Я захожу в дом,
И оглядываюсь кругом.
Только ступлю на порог,
Тут же навстречу – он.
Высокий и с бородой,
Мантия в пол, немного седой.
С цепью тяжёлой на шее
Крест на груди он несет (1).
Вдруг, подойдя ко мне,
За руку тихо берет.
Вот мы плывем по сеням,
Он же, в сиянье свечи,
Шепчет мне: «Ты молчи,
А я расскажу о Жеривле,
О язычества мгле, о Владимре
И о подвиге славном его» (2).
Слушаю сказ я забвенно,
Но уж дошли мы степенно.
Комнаты дверь отворяется мне.
Убрано здесь всё по-русски:
В углу «черная» печь,
На скамье пряжа и гусли,
И за стол предлагают мне сесть.
Подле меня, самый первый,
Сидит Антиох Кантемир (3).
Напротив него, в младом теле,
Фонвизин внезапно возник (4).
Ох, как же они смеялись,
Вспомня Медора с Лукой.
Но всё же сильнее от тех бесновались,
Кто не шёл за наукой большой (5).
«Не хочет учиться, жену подавай!» —
Кричал недовольно поэт (6).
Но тут же послышался с края стола
«Светила науки» ответ:
«Голубчики, тише, прошу не шуметь.
Вы лучше о том позаботьтесь,
Чтоб каждый ваш стих – высокий стиль,
Не мешался с другими, извольте» (7).
Выслушав гения, все замолчали.
Я же прошла к двери.
Как же мы раньше не замечали,
Тут ведь Державин стоит!
Ревностно служит и пишет стихи (8).
Впрочем, всё, как всегда.
Да и из этой комнаты
Вышла совсем я не зря.
Вышла, и оказалась, вдруг,
Средь чудотворных стен.
А вдали показался мне
Михаил Карамзин – «Русский Стерн» (9).
Примечания:
1 – речь идёт о Феофане Прокоповиче – именно с него начинается русская литера —
тура и эпоха классицизма. Он был архиепископом и проповедником, отсюда, крест
на груди. Действие начинается с порога, с начала дома – как бы начала литературы.
Сени — прихожая в те времена, является своего рода переходом, мостиком меж —
ду этим самым порогом ( то есть началом) к серьёзной литературе, а сам Феофан яв —
ляется проводником в мир классицизма, первого литературного направления в
нашей стране.
2 – Жеривол – один из 3 жрецов в трагикомедии «Владимир» Феофана Прокопо —
вича, сам князь Владимир – в главной роле, он принял решение принять Христиан —
ство, противостоять, отказаться от «злого» язычества на Руси, именно это автор
считает подвигом.
3 — Антиох Кантемир – продолжатель и ученик Феофана Прокоповича, поэтому он
сидит первый, как один из первых представителей, зачинателей классицизма.
4 – Д.И. Фонвизин – один из самых ярких и одновременно последних представите —
лей классицизма (в младом теле), он не застал Кантемира, поэтому сидит с ним не
рядом, а напротив.
5 – Медор и Лука – герои сатиры Кантемира «На хулящих учение. К уму своему».
Классицисты смеялись от нелепости хода мыслей героев, но одновременно пре —
зирали их за отрицание необходимости науки и учения.
6 – «Не хочу учиться, а хочу жениться» — крылатая фраза из пьесы Фонвизина
«Недоросль».
7 – Светило науки, конечно, — М.В. Ломоносов, внёсший большой вклад в развитие
русского слова и литературы. В его письме о правилах Российского стихотворства,
одним из важнейших пунктов было недопущение смешения стилей, которое я и
привела в своей работе. А так как он жил в период между Кантемиром и Фонвизи —
ным, он сидит не с ними, а у другого конца стола.
8 – Г.Р. Державин – последний представитель русского классицизма, поэтому, не
удивительно, что он расположился у выхода из комнаты. Строки о ревностной служ —
бе я упомянула из-за того, что с должности министра он был уволен за «слишком
ревностную службу», а живя в эпоху сентиментализма и романтизма его стихи не
были востребованы, так как он не ушёл от чётких правил классицизма.
9 – Выйдя из комнаты, я оказалась у места гибели Лизы – героини повести Н.М
Карамзина «Бедная Лиза», девушка утопилась в пруду около стен монастыря.
Именно там мне показался сам автор, прозванный «Русским Стерном», как бы
основателем сентиментализма в России.