Еду в автобусе от репетитора. Через окно уже вовсю пробиваются нежные лучи весеннего солнца. Огненный шар на небе с каждым днём раскаляется все сильнее, и кажется он вот-вот свалится прямо на голову пешеходам. Люди вокруг, словно в предпраздничной суете, пытаются побыстрее доделать свои дела перед долгожданным летним отпуском. Я не исключение. Мое сознание решает стоящий на повестке дня уже более месяца вопрос: «Как исправить оценки по физике, чтобы закрыть четверть на отлично?». Можете смеяться над этим сколько хотите, но знайте, что для школьника, идущего на медаль — это смех сквозь слёзы. Почему оценки имеют такую большую власть над детьми? Чем пятерка в дневнике поможет мне в будущем? Вопросы один за другим возникают в моей голове, а лёгкое покачивание автобуса уже переносит меня в другую реальность…
Остановка 1: «Оценки оценкам рознь»
«Будешь плохо учиться — не найдёшь хорошую работу» — эту «абсолютную» истину с детства внушают нам родители. При этом шкалой измерения способностей ребёнка чаще всего становятся оценки в школьном дневнике. Давайте вычислим погрешность этого «прибора» для определения уровня знаний. Справедливо, что на каждую пятерку найдётся хотя бы одна списанная контрольная работа, а на каждую двойку — ошибка из-за волнения. Оценка — нестабильна и часто субъективна, так может ли она тогда быть мерилом всея Руси?
Остановка 2: «Арифметика отличника»
«Получу ещё две пятерки, и будет 4,5» — эту фразу я когда-то услышала от племянника. Ещё не изучив в школе десятичные дроби, он ловко научился высчитывать средний балл по математике на калькуляторе. Распространён стереотип о том, что оценки помогут школьнику добиться успеха в будущем. Соответсвенно, чем лучше он учится, тем больше у него перспектив. Но ведь успех — это не алгебраическая функция, которая возрастает или убывает на определённом промежутке. Его невозможно просчитать со стопроцентной вероятностью, точно также, как и вывести формулу, для его достижения. Успех — это переменная, которая зависит от множества взаимодополняемых факторов, и оценка лишь один из них. Важно понимать, что цифра в дневнике — не гарант хорошего будущего, а инструмент для достижения цели.
Остановка 3: «В знаниях сила, брат»
В погоне за хорошей оценкой мы часто забываем о знаниях. Несделанная «домашка» ассоциируется с двойкой, а не с упущенной темой. Плохая оценка как наказание должна побудить ребёнка действовать. Но разве правило «кнута и пряника» может заложить в человеке истинную мотивацию? Мне кажется, ученик, прежде всего, сам должен захотеть изучать предмет и стремиться к новым знаниям. Внутренний интерес куда прочнее мотивирующей пятерки. Оценка — это всего лишь констатация факта. Показатель того, насколько ты готов на данный момент. Цифра в дневника может измениться в один миг, а вот знания останутся навсегда.
— Девушка, вы проезд оплачивать собираетесь?
Слова кондуктора пробудили меня ото сна и размышлений. За окном апрель, через два месяца конец четверти! Пойду-ка проверю средний балл по физике в электроном дневнике…