Принято заявок
2688

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Транзит во взрослую жизнь: цена билета (по мотивам фильма «Общество мертвых поэтов», Питера Уира)

«Спектакль на сцене мира не закончен, вы сами можете закончить стих»

Юношеский максимализм, излишние мечтания, попытка в нонконформизм и

антиутопию – это ли не те сопутствующие понятия, которые сопровождают

нас на перемирии двух временных отрезков. Там, где мы, возможно, останемся

ужасным сонмом взрослеющих юнцов. Там, где нас перестанет сопровождать

верный учитель и наставник, напевающий себе под нос 8 увертюру

Чайковского. Там, где не будет возможности прийти в комнату для отдыха и

обсуждать сложные задачи, тригонометрию. Там, где не получится избавиться

от ментальных проблем за решением задачи номер 5. Там, где будут пестреть

и надоедать приевшиеся мотивационные надписи «capre diem». Там, где

понятия «традиции. честь. дисциплина. совершенство» будут укоренены. Там,

где нас будут встречать под марш «Бравая Шотландия». Но что же будет до

этого, ценой чего мы попадем в этот период?

Мы попадем в неизведанный промежуток под названием «взрослая жизнь» с

определенным багажом. Туда мы поместим тот склад, который обычно

перевозят с предупреждающими надписями и стикерами «хрупко!»: амбиции,

чувство непобедимости, ключи ко всем дверям. Может, стоит предупредить

нас, что за перевес тоже нужно будет платить? Что в ручную кладь не

поместится томик Байрона, учебник химии и планы на «предстоящие великие

дела». Что, будучи подростком, мне пришлось переселить и променять

оригинальную трилогию звездных войн на материалы по подготовке к

экзаменам и олимпиадам. Джорджа Лукаса сменили Лотман,

Томашевский, Гаспаров, а Люка Скайуокера и других не менее

известных героев пришлось заменить на персонажей классической

литературы. Отсюда и складывается первый тезис.

1. Отказ от привычного, адаптация к новым условиям и вынужденные

меры – «Добро пожаловать в Чистилище»

Приспособление к тем или иным ситуациям, развитие эмоционального

интеллекта и умение собрать конгломерацию – одни из тех самых softskills, которые, исходя из исследования World Economic Forum в Future

of Jobs report (https://perm.hse.ru/news/243254110.html), пригодятся в

дальнейшей карьерной специфике. Пригодится ли нам выражение

учителя математики «изучение тригонометрии требует абсолютной

точности»? Пригодится ли нам формула величины стихотворного

произведения? Пригодится ли нам метод оценки поэзии? Зачем сводить

всё к систематизации, почему бы не учиться думать самостоятельно? К

этому вопросу приходит и Джон Китинг, которого, в попытке отойти от

«системы», прийти к диалогу с литературой, и развить «креативное»

мышление в потоке изощрения когнитивного мышления, настигает

череда непредвиденных обстоятельств и летальность исхода.

Срабатывает ли его контраргумент «дело не в стремлении творить, а в

том, чтобы мыслить свободно? Безусловно, но проблема в буквальном

восприятии информации и выходе из обусловленных рамок.

Тогда, построив воображаемую линию между «Божественной

комедией» и «Обществом мертвых поэтов», прототипом для структуры

школьного образования становятся девять кругов ада Данте

(гиперболизировано), а Вергилием (тенью великого поэта, проводником

по Аду и Чистилищу) предстает сам преподаватель английской

словесности – Джон Китинг. Несоответствие традиционным методам

преподавания, наставления и мотивационные оды приводят учеников к

тому самому чистилищу – они становятся заинтересованы и

пробуждены к изучению литературы, начав мыслить не поверхностно.

2. «Забудь, как это задумано»

Как бы ни было нагромождающе и нагнетающе это слышать, но

придется «выпуститься» в свободное плавание. Придется заново

формировать свои взгляды, привыкать к новым традициям и тщательно

следить за тем, чтобы твои мысли оставались твоей интеллектуальной

собственностью. Собственное мнение складывается не только из

персонализации усвоенной информации, социализации в тех или иных

аспектах, личного опыта, но и вследствие воздействия внешних

источников.

