Спасибо Александру Щербине за песню «Кофточка тчк»,
благодаря которой появилась эта пьеса.
Действующие лица:
ШУРОЧКА, муза маленького писателя
ВЕРА, муза большого писателя
АСЯ, муза детского писателя
МИЯ, муза поэта
ЭЛЯ, муза фантаста
ЭМИЛИЯ, муза детектива
ЛАДА, муза барда
ПИСАТЕЛЬ
(Небольшой офис. В комнате шесть столов и стульев за ними разной формы. Столы расставлены П-образно. На каждом из них дисковый телефон и стопка бумаг. На одном из столов стоит старый компьютер. Вместо седьмого стола — низкий журнальный столик и оранжевый диван. На диване гитара. Утро. Из граммофона на столике звучит бодрая музыка. В комнате по одной появляются музы и садятся на свои места. За компьютером — Эля, на диване — Лада. Лада выключает музыку.)
ЭЛЯ (читает). …крениотический Эритонг был совсем близко. Ступив ногой на нетвёрдую землю, Ларс открыл глаза. В городе будущего пели голографические соловьи, летали склиссы. Это было зарево нового мира великой Сенитры.
АСЯ. Я поняла только про склиссов.
ЭЛЯ. Поговорила с Булычёвым, сказал, поделится.
АСЯ. Так он 20 лет уже про Эриронг пишет?
ЭЛЯ. Ага.
АСЯ. Ну ты даёшь, Элька. У меня бы голова вскипела.
ЭМИЛИЯ (низким голосом). А с авторскими там что? Не пропишут за склиссов?
ВЕРА. Могут.
ЭЛЯ. Не должны.
(Пишут. Эмилия бросает писать, складывает ноги в кожаных сапогах на стол. Закуривает.)
ЭЛЯ. Ну разрыв! Где ты такое золото откопала?
ЭМИЛИЯ (усмехаясь). «Значит, хорошие сапоги, надо брать.»
ШУРОЧКА (искренне). Очень хорошие. (Продолжает писать.)
ВЕРА (Шурочке). Шурочка, поверь мне на слово. Очень хорошие сапоги — отнюдь не лучшее выражение для нас. Ведь так и продиктуешь.
ШУРОЧКА (улыбаясь). Тогда первоклассные.
ВЕРА. Превосходные.
ШУРОЧКА. А если рассказ, например, про деревенского рыбака? Он так и скажет: «первоклассные я купил сапоги»!
ВЕРА (улыбаясь). Не часто с нас спрашивают рассказы о рыбаках. Может, оно и к лучшему.
АСЯ (увлечённо записывая). Выглянуло солнышко из-за серых туч… 1
ЛАДА. Золотистым зёрнышком брызнул первый луч.
АСЯ. Подходит!
ЛАДА. Птицы радостной гурьбой запоют весною…(Вздыхает.) Где, в каких краях, встретишься со мною. 2
АСЯ. Нескладно.
ВЕРА. Лада, не стоит.
ЛАДА (играет нестройным перебором). Милая моя-я-я…Солнышко лесное-е-е…
ВЕРА. Лада, прошу тебя.
ЛАДА (убирает гитару). Мамина песня. Мама её придумала.
ШУРОЧКА. Правда? А… (Смотрит на Мию.)
МИЯ. Чему тут удивляться? Дело принципа. Кто-то моей звонил. Кто-то Ладиной. Хотя моей всё-таки именитые звонили. Классики. Пастернак, например.
ЛАДА. Подумаешь, именитые! Мне мама напоследок тетрадку подарила. С самыми важными разговорами. И как ты думаешь, чей автограф на обложке?
МИЯ. Ну?
ЛАДА (с гордостью). Владимира Семёныча Высоцкого. (Встаёт в позу с гитарой.)
ЭЛЯ. Серьёзно?
ЛАДА. Ага. На Таганке после спектакля встретились. Она к нему подбегает, говорит: «Вот Гамлет спрашивает: «быть или не быть?». А Вы, Владимир Семёнович, как считаете — писать или не писать?»
ЭЛЯ. А он?
