Принято заявок
2686

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 10 до 13 лет
Рукопись, найденная в старом портфеле

Деревня. Лето. Каникулы. Воскресенье. Идеальное время, идеальное место для пятиклассника… Стоп, стоп, стоп, уже шестиклассника! Вот пока был маленьким – забот не знал в доме у дедушки: кормили, поили, развлекали, баловали. А теперь говорят: «Взрослый! Помогай!» Ох! Разбираю антресоли. Как могу, привлекаю внимание к своей деловитости: гремлю самоварами, роняю пожелтевшие от времени газеты. Брякаю алюминиевыми тарелками: их у деда почему-то много. Большие и маленькие, блестящие и закопчённые. Можно мультик про инопланетян снимать! Бряк-бряк. Шух-шух. Трррр. Это музыка моего изобретения в моём же исполнении.

Так. А что это прячется за связкой роман-газет? Ручка как у школьного портфеля. И правда, портфель, только древний какой-то: сам красный, «крышка» белая, а на ней детсадовец в скафандре с антеннами на шлеме. Держит учебник физики. Странно: кто ребёнка заставил такую умную книжку читать? Да ещё одного в космос отправил? Нажимаю на клапаны-застёжки, открываю. Стучу по сумке: не хочется встретиться с кем-нибудь серым и пушистым… Нет, мышей нет. Зато есть тетрадь. Может, бабушкин дневник? Или дедушкина тетрадь по русскому языку? Как учились в прошлом веке?

Обложка разрисована звёздами, планетами. Космический корабль в обложечном космосе… Ровный, красивый детский почерк.

«Шум морского прибоя. Его слушает учёный. Уже несколько лет каждый его вечер заканчивается так: звук волн и … мечты. У каждого есть мечта. Семья, хорошая работа, миллион на счету… А учёный мечтал полететь в космос. Феликс – так его звали – хотел осваивать новые планеты. Но, сидя возле моря, мечту о полёте не осуществишь… Надо что-то делать. И Феликс весь день до вечера занимался постройкой космолёта. И вот его работа почти подошла к концу! Одна беда: скорости космолёту не хватало, ведь он работал от электричества, и на высокой скорости быстро разряжался. Как быть?»

Почерк изменился: теперь я читал корявые буквы, немного прыгающие по строке. Зато сразу было понятно: обладатель этого почерка силён физически, на ручку порядочно нажимали. Орфографические ошибки аккуратно исправлены карандашом. « Как быть? Ответ пришёл сам, когда Феликс посмотрел новости по первой программе. Оказывается, 5 июня в космос отправляется ракета «Восток»! Это знаменательное событие произойдёт в 20.00. Так надо просто вылететь пораньше и уже в космосе прицепиться к «Востоку» и с его помощью пролететь как можно дольше. Конечно, быть «зайцем» нехорошо, но ведь цель-то у Феликса – послужить человечеству! План сработал: вылетев в 18.50, Феликс дождался ракеты, выпустил щупальца космолёта, вцепился в «Восток» и полетел так, что даже голова у новоявленного космолётчика кругом пошла. От успеха, конечно, — физически к полёту Феликс готовился.

Но, как известно, обманом хорошего не добьёшься. В этом как раз и убедился незадачливый учёный: в космолёт врезался астероид… Напряжение в щупах-присосках ослабло – и космолёт, открепившись от космического корабля, полетел в неизвестном направлении… Феликс с ужасом понял: назад на Землю он вряд ли вернётся. Страх. Это чувство, которое разъедает изнутри, мешает жить, совершать открытия, побеждать. Учёный был не из тех, кто легко сдаётся. Он всматривался в иллюминатор и вдруг увидел…»

Я с возрастающим интересом вчитывался в рукопись. Вернулся аккуратный почерк начала тетради: « …увидел большой разноцветный астероид и направился к нему. Когда подлетел, заметил рядом ещё один, поменьше, чёрного цвета. Разноцветный Феликсу понравился больше, поэтому он направился именно к нему. Как же удивился учёный, обнаружив у микропланеты…атмосферу! Вот так открытие! Посадка была мягкой. Встретиться с новой планетой любитель приключений решил лицом к лицу, потому скафандр не надел. Открыл дверь, шагнул вперёд, задержав дыхание и зажмурив глаза. Когда сил сдерживаться не осталось, Феликс открыл глаза вдохнул – и упал в обморок … Очнулся от яркого света и тепла».