Самостоятельность мысли может превратиться в «цитирование», а

возможности критического мышления будут размыты. Из-за этого и

возникает сложность выработать собственные убеждения перед лицом

остальных. С ними же и ошибочные суждения насчет эмоциональной

зрелости: «им подобает думать соответственно их возрасту, не путайте с

собой»

«Мы постоянно должны пробовать увидеть вещи по-другому» — вот что

сказал Джон Китинг, встав ногами на кафедру, смотря на аудиторию

свысока. Видение и мировоззрение компонуется на протяжении всей

жизни, отношение к вещам точно так же – и самое главное, что нельзя

найти единую «истину», единый «здоровый образ жизни» и единый

принцип маркетинга. Да, существует девиантное поведение,

разновидности нормы и вандализм, который часто путают с искусством.

Точно так же, как и существовали страницы хрестоматии из раздела

«понимание поэзии». Точно так же, как и сейчас существует анализ

стихотворения по размеру, рифме и образной системе. Но вместе с ними

сосуществуют и агитации, оригинальность мысли. Вместе с ними

сосуществуют и возможности избежать жизни в тихом помешательстве.

Вместе с этой возможностью – повышение квалификации,

восприимчивость к смене обстановки и другие факторы, поджидающие

нас во взрослой жизни. Ради той самой насыщенной жизни

необязательно ставить всё с ног на голову – главное помнить

небезызвестную притчу «пользуйся днем, меньше всего веря

грядущему». Тут ни к чему деструктивный перфекционизм. Не стоит

выдумывать новые миры и создавать новых богов, достаточно войти в

положение существующего

3. «Чтоб не понять на смертном одре, что я не жил» или «Не поздно новый

мир искать»

Цена билета во взрослую жизнь измеряется вовсе не в валюте и не в

одних только переживаниях. Цена билета во взрослую жизнь измеряется

не только стоимостью высшего образования и, по секрету, не

заканчивается на нем. Цена билета во взрослую жизнь – поиск подхода,

привыкания и укрощения трудностей. Никогда не поздно «поменять»

билет, можно сменить сферу деятельности, среду обитания, каким бы

трудным не казалось это испытание. Это доказывает проведенное

исследование Н.В и Н.А Батуриных, Е.И, Плакиды «Психологические

ресурсы лиц, сменивших профессию»: К числу психологических

ресурсов, способствующих принятию решения о смене профессии,

можно отнести: осмысленность жизни, готовность к

изменениям, жизнестойкость и самоэффективность. Стоит ли бояться

перемен?

Нет. Стабильность – структуированное понятие и иллюзия, а

нам с вами предстоит понять, что в «спектакле жизни» актерами

являемся мы и жить, «чтобы быть хозяином жизни, а не рабом её». Не

поздно также вернуться к истокам и обратиться к ним, как это сделал

Джон Китинг – не поздно и завлечь в свое дело дерзкие мечты. Не

поздно повторить ситуацию, произошедшую с Тоддом Эндерсеном — не

поздно перебороть себя и открыть обличие поэта. Не поздно писать

поэмы, завлекать себя в увлекательные дебри и исследовать

возможности в совершенстве получить превосходство.

И всё-таки, цена билета заключается не в отказе от собственных суждений,

оказании снисхождения, поступлении в престижные высшие учебные области.

Цена билета – наши ожидания, наш багаж, осуществление задуманного и

неизвестность. Точно так же, как и мы представляем из себя намного больше,

чем наши награды, мечты в прекрасное будущее и предрассудки родителей.

Точно так же, как и Нил Пэрри представлял из себя больше, чем отличник.

Только не каждый сможет расплатиться

Просвирнина Олеся Николаевна
Страна: Россия
Город: Новоуральск