Сон с элементами сингапурской методики.
Сказка.
— Кто бы мог подумать, что вас станут обучать в школе по сингапурской методике! Нам такое и во сне не могло присниться! – воскликнула мама, услышав мой рассказ о подготовке класса к открытому уроку по истории на тему «Древний Египет».
— Да ты, мамочка, даже представить не можешь, какие прикольные эти уроки! Раньше учитель нам что-то долго-долго объяснял, и оттого мне постоянно хотелось спать … А сейчас … Сейчас мы сидим за партами вчетвером и весь урок общаемся друг с другом! Нас называют «партнёрами по плечу» и «партнёрами по лицу»! Это так необычно и очень весело!
— Действительно, необычно … Только когда же вы учитесь, если весь урок веселитесь и общаетесь?
— А вот так и учимся : учитель истории Галина Анатольевна только успевает подкидывать нам задания … Мы то обсуждаем задание в группе, то по углам разбегаемся, то танцуем по кругу под музыку и общаемся со случайными партнёрами, то ищем себе пару, чтобы задать вопрос и получить на него ответ … Только что-то я о ч е н ь устал сегодня, мамочка … — тихо прошептал я и склонил голову.
— А ты, сынок, отдохни немного, — ласково сказала мама, легонько погладив меня по голове …
И я поплёлся в спальню…
Едва голова моя коснулась подушки, как всё закружилось-завертелось в какой-то сладкой полудрёме, и лишь весёлый голос Галины Анатольевны продолжал чётко звучать среди этого непонятного хаоса: «Хай файф!», «… поблагодарите друг друга за интересные ответы, ребятки!», «…скажи-ка нам, что ты услышал от своего партнёра по плечу?», « … на выполнение работы вам даётся одна минута! Время пошло!»… А потом звуки исчезли, и я почувствовал, что стремительно куда-то падаю! … Перед глазами бешено закрутились стрелки часов, отсчитывающих время в обратном порядке…
… И вдруг я оказался в пространстве из песка и неба. Ни деревца, ни дома, ни человека… Бесконечный песок, небо и я – и больше ничего и никого! Мурашки по спине моей аж батальоном замаршировали от непонятного страха! Где же я нахожусь?! Одно мне было бесспорно ясно: я в пустыне и это опасно. И для того, чтобы выжить, мне надо куда-то идти. Только вот куда?..
Вдруг, точно с неба, раздался бодрый, спокойный голос Галины Анатольевны:
— Хай файф! Не отчаивайся, Глеб ! В твоём путешествии по Древнему Египту тебе поможет твоя команда – Настя, Аяз и Кирилл!
И точно: передо мной из воздушного пространства возникли мои одноклассники!
— Приветик ! – звонко воскликнула Настя и подняла вверх свою мягкую ладошку. Мы стукнулись ладонями.
— Здорово! – крикнули в один голос Аяз с Кириллом и протянули мне свои сжатые кулачки в знак приветствия.
— Галина Анатольевна прислала нас к тебе на помощь, — быстро протараторила Настя.
— Она сказала, что ты волей случая оказался в Древнем Египте, а мы должны помочь тебе успешно преодолеть это препятствие! – добавил Кирилл.
— Ведь завтра – открытый урок по истории, и мы должны все на нём быть! – подхватил разговор Аяз…
И отправились мы, партнёры по плечу и лицу, под палящим солнцем пустыни неведомо куда. Шаги по песку давались с огромным трудом: ноги нестерпимо жгло сквозь сандалии, и было невыносимо жарко. Конечно же, я и мои одноклассники очень любим лето, но здесь его было слишком много, и оно точно нам не нравилось!
Сколько шли мы по этой жарище – не знаю… Только Настя постоянно просила пить, а нам, мальчишкам, было как-то стыдно ныть перед девчонкой, хоть на зубах противно скрипел песок, и язык был очень сухим и точно чужим.
Вдруг в море бесконечного песка мы увидели чудесный остров.
— Хай файф! – услышали мы почти родной голос Галины Анатольевны и встали как вкопанные. – Ребята, перед вами о-а-зис! Используя структуру «куиз-куиз-трейд», вы должны дать мне полный ответ, что такое оазис. В вашем распоряжении одна минута! Итак, время пошло!
— Оазис – это островок в пустыни, — выпалила Настя, превратившись в моего «партнёра по лицу».
— Оазис – это островок в пустыни, где растёт много деревьев. Чаще всего это финиковые пальмы, — продолжил я Настин ответ.
Мы поменялись партнёрами, и я остановился перед Кириллом.
— Оазис – это островок в пустыни, где растёт много деревьев. Чаще всего это финиковые пальмы, — повторил я свой ответ Кириллу.
— Оазис – это островок в пустыни, где растёт много деревьев. Чаще всего это финиковые пальмы. А ещё в оазисе есть вода, — продолжил мою мысль Кирилл. – Только где бы её попить?
— Хай файф! – вновь прозвучал точно фанфары призывный голос учителя истории. — А ну-ка, Глеб, скажи, что ты услышал от своего «партнёра по плечу»?
