Принято заявок
2688

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Школа — как общество, формирующее нас

Когда-то каждый из нас ходил в школу: год назад, десять лет назад, тридцать, — и каждый запомнил это место по-своему. Все учебные заведения в нашей стране разные: не найдется ни одного, которое было бы полностью таким же, как какое-то другое, а всё благодаря нам — людям, которые проводят время вместе, поддерживают друг друга, выстраивают близкие отношения. Можно по кирпичикам воссоздать школу, но не тех людей, с которыми мы находимся в ней. А ведь стоит задуматься: сколько различных регионов в нашей стране, сколько учеников и какое большое количество мест, куда каждый идет утром после звонка будильника во все времена года? Я решил вспомнить то, как все начиналось у меня и продолжается у множества школьников по всей стране.

Этот путь берет начало еще с младших лет, с младшей школы, когда никто из нас даже и не мог представить, что будет дальше, какие события и моменты жизни будут ждать впереди. Но именно с младшей школы начинается наше формирование как людей, которые в будущем будут знать то, кем они будут являться, что им будет нравиться и чем они хотят заниматься. Многие могут вспомнить, что тогда, в младших классах, времени будто бы и не было: кружки, секции, занятия, друзья, а главное — отсутствие практически всех проблем. Попробуйте вспомнить себя в детстве: вы переживали из-за годовых оценок, из-за того, кем вы хотите быть, или что будет через пару месяцев? Думаю, нет, по крайней мере я не был таким. Каждый день новые знакомства, друзья, которым вы хотите рассказать интересный факт, прочитанный в учебнике, или классный руководитель, который будто бы все время рядом. Но проходит время, и складывается ощущение, будто бы что-то должно поменяться: ребята постарше говорят о неизвестных предметах, как биология или алгебра, а большинство кружков и секций уже не кажутся такими интересными, как тот самый, где тебя встречают лучшие люди и самое приятное окружение.

И вот спустя скоротечные четыре года младшая школа остается лишь воспоминанием, но многие до сих пор не понимают, что же их ждет дальше. В голове странные мысли, предвкушение от сотни новых лиц в парадной форме, когда вы стоите на линейке, и этот первый, самый первый звонок на урок в средней школе. Большинство забудет не только эмоции от четырех лет обучения до, но и следующие два года. Будто красочным летом кажется “новая школа”, которая на самом деле является другим корпусом, где учатся ребята постарше. И дни до сих пор идут быстро, хоть и ощущается та ответственность, которая постоянно нарастает: то оценку в этот раз учитель не хочет исправлять, то сосед по парте обижен на что-то, то одноклассники гуляют, не позвав тебя. Всех мелочей, которые изо дня в день готовят нас ко взрослой жизни, даже не перечислить.

У многих остается только одна любимая секция или любимое занятие, ты видишь своими глазами, как чью-то фотографию с медалью вешают на доску почета, а твой одноклассник находит более приятными людей из движения активистов. Но что не видит большинство людей, так это то, что они сами стали более вовлеченными в технические или гуманитарные науки, стали больше общаться с теми самыми друзьями, которые были с ними рядом в прошлые года или появились недавно.

Отдельно стали ощущаться и времена года, когда осенью — скука, зимой — тоска, весной — предвкушение новых историй и знакомств, летом — радость. Будто бы весь год ты ждешь того самого летнего момента, когда встретишься со знакомыми людьми в парке, во дворе, не надо будет просыпаться каждый день по будильнику, и будет возможность делать все то, на что не хватало времени в учебном году. Кто-то станет тебе ближе, а кто-то решит идти сам по себе. Встречи чередуются с длинными переписками по ночам, и ты больше не представляешь ни дня без лучшей подруги или лучшего друга.

Новый учебный год, снова линейка, но в классе уже есть новые лица, да и в школьной программе каких-то предметов больше, а каких-то меньше. Кто-то говорит о том, что он гуманитарий, а кто-то о том, что технарь, но все эти люди уже поняли, что им больше по душе естественные, точные или фундаментальные науки, а может, что-то совсем иное. Знакомые из параллельного класса участвуют в олимпиадах, твои одноклассники выступают в различных видах спорта, и тебе пора выбирать, что же будет дальше. Та неизвестность, которая была впереди на долгие месяцы начинает пропадать, появляются планы и договоренности, а горящих сроков по выполнению работ все больше. Планируются уроки, прогулки, домашние задания и ставятся цели на дальнейшую личную жизнь. От учителей слышатся “страшные” названия итоговых аттестаций и экзаменов, уроки становятся более продуктивными, а класс — внимательным. Кажется, что именно в этот момент может все закончится, а девятый класс так близок к концу одиннадцатого. Уже совсем по-другому ценятся моменты, проведенные с друзьями на прогулке или с учителями на классных часах. Время идет, но даже не верится, что к концу учебного года кто-то уйдет в колледж или сразу на работу, что у всех них есть множество своих знаний и умений, а каждый из нас уникален и уже строит самого себя как личность. Проходят экзамены, которые для многих становятся последними. Уходит то напряжение, преследующее весь девятый класс, и слова учителя, что “итоговая аттестация не за горами”. В руках диплом о среднем общем образовании, а впереди очередное лето.

Еще одно лето, во время которого все должны гулять друг с другом и отдыхать от прошедшего учебного года, но кто-то забирает документы из школы, работает в магазине или занимается саморазвитием дома. Большинству понятно, что будет до одиннадцатого класса и чем стоит заниматься, что время постоянно идет, а жить стоит моментами, наслаждаться ими. У каждого из нас появляется своя философия и видение мира, воспоминания за плечами и множество знаний в голове не только по общим предметам, но и в той сфере, которая тебе более интересна.

За следующие два года хочется по полной насладиться тем беззаботным временем, когда ты в школе, а главная цель — поступить, сдав экзамен. Еще нет тех обязательств, которые появятся в университете, как поиск постоянного жилья и способов заработать, чтобы комфортно «жить свою лучшую жизнь». Последняя пара месяцев особенного нервная, когда и ты сам, и твои друзья больше готовятся к аттестации, а непрофильных уроков становится меньше. Уже полностью самостоятельно требуется руководить своим свободным временем, делать сложный выбор и просто жить.

Экзамены пройдут, но в голове все еще будет мелькать множество воспоминаний, когда ты снова в парадной форме стоишь на линейке, видишь сотни лиц, сопровождавших тебя на протяжении всего школьного пути, слышишь последний школьный звонок в твоей жизни, закончив одиннадцатый класс.

Школьное время прошло, но, вспоминая себя первоклассником, можно сказать, что это время прошло точно не зря. Ты человек, который умеет планировать свои дела, распоряжается с умом временем и средствами, знает, что будет впереди: работа или дальнейшая учеба, а главное, уже выбравший то, что интересно самому себе тебе, будь то друзья, семья, работа или учеба, время наедине с собой или в шумных компаниях.

Общество, сформировавшее нас в школе, больше не будет прежним: ученики выпускаются, учителя становятся старше, а мы больше не собираемся той самой компанией после уроков. Конечно, впереди более увлекательный период жизни, который сформируется на той основе, что была заложена еще в школе, но не стоит забывать то, какими мы были тогда и через что прошли.

История может быть у каждого своей, и многое может отличаться, но неизменным остается то, что теми, кем мы стали, мы были сформированы еще в школе, исходя из наших увлечений и занятий, а главное — общества, окружающего нас.

Барболин Тимур Александрович
Страна: Россия
Город: Москва