ЛАДА. А он улыбнулся так, как он умеет, и сказал: «их много — слов, но всё же, если можешь, скажи, когда не можешь не сказать.» 3
ЭЛЯ. В точку.
ВЕРА. А голос не узнал?
ЛАДА. Там шумно было. Цветы актёрам дарили, всё такое.
ВЕРА. А если б узнал, пошёл бы за ней и влюбился.
ЛАДА (задумчиво). Да. Но мама быстро бегает.
АСЯ. Ой, девочки, как я люблю то, что мы делаем! Это ж, если представить…чудеса! Меня сегодня дети у калитки остановили, представляете? Букетик подарили. (перебирает в руках бумажный букет.) Говорят: тётя, вы такая красивая! Это я тётя?
ЭМИЛИЯ. Будь тебе сорок, сказали, что ты бабушка. А двадцать для них вообще непонятно что. Дети 7-10 лет, а раньше тем более, вообще не разбираются в человеческом возрасте. (Пауза.) Но убийц распознают хорошо. По бороде. Или усам. Даже по взгляду.
ЭЛЯ. Девочки, мАстерски или мастерскИ?
ДЕВОЧКИ (хором). МастерскИ!
ЭЛЯ. Ой. (Исправляет ошибку. Звонит телефон.) Ну всё, девочки, от винта! (Отвечает.) Союз поддержки поэтов и писателей «Строчка за строчкой», Элеонора слушает Вас. Продолжаю роман «Ларс и возмездие Сенитры». Приготовила для Вас три идеи для новой сюжетной линии. Как? Но вы столько работали, неужели… Простите. О чём бы Вы хотели написать новый роман? Романы, извините. Извините, Вам не кажется, что название… Извините. Вы не могли бы мне перезвонить? (Бросает трубку.)
ШУРОЧКА. Что там?
ЭЛЯ (судорожно соображая). Он бросил Ларса. Двадцать лет! Боже мой. Да я ради этого Ларса все запасники перечитала…Теперь он пишет «Войну миров».
ВЕРА. «Войну миров»?
ЭЛЯ. Три научно-фантастических романа с общей концепцией, одним героем, кучей планет и цивилизаций. И это после Ларса!
ЭМИЛИЯ. А с авторскими там что? Название-то…
ЭЛЯ. Ты про Уэллса? Он решил его переплюнуть!
ВЕРА. Превзойти.
ЭЛЯ. Переплюнуть, Вер! Он марсианами не ограничится. Ему нужны новые цивилизации на новых планетах. Новых! Это не с нуля начать, а с минус единицы. (Встаёт, берёт в руки стопку бумаги. Читает верхний лист.) Склиссы, Сенитра…Вот тебе и зарево нового мира. (Убирает на полку, садится обратно.)
ШУРОЧКА. Эля, мы что-нибудь придумаем.
ЭЛЯ. Ага. (Перебирает оставшиеся стопки.) Рассказ о кибер-старушке, повесть вневременных лет, «Мириады светил» …ничего подобного.
ВЕРА. Эля, чужое даже не читай.
ЭЛЯ. Легко сказать! Может быть, легче будет им новое предложить?
(Звонит телефон Аси.)
АСЯ. Я нервничаю что-то.
ЛАДА. Ася, не боись! Мы рядом.
АСЯ. (отвечает) Союз поддержки поэтов и писателей «Строчка за строчкой», Арсения слушает Вас. Хорошо. Стихи или прозу? Давайте прозу. Какая тема? Боулинг? Буллинг. (Зажимает трубку рукой, обращается к девочкам.) Что это такое?
ВЕРА. (не сразу) Травля.
АСЯ. Травля? В детском саду? Они же будут бояться туда ходить, Вы представляете?
ВЕРА. Спроси, на какой возраст.
АСЯ. А какой возраст? Послушайте, но ведь им рано такое читать!
(Звонит телефон Эли.)
ЭЛЯ. (отвечает) Союз поддержки…Вы не ошиблись. Элеонора слушает Вас. Я предлагаю вам не откладывать надолго роман «Ларс и возмездие Сенитры». Его проблематика ещё актуальна… «Война миров» едва ли сможет пере…превзойти успех «Ларса и возмездия Сенитры», созданная за такой короткий срок. Нет, я хочу помочь Вам.