— Мне отвечать прямо здесь, посреди пустыни, да, Галина Анатольевна? – обиженно спросил я, вытирая пот со лба, который ручьями заливал мне глаза. Но поняв, что с учителем спорить бесполезно, даже если ты находишься в пустыни, я всё-таки решил дать ответ: – Ну, ладно!.. Во-первых, Кирилл сказал, что оазис – это островок в пустыни, где много деревьев и есть вода. А во-вторых, он сказал, что о-очень хочет пить! Впрочем, и я тоже!
— Это правильный ответ! Действительно, оазис – это расположенный около водоёма участок растительности посреди пустыни. Давайте похлопаем в ладоши друг другу за правильные ответы ! А сейчас можете отдохнуть, ребята!
— Спасибо, что хоть это разрешили! – проворчал Кирилл, не переставая хлопать в ладоши, и в следующую минуту мы стремглав бросились к этому оазису.
— Воды! Воды! Быстрее воды! – пищала каким-то тонким, писклявым голоском и почти плакала Настя.
Мы все разом припали к воде, пили и пили, но странно: почему-то почти не чувствовали её вкуса. Говорят, что так бывает, когда очень долго идёшь по жаре. Хотелось пить ещё! Ещё! И ещё!..
— Ой! – наконец оторвался я от воды и громко икнул. – Мне кажется, что я стал похож на маленького толстого лягушонка, который вот-вот лопнет от воды!
Мои одноклассники засмеялись и перестали пить, хотя всё ещё жадно смотрели на воду. Мы улеглись под высокие пальмы, на зелёную травку, прикрыв глаза от усталости и раскинув широко руки: эх, хорошо-то как!
Вдруг, покачиваясь верхом на верблюде, к нам медленно подъехал странный человек.
— Бедуин, что ли? – тихо прошептал Аяз.
— Не знаю, может быть, — ответил я.
И мы стали с любопытством разглядывать этого необычного на вид человека.
У него были удивительно светлые глаза и рыжие волосы. Белый халат и головной убор в виде чалмы, наверное, хорошо спасали его от лучей палящего солнца, потому что выглядел очень бодро.
— Мукейла малас! Фалашка, шай бил нана! – сказал он и протянул нам что-то сухими, сморщенными руками.
Я с трудом поднялся с земли, подошёл к нему поближе и переспросил:
— Простите, что Вы говорите?
Но он только покачал головой в ответ и развёл руками, давая понять, что тоже не понимает моих слов, сунул мне в руки какой-то свёрток и глиняный кувшин.
Я отдал всё это поднявшимся рядом со мной ребятам, молча поклонился бедуину и приложил руку к своему сердцу. Когда-то в каком-то мультике я видел, что именно так поступают люди, если кого-то благодарят за угощение.
Вдруг его верблюд странно посмотрел на меня, показал свои противные зубы и пугающе вытянул шею… На всякий случай я сделал большой шаг назад…
Бедуин хлопнул рукой по шее верблюда, и его «корабль пустыни» гордо зашагал от нас прочь…
Только они удалились, мы развернули свёрток, который дал нам бедуин: в нём оказался пресный хлеб, а в кувшине – мятный чай. Это было очень кстати, потому что с утолением жажды к нам пришло и чувство голода. Подкрепившись, мы продолжили свой непростой путь по песку…
Уходить из оазиса нам очень не хотелось, но и оставаться в нём на всю оставшуюся жизнь мы тоже не собирались. Поэтому мы снова отправились в путь по бесконечному жгучему песку.
Через некоторое время пути мы увидели перед собой какие-то странные сооружения. И чем ближе мы к ним приближались, тем размеры этих сооружений становились всё внушительнее.
— Смотрите, ребята, — пирамиды! А перед ними — Сфинкс! – восторженно закричал Кирилл.
Мы остановились, чтобы внимательнее присмотреться к огромной каменной фигуре с чертами льва и головой человека.
-Точно! Я видела эту скульптуру в учебнике по истории древнего мира! Только там она была очень маленькой, похожей на кошку, а здесь она огромная и страшная! – подхватила слова Кирилла Настя.
— А ведь Сфинкс — одно из чудес Древнего Египта! – восторженно крикнул я, хотя у самого от страха спина вдруг стала противно холодной.
— Хай файф! – прервал наш восторг от увиденного строгий голос Галины Анатольевны. – Перед вами гигантская статуя с телом льва и головой человека. Она смотрит из Египта на Восток вдоль тридцатой параллели. Статуя вырублена из известнякового монолита, образующего скальное основание плато Гизы, и имеет размеры 72 метра в длину и 20 метров в высоту. Это — Великий Сфинкс. Используя структуру «тамд пэа шеа», поделитесь в течение двух минут с «партнёрами по лицу» развёрнутыми ответами на мой вопрос: что вам известно из наших уроков об этой статуе? Начинает тот, у кого больше пуговиц! Итак, время пошло!
Я встал напротив Насти и взглянул на пуговицы своей рубашки: из целого ряда у меня осталась одна-единственная, верхняя, очень одинокая пуговица. Другие, похоже, отстали от нас в пути.
