Это произведение написано не с целью пропаганды самоубийства, а как раз имеет противоположную цель. Помните, что смерть – это не выход.
Григорий Васильевич вставил ключ в замочную скважину и неторопливо сделал два оборота. Убедившись, что дверь заперта, он медленно пошёл по подъездной лестнице наверх. Через пару минут он уже стоял на крыше. На небе сгущались чёрные тучи, предвещавшие грозу с дождём. Григорий Васильевич подошёл к самому краю и посмотрел вниз. Его глазам предстал чудесный вид. Во дворе бегала ребятня, малыши играли в песочнице, а родители сидели поодаль, на скамейке и что-то живо обсуждали. Шла тихая размеренная жизнь. Григорий Васильевич поправил галстук и полез в карман. Через мгновенье у него в руках был небольшой портрет красивой девушки. Это фотография его жены, когда та была ещё молода и красива.
— Скоро свидимся, — тихо, почти шёпотом, сказал Григорий Васильевич.
Он убрал портрет в карман и сделал шаг вперёд.
Но тут случилось что-то необъяснимое. Всё вокруг замерло. Григорий Васильевич остался висеть в воздухе в нелепой позе, не понимая, что происходит. Вдруг из-за двери чердака показался силуэт. Сначала трудно было сказать кто это. Несмотря на схожесть очертаний с людьми, существо было слишком худым для человека. Как только оно подошло вплотную к Григорию Васильевичу, то тот смог понять, кто же именно стоял перед ним. Это был скелет. Его кости трещали, когда он ходил, а череп был покрыт множеством царапин. На шее у скелета висел ржавый металлический ошейник, который, однако, был куда больше самой шеи, так что он просто болтался и жутко скрипел, ударяясь о кости. Наконец, еле волоча ноги, незнакомец подошёл к Григорию Васильевичу, который с ужасом наблюдал за происходящим.
Скелет посмотрел пустыми глазницами на мужчину и скрипучим голосом произнёс:
— Я – Смерть. Приятно познакомиться.
Когда скелет говорил, его челюсть ходила туда-сюда, издавая громкий скрежет. Григорий Васильевич с испугом в глазах посмотрел на Смерть, не зная, что же ему ответить. Будто в горле встал огромный ком и никак не хотел проходить.
— Думаю, что шокировал вас своим визитом. Однако, вы сами виноваты в этом.
— Я? — удивление воскликнул Григорий Васильевич.
— Да, вы. Вы же собрались прыгать с крыши?
— Да.
— Ну, вот и прекрасно. Я здесь.
— Что же дальше?
— Ничего. Абсолютно ничего. После меня ничего не бывает.
— Вы заберете меня?
— Ещё успею. А пока я предлагаю сыграть в одну игру.
— Что ещё за игру?
— Шахматы.
— Шахматы?
— Да, шахматы. Чему тут удивляться? Смерть тоже любит играть в шахматы.
— А что если я откажусь?
— Ничего. Полетите вниз, как и планировали. А если сыграете, то немного оттяните момент своей гибели.
— А если я проиграю?
— Проиграете или выиграете — неважно. Исход один.
— Значит, я умру?
— Возможно. А раз вы всё равно планировали умирать, не лучше ли напоследок сыграть партию в шахматы?
— А стоит?
— Конечно, я люблю шахматы.
— Ладно, давайте сыграем.
— Замечательно.
Скелет хлопнул в ладони, так что его пальцы чуть не рассыпались. Вдруг появился стол с шахматной доской и стоящими на ней фигурами, рядом со столом появилась пара стульев. Григорий Васильевич обнаружил, что, наконец, может двигаться. Он сел за ближайший стул. Деваться было некуда.
На сверкающей чёрно-белой доске стояли четыре ряда блестящих фигур: по два ряда с каждой стороны. Каждая фигура была украшена маленьким черепом сверху.
— Ваши – белые. Я белые не люблю, чёрный мне милее. Да и у белых есть право первого хода. Мне подобные привилегии ни к чему. Я всегда делаю второй ход. И всегда – последний. Начинайте.
Григорий Васильевич уже пожалел о своём решении, но раз уж начал, то придётся закончить. Он робко взял пешку, стоящую около короля, и сдвинул её на две клетки вперёд.
— Стандартные ходы,- усмехнулся скелет, двигая свою пешку,- все начинают одинаково.
