложил Сереже:

— Эй, Серый, ты пойдешь с нами в футбол играть?

— Давай, — обрадовался Лисин.

Футбольное поле располагалось на пустыре между старыми гаражами. Ворота ребята сами сделали из палок и старых шин, которые валялись неподалеку. Удобно, место уединенное и кричать сколько угодно можно, ведь гаражи уже лет десять никто не посещал.

Когда Мишка и Сережа подошли к полю, их встретили неодобрительными взглядами.

В то время, как Лисин снимал очки, к Зуброву подошел Федя Крапивин и спросил:

— А он мяч в руки брал?

— Брал, наверное…

Началась игра, и опасения Крапивина подтвердились. Лисин никогда не играл в футбол. Когда мяч летел в сторону ворот, где стоял вратарь-отличник, ребята постоянно перехватывали его. Но два роковых гола избежать все-таки не удалось.

Так и закончилась игра со счетом два ноль в пользу наших противников. Тогда капитан команды Вася Потапов набросился на Лисина: «Ты что?! Совсем сдурел?! Футбол – это тебе не задачки по математике решать! Отличник, тоже мне! Не умеешь, так и не берись!»

Мишка старался защитить Сережу, хотя и понимал, что вратарь он плохой. Лисин обиделся и ушел. Теперь он ни с кем не разговаривает, в том числе и с Зубровым, к которому вместо пятерки приближалась двойка за контрольную.

— Зубров! Зубров! Ты меня слышишь?

О, нет. Это был голос злыдни.

— Где твое решение уравнений? — спросила Анастасия Львовна, — Сидит, мечтает, бездельник. Два за работу на уроке!

И с этими словами злыдня направилась к компьютеру, чтобы выставить в журнал очередного черного лебедя, так она называла двойку.

В классе послышался смех. Громче всех хохотала Лена Синицына, которая сидела с Мишкой за одной партой. Этот смех был гадкий, неправильный. Разве можно смеяться над человеческим горем? Мишка со всей силой толкнул Ленку под партой, чтобы не было так весело.

У девочки округлились глаза, и не прошло и минуты, как она выкрикнула:

— Анастасия Львовна, Зубров опять толкается!

Математичка повернулась, и началось все сначала:

— Ах, ты бездельник! …

«Сегодняшний день точно не задался,» — рассуждал Мишка, идя на пустырь. А завтра…Ему не хотелось думать о том, что будет завтра. «Живи одним днем» — вот его девиз. Но все равно мысли о неизбежной контрольной всплывали. Одно радует – сегодня до вечера можно играть в футбол.

Когда Мишка дошел до пустыря, то там уже собралась приличная компания.

-Здорово! А ты чего без зубрилы или сам им стал? — спросил двоечник из 7 «В» Дима Кольянов.

-Отстань, Кольян! Не до тебя,- отмахнулся Мишка.

— И правда, чего ты к человеку пристал? — вступился за Мишку Костя Малинин.

— Не понял. А вы чего, нарываетесь?

Тут уже все начали кричать. Кто-то кого-то толкнул и началась драка.

В итоге, вместо футбола Мишка повредил руку. Сломал или вывихнул, сразу не разберешь. Как на зло левую. Теперь он не сможет играть в футбол, а на контрольную по математике пойти сможет. Как не честен мир!

Когда Мишка зашел в квартиру, родители уже были дома.

— На кого ты похож? И где ты был? — спросила мама.

Мишка не стал отвечать, а только снял пальто.

— Я с кем разговариваю?

— Мам, у меня рука болит.

— Левая или правая? – с беспокойством спросила мама.

Ну приехали, родная мать издевается.

— Левая.

— А ну, покажи.

— Антон, иди сюда! У ребенка вся рука синяя.

Папа медленно и неохотно встал с дивана.

— Не вижу в этом никакой проблемы. Наверное, подрался с кем-нибудь.