(Звонит телефон Эмилии. Звонки и голоса постепенно сливаются в шум.)
ЭМИЛИЯ. Союз поддержки поэтов и писателей «Строчка за строчкой», Эмилия слушает Вас. Семь убийств? Помилуйте, на четыре главы — это чересчур.
ВЕРА. Союз поддержки поэтов и писателей «Строчка за строчкой», Вера слушает Вас! Хотела Вам предложить…Как? Насовсем?..
МИЯ. Союз поддержки поэтов и писателей «Строчка за строчкой», Мия слушает Вас! Говорите пожалуйста громче, я Вас не слышу! Небо…клетка…замёрзшие пальцы…Я не могу уловить нить, повторите пожалуйста!
(Ладе и Шурочке не звонят. Они переглядываются. Лада пожимает плечами. Шурочка вслушивается в разговоры. Звонит телефон Шурочки. Голоса стихают.)
ШУРОЧКА. Союз поддержки поэтов и писателей «Строчка за строчкой», Александра слушает Вас. Готова развить Вашу идею. «Евгений КринжОнегин»? Простите, я ничего не понимаю. Вы хотите взять за основу текст Пушкина? Тема абьюзивных отношений… Послушайте, но ведь это ерунда. Да, ерунда! И разве можно так обращаться с классиками? Их имена прописаны в истории золотыми буквами, а вы… Нет, я не буду с вами работать над этим романом! Ни за что! (Бросает трубку.)
ВЕРА. Шурочка, перезвоните ему сейчас же.
ЭЛЯ. А с какой стати, Вер? «КринжОнегин» тебя не смутил?
ВЕРА. Пункт.7 Правил Союза поддержки поэтов и писателей «Строчка за строчкой» гласит: «Какова бы ни была идея, предложенная Писателем, Муза не имеет права её отвергать, но имеет право развивать её в наиболее оригинальном направлении.»
(Лада начинает настраивать гитару на слух.)
ЭЛЯ. Куда уж тут оригинальней.
ВЕРА. Значит надо работать, с тем что есть! Направлять его мысль, давать советы. Если идея гиблая, она исчерпает сама себя и исчезнет из мира.
ЛАДА. (задорно) Эх! А мне так и не позвонили.
ВЕРА. Надо было искать положительные стороны и подчёркивать их.
ШУРОЧКА. Он сказал, что никогда не поздно дать классике новое дыхание.
ЭМИЛИЯ. Такими темпами классика задохнётся от переизбытка кислорода.
ЭЛЯ. Вера, ну какой в этом смысл? Сам же он ничего не сочинит. И идея, как ты говоришь, исчерпает себя ещё быстрее.
АСЯ. Звучит хорошо.
ВЕРА. Лада, ну сколько можно?
ЭЛЯ. А классики! Ты слышала, что он сказал?
ВЕРА. Слышала. Но как бы это ни было возмутительно, что мы с этим можем сделать? Может быть, он ещё совсем юн, и не осознаёт, что он говорит.
ШУРОЧКА. Он не настолько маленький писатель. Ему около тридцати.
ВЕРА. «O tempora, o mores»! Да что же происходит с нами сегодня?
ЭМИЛИЯ. (закуривает) Мы падаем в постмодерн со скоростью метеорита.
ЭЛЯ. Сплюнь.
(Мия встаёт.)
МИЯ. Девочки, я пойду…Вы извините… Мне домой надо срочно… Там кошка уже…соскучилась. (Быстро уходит.)
(Звонит телефон Лады.)
ЛАДА. Ага! Ну давай! (отвечает) Союз поддержки поэтов и писателей «Строч…» Ой, это Вы. Слушаю. Хорошо, передам. (кладёт трубку) Сказал, что все свободны.
(Музы покидают свои рабочие места. Остаётся только Шурочка. На авансцене появляется Писатель.)
ШУРОЧКА. Здравствуйте.
ПИСАТЕЛЬ. Добрый вечер.
ШУРОЧКА. Вы мне звонили сегодня.
(Пауза.)