— Пожалуй, так и есть.
— Я, как Смерть, это знаю.
— Позвольте узнать у вас кое-что.
— Конечно.
— Что за ошейник у вас на шее?
— У каждого своя смерть. У всех она разная. И каждая несёт с собой какой-нибудь символ. Символ того, кого умирает. О, я, кстати, забираю вашу пешку.
Скелет сдвинул слона по диагонали и сбил белую пешку. Она со звоном упала на стол и прокатилась к краю.
Скелет ловко подхватил её и поставил в угол.
— Видите? Главное вовремя поймать.
— Да-да. Так я не понимаю, что же значит ошейник в моём случае?
— Ваша жена.
— Что?- удивлённо спросил Григорий Васильевич.
— Тяжесть её потери – это ваш ошейник. Он сковывает вас, мешает двигаться дальше. Но это лишь иллюзия. Вы спокойно можете его снять и жить дальше,- в подтверждение своих слов скелет спокойно снял ошейник, покрутил его в руках и снова надел на себя, — но вы так не сделали. Вы решили, что смерть избавит вас от этого. Но это не так. Кто бы что ни говорил, но я не избавляю.
— А что вы делаете?
— Я – учитель. Как бы странно это ни звучало, но смерть учит. Мёртвые учат живых.
— Правда?
— Да, но некоторым и это не помогает.
Между тем ситуация на доске не предвещала для Григория Васильевича ничего хорошего. Пять белых фигур уже стояли вне поля: две пешки, два слона и один конь. Но все чёрные фигуры стояли на доске.
— Кажется, я проигрываю,- обреченно проговорил Григорий Васильевич.
— Вы очень наблюдательны. Порой большие потери не означают проигрыш. Но вы играете со Смертью. Возможно, стоило вас предупредить, что я всегда выигрываю. Всегда.
— А мог бы я увидеть жену?
— Нет.
— Почему?
— Потому что там ничего нет. Абсолютная пустота.
— Но как же это воспринимать.
— Никак. Вот вы помните, что было до вашего рождения?
— Нет, конечно, не помню.
— Ну вот. Ваш разум будет уничтожен. Вы ничего не будете воспринимать.
— А разве это не избавление? Вы же говорили, что не избавляете?
— Избавление от чего? От жизни? Да. Но не от проблем.
— Но ведь все проблемы от жизни.
Скелет начал смеяться, так что его челюсть чуть не отвалилась.
— От Жизни? О, нет, это заблуждение. Я знаю Жизнь. Она чертовски красива. Но люди, к сожалению, слепы. Они во всех проблемах привыкли винить других, но виноваты во всё они сами.
— Да? В чём же я виноват? Моя жена умерла в автокатастрофе. В чём я виноват?
— Вы должны отпустить её. Это потеря. Но любую потерю можно пережить. Только вы виноваты в своём горе. Жизнь идёт дальше, не обращая внимания на потери. Это не она жестока, а вы слабы. Надо бы привыкнуть. Надо перебороть себя, наступить на шею своим страхам и идти дальше. Как же жаль, что лишь Смерть может объяснить это людям.
Скелет сделал ход ферзём.
— Шах и мат.
— Что же теперь?- обреченно спросил Григорий Васильевич. Его лицо раскраснелось и вспотело.
— Я дам вам второй шанс.
— Что?
— Да, вам нужен второй шанс. Я вас всё объяснил. Постарайтесь найти что-нибудь интереснее Смерти. Вам придётся лишиться некоторых… эм… функций. Но вы и будучи здоровым их не очень-то ценили. Но это не столь важно. Главное знайте, что я редко даю второй шанс. И когда я встречусь с вами второй раз, я надеюсь, что мне не придётся носить эту ржавую железу на шее.
С этими словами скелет встал со своего места. И доска, и стулья тут же исчезли. Он развернулся, посмотрел на небо, потом перевёл взгляд на мужчину, звякнул ошейник. Скелет сделал шаг, затем ещё один и начал разваливаться. Всюду стал слышен грохот и скрежет. Наконец, он исчез.
Григорий Васильевич оказался в той же нелепой позе, что и пять минут назад. Время снова продолжило свой ход. Полёт вниз и страшная боль по всему телу. Григорий Васильевич оказался в больнице. Тяжёлые переломы рук, ног и спины. Ужасные травмы. Но он остался жить. Ему дали второй шанс.