— Подрался? – лицо мамы побледнело, она схватилась за сердце.

— Все мальчишки дерутся. Вот я в его годы…

— Хватит, мне совершенно не интересно, что было тридцать лет тому назад. Твой сын ранен!

— Миш, покажи руку, — сказал папа.

Родители переключились на меня.

Папа осмотрел руку, и объявил, что ничего страшного нет. Мама настаивала на том, что надо немедленно вызвать врача. Они немного поспорили, а потом решили, что сына надо срочно уложить в постель.

Мишка проснулся поздно. Рука очень болела, а еще затылок, по которому ему вчера Кольян ударил портфелем.

Он позвал маму. Она прибежала быстро.

— Сыночек, как ты себя чувствуешь?

— Рука болит.

— Я позвонила в поликлинику. Через час придет врач.

Мама ушла. А Мишка откинулся на подушку и забылся в болезненном сне.

Проснулся он от того, что к нему прикасались чьи-то холодные пальцы, словно по телу бегали несколько лягушек. Мишка открыл глаза. Перед ним стояла мама и незнакомая женщина в белом халате, которая оказалась врачом.

— Ой проснулся! Доброе утро. Я – доктор, — сказала женщина.

— Здравствуйте, — поприветствовал Мишка врача, — А что у меня с рукой?

— Ничего страшного. Обычный ушиб. Но только очень сильный. Прикладывай лед к ушибу утром и вечером, — потом она обратилась к маме – Ему лучше три дня побыть дома и меньше двигаться.

— Хорошо, — сказала мама.

Мишка попрощался с доктором. Минуту лежал не шевелясь, а потом понял, что пропустит контрольную по математике.

— Ура!!! – закричал Мишка.

Прошло три часа.

— Мишка, у нас гости, — это был голос мамы, — Тетя Люся приехала!

Пока Мишка вставал с кровати и надевал тапки, то старался прикинуть: «Кто такая тетя Люся?»

Когда он вышел в коридор, мама обнималась с незнакомой женщиной.

— Здравствуйте, — сказал Мишка.

Женщина обернулась и кинулась его обнимать.

— Мишенька, как ты вырос!

Мишенька опешил. Наверное мама заметила это и сказала:

— Это тетя Люся, моя сестра. Восемь лет она жила в Воронеже, а теперь купила квартиру в нашем доме.

Тетя Люся ответила:

— Да, да, так оно и есть, — и затараторила о погоде, о природе и о всякой всячине.

А потом вдруг что-то вспомнила и обернулась на дверь, где стоял какой-то низкий толстый мальчик, которого Мишка сразу не заметил.

— Толя, поздоровайся же с братом, — сказала тетя Люся.

Мальчик подошел к Мишке.

— Здравствуйте, меня зовут Анатолий.

— Миша.

— Ну вот и познакомились, — сказала мама, — теперь пойдемте пить чай.

За столом Мишка узнал, что Анатолий его ровесник и будет учиться с ним в одном классе, а еще он оказывается отличник.

«Это хорошо иметь брата зубрилу, даже Лисин не пригодится» — подумал Мишка.

Его сладкие грезы отвлекли страшные мамины слова:

— Людмила, ты ж учительница математики. Позанимайся, пожалуйста, с Мишей, а то он совсем плавает.

— Да, без проблем,- сказала тетя Люся и коварно мне улыбнулась.

Потом речь зашла о Толе.

— Мой Анатолий – гений, — говорила тетя Люся, — Слышала бы ты Танечка, как он играет Моцарта.

Маме стало грустно, что она не может об Мишке ничего рассказать хорошего. И она начала расспрашивать про Толю:

— Я полагаю, что он ходит в музыкальную школу?

— Да, — ответила тетя Люся, — Мальчику надо развиваться, а в Москве для этого больше возможностей. А Миша разве ни на чем не играет?

— Нет, — вздохнула мама, — Но я бы хотела, чтобы он занялся музыкой. Как ты думаешь не поздно ли начать?