ШУРОЧКА. Я хочу перед Вами извиниться. Я нагрубила Вам от лица Союза поддержки поэтов и писателей. Это было неправильно.
ПИСАТЕЛЬ. А что, по-Вашему, правильно?
ШУРОЧКА. Мне следовало бы развивать Вашу идею в наиболее оригинальном направлении.
ПИСАТЕЛЬ. Вот как. Но Вам она не понравилась.
ШУРОЧКА. Потому что это не идея! Это бесстыдное использование трудов другого автора, к тому же, классика! Вы хотите всё перевернуть, отдать в обмен на новый лад…4
ПИСАТЕЛЬ. И нравы, и язык, и старину святую.
ШУРОЧКА. Значит, Грибоедова Вы уважаете. Или это Ваша следующая задумка? Горе от кринжа?
ПИСАТЕЛЬ. Я запишу.
(Пауза.)
ШУРОЧКА. Извините.
ПИСАТЕЛЬ. Вы меня здорово отчитали.
ШУРОЧКА. Извините.
ПИСАТЕЛЬ. К чему Вы извиняетесь? Правда, высказанная в сердцах, острее и чище прочих.
(Пауза.)
ШУРОЧКА. Вы про Онегина не пишите. Ну какие там абьюзивные отношения?
ПИСАТЕЛЬ. Вы читаете современную литературу?
ШУРОЧКА. Вчера дочитала подростковую повесть.
ПИСАТЕЛЬ. Понравилась?
ШУРОЧКА. Очень.
ПИСАТЕЛЬ. Вы обратили внимание на тираж?
ШУРОЧКА. Нет.
ПИСАТЕЛЬ. Наверняка он невелик. Все рекорды бьют книги по психологии человеческих отношений.
ШУРОЧКА. Абьюзивных?
ПИСАТЕЛЬ. Неважно. Важно то, что другие книги перестали быть востребованными. Классику ещё почитывают. И всё.
ШУРОЧКА. (догадавшись) И Вы решили добиться успеха, объединив одно с другим?
ПИСАТЕЛЬ. Именно так. Но Вы отказались работать над моей задумкой, а я в ней разочаровался. Долой КринжОнегина. (вырывает из блокнота лист и сминает его.)
ШУРОЧКА. Теперь Вам нужна новая идея для книги.
ПИСАТЕЛЬ. Зачем?
ШУРОЧКА. Это же Ваша работа.
ПИСАТЕЛЬ. А Вы думаете, я писатель?
ШУРОЧКА. На поэта, честно, не похожи.
ПИСАТЕЛЬ. Я закончил известный филологический вуз. Написал диплом по Достоевскому. «Психологизм маленького человека». Устроился в общеобразовательную школу учителем русского. Бросил. Вернулся в научную сферу. Подписал контракт с издательством. А писателем так и не стал.
ШУРОЧКА. Зачем вы ставите точку? Когда у Вас закончится контракт?
ПИСАТЕЛЬ. Вчера.
ШУРОЧКА. Новый подпишете.
ПИСАТЕЛЬ. Вы давно не бывали в издательствах.
ШУРОЧКА. Если Вы напишете хорошую книгу, Вам не откажут её напечатать. А если Вы ничего не придумаете, то и в издательства ходить не надо.
ПИСАТЕЛЬ. Когда мне в голову придёт оригинальная идея, я обязательно Вас наберу.
ШУРОЧКА. Может быть, придумаете что-нибудь сейчас?
ПИСАТЕЛЬ. Не выходит.
ШУРОЧКА. Тогда она может прийти к Вам в голову завтра.
ПИСАТЕЛЬ. Никто не может знать, что будет завтра.
(Пауза.)
И будет ли завтра.
(ЗТМ. Набирается свет. За своим столом дремлет Шурочка. В комнату входит Лада. Не замечая Шурочки, Лада начинает громко музицировать. Шурочка просыпается.)
ЛАДА. Автор ничего не хотел сказать, хватит в подсознанье к нему влезать, хватит фантазировать ерунду, автор ничего не имел в виду!5
ШУРОЧКА. А где все?