— Настя, начинаешь ты! – прошептал я.
И Настя затороторила:
— Мне известно, что его считали вечным богом. Затем он попал в ловушку забвения и погрузился в заколдованный сон!
— А я помню, что «Сфинкс» в переводе с арабского означает «отец ужаса». Сфинкс — символ мудрости, могущества, силы, достоинства и королевской власти, — продолжил я.
— Помню, что Галина Анатольевна ещё рассказывала нам о том, что Сфинкс Гизы — самый древний и самый большой сфинкс в мире, он охраняет подходы к пирамидам Хеопса, Хефрена и Мекерина!
— В мифах древних греков Сфинкс — чудовище, порождённое Тифоном и Ехидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы! Сфинкс расположилась на горе около города Фивы и задавала каждому проходившему мимо неё загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх?». Человека, который не мог разгадать загадку, Сфинкс убивала. Разгадал загадку мудрый царь Эдип, сказавши: «Отгадка твоей загадки – это человек в детстве, зрелости и старости». После этого Сфинкс бросилась со скалы.
-Хай файф! – восторженно произнесла Галина Анатольевна. – Какие вы у меня умнички ! Давайте похлопаем в ладоши друг другу за правильные ответы !
Мы посмотрели друг на друга и принялись с удовольствием хлопать в ладоши.
-Хай файф! – остановила наше ликование через минуту учительница. – У вас есть уникальная возможность внимательно рассмотреть пирамиду Хеопса, которой около 4000 лет!
Мы разом замерли перед этим величественным сооружением в молчаливом восторге. «Сколько же лет её строили? — думал я. — Неужели такое строительство возможно без современной техники и материалов?».
Галина Анатольевна, точно читая мои мысли, продолжила:
— Усыпальницу фараона Хеопса строили более 20 лет из двух миллионов блоков известняка. Каждый из этих блоков весил, как два с половиной слона! Она выше, чем знаменитая американская Статуя Свободы! Основание этой Великой пирамиды занимает площадь примерно равную пяти футбольным полям!
У нас не было слов, чтобы описать то состояние, в котором мы находились, поэтому несколько минут после слов учителя мы стояли молча … Думаю, что глаза наши от удивления были размерами с маленькие блюдца! А может быть, и больше! Хотелось молчать и не отрывать взгляда от этой пирамиды.
— Хай файф! – воскликнула Галина Анатольевна , и мы разом вздрогнули, освободившись от плена очарования увиденным. – Предлагаю вам в течение пяти минут сочинить синквейн о пирамиде Хеопса! Итак, время пошло!
Мы уже много раз сочиняли синквейны на уроке истории, поэтому задание не показалось нам сложным. Эмоции били через край, и строки сами просились в наше творение, но…
— Ни бумаги, ни карандаша… Что делать? – спросил Аяз, озираясь вокруг.
— А ты пиши пальцем по песку, — обратился Кирилл ко мне, — и мы увидим!
Созданный общими усилиями синквейн, на мой взгляд, получился на славу.
— Читай, Глеб! У тебя это здорово получается! – предложила Настя, когда всё было готово, а Аяз и Кирилл только молча кивнули головами.
— Ну ладно, раз просите…
Я подошёл к пирамиде поближе, вытянул руку вперёд (где-то я читал, что именно так читают торжественные стихи), повернулся лицом к пирамиде и всем голосом, что есть во мне, торжественно закричал:
О пирамида!
Древняя! Могучая!
Стоишь! Возвышаешься! Впечатляешь!
Являешься усыпальницей великих фараонов !
О, пирамида, ты – чудо света !..
И тут произошло что-то страшное: сверкнула яркая молния, оглушительно загремел гром и раздался жуткий незнакомый голос:
— О л ю д и! Вы достойны высшей награды за созданный вами шедевр!!!
От испуга нам хотелось зарыться в песок, и было жаль, что мы не страусы… Но ни убежать, ни спрятаться куда-то не было никакой возможности.
— Благодарим за высокую оценку нашего скромного сочинения! – пискнул я в пустоту.
— П о в т о р я ю: вы достойны в ы с ш е й награды за созданный вами шедевр! Вы будете заживо мумифицированы и погребены в усыпальнице великого фараона!
— Че-го?!! –заорали мы разом.
— А-а-а!!! – дико завопила Настя и затряслась от страха крупной дрожью.
— Нетушки!!! Не нужна нам Ваша милость! Бежим назад, ребята!!! – заорал я и… проснулся.
Я сидел на кровати и не мог выбраться из своего сна: мне ещё хотелось куда-то бежать и дико кричать…
— Сынок, ты не забыл, что у тебя завтра открытый урок по истории ? Ты хотел ещё что-то почитать о Древнем Египте, — спросила меня мама ласковым голосом.
Я поднялся с кровати и обнял своего дорогого человека.
— Мамулечка, ты даже не представляешь, как я рад, что живу в XXI веке!!! – радостно воскликнул я и поцеловал её, не понимающую причины сказанных мною слов.