— Начать никогда не поздно! Он может ходить в музыкальную школу. Там есть один преподаватель. Просто прекрасная женщина! Она согласилась заниматься с Толей дополнительно по фортепиано. Я поговорю с ней, я уверена, что такой великодушный человек не откажется заниматься с Мишей.

Мишка подавился чаем. За что? От мамы он такого точно не ожидал. Заниматься математикой и бренчать на пианино? Что может быть хуже?

Самое обидное, что и папа вечером поддержал эту идею:

— Ну и правильно! Нечего балбесничать! Двойка по математике, куда это годится?

А он-то думал, что папа примет его сторону.

Вот вам и тетя Люся.

Теперь днем Мишка ходил в школу вместе с Толей. После этого они шли домой к тете Люсе. У них Миша занимался математикой, пока двоюродный брат делал уроки. Затем три раза в неделю были занятия музыкой у прекрасного преподавателя, а в остальные дни играл на пианино под строгим контролем тети Люси. Когда он приходил домой, то допоздна делал уроки, папа лично проверял не только наличие домашней работы, но и ее содержание.

Мишка как будто опускался в невидимую пропасть, все дальше и дальше.

Вместо футбола – музыка, которую он терпеть не мог.

Надо было что-то с этим делать. Но была хорошая сторона происходящего. Математика оказалась совсем не трудная, а наоборот интересная. Злыдня Мишку хвалила перед всем классом! Как приятно!

Он даже объяснил своей соседке по парте Ленке Синицыной одно очень сложное уравнение. А после уроков проводил ее домой.

Так прошел месяц.

Вчера врач осмотрела его руку. Все прошло. Теперь Мишке можно играть в футбол.

За столько времени он первый раз пришел на футбольное поле. Ребята все знали и сочувствовали ему.

— Слушай, Миш, а Толик этот умеет в футбол играть? – спросил Зуброва Малинин.

— Да где там? Нет, конечно

— А может быть позовешь его завтра на поле? – сказал Колян, который всеми силами старался загладить свою вину

Решено единогласно. Ребята позовут его на поле налаживать отношения. Потом они попросят, чтобы Толик объяснил тети Люси, что Мишка сам справится с математикой.

Толя сразу согласился пойти на поле. Оказалось, правда, что он играет еще хуже, чем Лисин. Но все его поддерживали и не обращали внимания на ошибки. Вечером он сказал дома, что ему понравилось играть.

Тетя Люся сказала, что будет неплохо, если Толик и Мишка будут после школы играть в футбол. Свежий воздух полезен. Тем более, что Миша сам теперь занимается и стал разбираться в математике лучше всех в классе.

Ура! Осталась музыка.

Кстати, через две недели Мишке предстояло сыграть на концерте мелодию, которую мы уже полтора месяца репетировали с педагогом.

Но у него был уже свой план.

Наступил день концерта. Ведущая объявила выход Толика. В зале раздались аплодисменты. Пока он покорял зрителей Чайковским Мишка морально готовился к своему выходу. После брата выступали еще две десятилетние девочки.

Но вот ведущая объявила:

— Следующий номер нам представит Михаил Зубров.

Раздались аплодисменты. Мишка вышел на сцену. В переднем ряду сидели мама, папа и тетя Люся. Глядя прямо на них он произнес:

— Я не буду больше заниматься музыкой. Я стану великим футболистом,-Мишка посмотрел на тетю Люсю и добавил, — хотя, может быть и математиком.

И сбежал со сцены. Конечно, потом без скандала не обошлось, но все закончилось гораздо лучше, чем кто-либо мог предполагать.

Вечером мама сказала:

— Если ты не хочешь заниматься музыкой, то не занимайся. Помни, что родители желают тебе добра, но конечный выбор всегда за тобой.

Пахомова Анастасия Геннадьевна
Страна: Россия
Город: Электросталь