ЛАДА. Элька вчера сказала, что можно приходить, когда захочется. Автор — не беспомощный лоботряс, всё, чего хотел, он сказал без вас…
ШУРОЧКА. А если не захочется?
ЛАДА. Шура, я не знаю! Автор и представить себе не мог, что вам померещится между строк. (кладёт гитару на диван) Мия точно придёт, Эля…должна. (с гордостью) Всё! Песню сочинила.
ШУРОЧКА. Тебе уже звонили?
ЛАДА. Нет. Это для одного хорошего человека. Хочешь послушать? Автор ничего не хотел сказать, хватит в подсознанье к нему влезать, хватит фантазировать ерунду, автор ничего не имел в виду!
(Входит Эмилия. На ней старые осенние ботинки.)
ЛАДА. Я же говорила, кто-нибудь придёт.
(Эмилия садится, закидывает ноги в ботинках на стол, осматривает их и опускает на пол. Закуривает.)
ЭМИЛИЯ. Сгрыз, ворюга. Немецкая кожа нашла свою погибель в зубах немецкого дога.
ШУРОЧКА. Мориарти?
ЭМИЛИЯ. Он самый.
ЛАДА. Как ты его не боишься?
ЭМИЛИЯ. Надо уметь смотреть страху в глаза. Даже если он похож на большую чёрную собаку.
(Появляются Мия и Ася, садятся на свои места.)
ШУРОЧКА. Мия, тебе вчера звонили…Про замёрзшие пальцы. У тебя уже есть строчки?
МИЯ. Пока чистый лист.
ШУРОЧКА. Так они же скоро позвонят!
МИЯ. Я набросаю что-нибудь. Но такие редко перезванивают.
ШУРОЧКА. Почему?
МИЯ. Я называю это стихийным настроением. Например, срочно требуют песню. Луна, тоска, моя душа без сна…
ЛАДА. (мечтательно) Друзья, костры, сюда идёт весна.
МИЯ. Допустим. И ты пишешь по скучной песенной форме, стараешься. А за вторым куплетом к тебе уже не обратятся.
АСЯ. Ну может быть, они допишут сами, без тебя?
МИЯ. Может быть. Или они перечитали первый куплет и разочаровались в себе как в поэтах.
ШУРОЧКА. Ты напиши что-нибудь про пальцы.
МИЯ. Окей. Может миленько получиться.
(Входит Вера.)
ВЕРА. Привет, девочки. (Садится.)
АСЯ. Вера, что у тебя вчера случилось?
ВЕРА. Он переезжает. Сказал, что пока писать ничего не будет.
ШУРОЧКА. А Ваша повесть?
ВЕРА. Пока остаётся между нами. Но это не страшно. Надо только подождать. (всем) Девочки, давайте не будем отчаиваться. С кем не бывает, ну? Найдём сегодня новый подход. А где Эля, опаздывает? Будем сегодня все друг другу помогать! Согласны?
ЛАДА. Да! Я уже, кстати, песню придумала! (начинает петь)
(Входит Эля, потягиваясь. Она улыбается.)
ЭЛЯ. Салют всем! (Падает на своё рабочее место.)
ВЕРА. Проспала?
ЭЛЯ. Немножечко. (звонит телефон Эли.) О. Доброе утро.
(Эля не двигается.)
ЛАДА. Эля, у тебя телефон звонит!
(Эля не двигается.)
АСЯ. Эля, ты чего?
ВЕРА. Эля, ты что придумала?
(Телефон перестаёт звонить.)
ЭЛЯ. Как тихо.
ШУРОЧКА. Эль, да ты что?
ЭЛЯ. Девочки, вы только не удивляйтесь. Я сегодня всю ночь думала, как нам дальше быть. И придумала: если мы не будем отвечать на звонки, то и безумных идей нам никто предлагать не будет. А пока можно новых сюжетиков набросать, перебрать старые. Это ж гора свободного времени!
ВЕРА. Об этом не может идти и речи. Отвечать на звонки — наша единственная обязанность. Пусть идеи бывают банальными, неграмотными, но наша работа их исправлять! Иначе кто мы такие? Офисные нытики?
ЭЛЯ. Мы — свободные люди, Вера! Ты помнишь вчерашний день? Никому не захочется пережить его снова. Поэтому самый простой и действенный способ его избежать…
ВЕРА. Перестать отвечать на звонки? Да они с ума сойдут оттого, что у них ничего не пишется. Издательства перестанут работать, остановится книжный рынок. Ты понимаешь масштабы своей мысли?
ЭЛЯ. Посчитай свои звонки за последние три дня. Ну, сколько у них оформленных идей, дописанных книг? Кто уезжает, у кого семья, у кого долги, у кого депрессия. Ни одно издательство не пострадает от нехватки текстов. Найдутся умельцы, и без нас что-нибудь настрочат.
ВЕРА. Но это графомания, Эля! Не на их плечах лежит честь русской литературы. А для наших непосредственных подопечных ты устраиваешь искусственный кризис.
ЭЛЯ. А что они нам устроили вчера? Буллинг в детском саду, «Война миров», Онегин этот разнесчастный. Это шутка какая-то?
ВЕРА. Если бы им не требовалась помощь, никто бы не звонил. Они ждали наших советов!
ЭЛЯ. Ты им веришь? Мию набирают от скуки! Пусть попробуют разобраться с бардаком в своей голове самостоятельно. Тратить себя на каждую дурацкую идею — это просто не уважать себя.
ВЕРА. Из тысячи, как ты говоришь, «дурацких» идей есть хотя бы одна стоящая. И может быть, гениальная.
ЭЛЯ. Ага! Ты хоть одного живого гения в своей жизни слышала?
(Звонит телефон Аси.)
ШУРОЧКА. Ася!
АСЯ. Девочки, я не знаю… (перебирает в руках бумажные цветы) Сейчас что-нибудь найду. (начинает перелистывать свои записи. Они падают на пол.) Мои сказки…Вот, предложу «Оленёнок и облачко». Подходит?
ШУРОЧКА. Ася, отвечай!
(Телефон перестаёт звонить. Пауза.)
АСЯ. Что же теперь делать…
ЭЛЯ. Ася, не переживай. Ты же не знаешь, что за идею тебе хотели подкинуть. Вдруг там была бы…
ВЕРА. Эля, хватит. Ты ничего не знаешь.
ЭЛЯ. Я знаю точно, что не хочу, чтобы мне морочили голову бессмысленными идеями. Поэтому (отключает свой телефон) я собираюсь подождать.
ЭМИЛИЯ. Подождать чего?
ЭЛЯ. Пока в головах у людей не прорастут нормальные мысли.
ВЕРА. Ох, и долго тебе ждать придётся, Эля.
(Звонит телефон Эмилии. Все молчат. Эмилия не отвечает.)
ЭМИЛИЯ. Недели две можно и подождать.
ВЕРА. Сколько? Да за это время Достоевский полромана написал!
ЭМИЛИЯ. В кругу моих знакомых никто не отличается такой бешеной работоспособностью.
ЭЛЯ. (потягиваясь) Отдыхаем, девочки! Жизнь только начинается.
(Звонит телефон Веры.)
ВЕРА. (отвечает) Союз поддержки поэтов и писателей «Строчка за строчкой», Вера слушает Вас! (разочарованно) Нет, не заказывали. Ничего страшного. Да. До свидания. (кладёт трубку)
ЭЛЯ. Пицца?
ВЕРА. Микроавтобус.
ЭЛЯ. Поехали бы с вами куда-нибудь теперь.
(Пауза.)
АСЯ. В Питер?
МИЯ. «Вдыхая «серое» наперёд,
На волю — ветер из головы.
А кто-то так и в сто лет умрёт
И не увидит своей Невы.»6
АСЯ. Что это? Красиво.
МИЯ. Недавнее. Для хорошей знакомой.
АСЯ. Я люблю Питер. Даже пару сказок про питерских котов написала.
ШУРОЧКА. И сейчас давайте сейчас напишем что-нибудь. Наперёд.
ВЕРА. Отличная мысль, Шурочка.
ШУРОЧКА. Если б моя мама любила Куприна, никогда б меня Шурочкой не называла.
ВЕРА. Прости его. И заодно прости мою пра…прапрабабушку, которая посоветовала ему «Поединок». Книга-то хорошая.
ШУРОЧКА. Давайте посмотрим на все идеи, которые у нас были за последнее время. Может быть, с ними что-то не так?
(Звонит телефон Эли. Эле весело.)
ЭЛЯ. Давайте. (отвечает) Алло! Союз… нет, Вы ошиблись номером! (Смеётся.)
ВЕРА. Эля.
ЭЛЯ. Ну что? Если очень надо, перезвонит завтра. Отвечу.
(Пауза.)
МИЯ. Я думаю, что сегодня тот самый день, когда люди потеряли в нас необходимость. Мы скоро вымрем, как динозавры и станем пустышными окаменелостями на борту искусства. Будут говорить: да, вот они, дочери богов, покровительницы писателей, помощницы поэтов. Нарисуют нас в причудливых древнегреческих позах. И не узнают ведь, какими мы были! Так, по шаблону и пойдём. Вера, Мельпомена, Терпсихора. (складывает бумажный самолётик) Будем сидеть на отшибе вечности и устраивать пикник на её обочине. Да, Эля, смешно. А искусство…Музыканты, художники, соседи наши, пусть держатся. Нам суждено было погибнуть первыми. Последние звонки пропускаем. (выпускает самолётик в окно)
ЭМИЛИЯ. Поверь, были времена, когда я чувствовала себя совершенно бесполезной. Готова была сорвать лампу и повеситься на её крюке. Кстати, хороший способ. Но находилась парочка ненормальных, которым срочно требовались ужасные истории. Не скрою, что это могли быть слабоватые детективы. Но не без изюминки.
МИЯ. Эмилия, ты это ты. А мне должны звонить каждый день. Сегодня ни разу не позвонили.
ШУРОЧКА. Мне тоже не звонили.
ЛАДА. И мне.
МИЯ. Лада, но ты…
ЛАДА. Я уже почти смирилась. Бабушка мне про 60-ые, вот время-то было! На каждом углу гитара, в каждом доме квартирник. А сейчас один бард на пятнадцать панков. Чего вы смеётесь? Я на гитаре лучше, чем эти все играю. (изображает панка с гитарой) Ерунда же — это всё. (неумело играет перебором, поёт) Просто нечего нам больше терять, всё нам вспомнится на страшном суде…7
МИЯ. И всё-таки…
ВЕРА. Я читала в маминых книгах про писательский кризис. Всё это объясняется сложным периодом в жизни человечества. Или просто что-то в жизни людей пошло не так. И у писателей тоже. Так что это бардак не у них в голове, а…как будто вокруг головы. Везде.
ЭЛЯ. И есть там какое-нибудь руководство к действию? Что конкретно надо сделать?
ВЕРА. Неясно. Надо верить, что всё наладится.
ЭЛЯ. И ждать.
ЛАДА. Каждый предал всё что мог, всё что мог, мы об этом помолчим, помолчим.
ЭЛЯ. Лада!
(ЗТМ. Музы покидают свои рабочие места. Шурочка остаётся. На авансцене появляется Писатель.)
На этом заканчивается ознакомительный отрывок.
Примечания:
1 «Весёлая песенка», Вадим Борисов.
«Выглянуло солнышко
Из-за серых туч,
Золотистым зёрнышком
Прыгнул первый луч.
Скачет по полям, с небом пополам,
Песенку весёлую напевает нам.»
2 «Милая моя», Юрий Визбор.
3 «Красивых любят чаще и прилежней…», Владимир Высоцкий.
4 «Горе от ума», Александр Грибоедов.
«Пускай меня отъявят старовером,
Но хуже для меня наш Север во сто крат
С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад –
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу…»
5 «Автор ничего не хотел сказать», Ростислав Чебыкин.
6 «Вдыхая «серое» наперёд…» Александра Ардова.
7 «Осенние дожди», Юрий Визбор.
«Видно, нечего нам больше скрывать,
Всё нам вспомнится на Страшном суде…
Каждый предал всё, что мог, всё, что мог, —
Мы немножечко о том помолчим.»