Новый почерк, ровный, с наклоном влево. Ну что же, познакомлюсь с фантазиями ещё одного неизвестного автора: « Всё вокруг было сделано из пластмассы и спрессованной бумаги. Удивительно! Трава, деревья, земля – всё пластмассо-бумажное! Но откуда здесь атмосфера? Кто всё это сотворил? Эти вопросы мучили Феликса. Вообще-то он начал подумывать, что у него галлюцинации. И всё же он пошёл вперед. Дорога из бумажного полотна привела его в картонный городок. Из каждого домика звучала странная для уха землянина музыка, шуршащая и звенящая одновременно.

Подойдя к одному из домов, Феликс постучал. Музыка неожиданно стихла, а из домиков высыпали маленькие гномоподобные существа, красно-, зелёно- и желтокожие с тремя глазками. Они удивлённо рассматривали человека. Потом вперёд выступил один, чуть выше остальных ростом, и заговорил с Феликсом на русском (!) языке! И вот что он рассказал.

Когда-то обитатели соседних малых планет жили спокойно, с интересом наблюдали за развитием Земли (они называли её коротко- Тэя), радовались, когда наблюдали за первыми космическими кораблями, поднимавшимися с неё. Даже познакомились с Белкой и Стрелкой (на собачьем языке астероидяне тоже разговаривали). А потом земляне, обнаружив избыток мусора на своей планете, решили отправлять его в космос. И началось страшное время для жителей мини-планет: их летающие тарелки сталкивались с мусорными контейнерами, на поверхность планеты выпадали мусорные дожди… И тогда жители Эковики (так называлось место, в котором очутился земной учёный) решили перерабатывать цветной мусор Земли, и не только оказавшийся на их планете: астероидяне тайно прилетали на Землю, забирали мусор и потом его перерабатывали. А соседи собирали чёрный мусор: такое вот у них было цветовое пристрастие. Эковика и Неовика (соседняя планета) даже обменивались «добычей», если цвет не нравился. Одна беда: жители Неовики страшно завидовали соседям, у которых атмосфера была гораздо лучше,: им помогало волшебное дерево, очищавшее воздух и воду. А жители Неовики вынуждены были ходить в скафандрах… Поэтому они старались похитить дерево, когда соседи отправлялись на Землю за добычей. «Как решить этот конфликт?» — в такой вопрос одинаково заботил всех астероидян.

-Я помогу вам, — заявил Феликс. – Много лет я занимался разработкой переводилки, которая позволяет скопировать всё, что угодно. Давайте попробуем сделать копию вашего дерева!

Сказано – сделано: повторённое волшебное дерево появилось на свет! Оно производило кислород и очищало воду! Ура! Делегация Неовики, получив чудесный дар, заключила вечный мир с Эковикой! А ещё учёные чёрной планеты создали портал: Неовика – Эковика –Земля. И теперь жители планет могли свободно попадать на другую планету без космических аппаратов! Феликс вернулся на Землю вместе с делегациями астероидян, которые рассказали о проблемах, созданных в космосе землянами. И тогда на Земле появилась наука экология, люди стали более заботливыми в отношении космоса и своей планеты. А Феликса избрали Главным секретарём Объединённых Планет, ведь именно его смелось, решительность и ум изменили жизнь трёх обитаемых планет!»

Ух! Хорошо, что хорошо кончается. Но чья это рукопись? Спустившись с лестницы, я пошёл искать ответ.

— Бабушка, что это?- протягиваю звёздно-планетную тетрадь.

— Ой, ты где это взял? Я уж и думать забыла! В седьмом классе мы в писателей играли – вот и получился роман — не роман… Про космос… Помню, учительница физики молоденькая так хорошо о нём рассказывала… Вот мы все и «заболели»!

— А кто писал, бабушка?

— Это я тебе точно могу сказать. Начал всё Федька Морозов. Физик от Бога! Задачки как семечки щёлкал! А мы у него спи…спрашивали, он нам помогал! В конструкторском бюро потом работал, на «Прогрессе». Большим человеком стал! Про планеты я придумала. Как раз Ефремовым тогда зачитывалась. А жили мы около мусорки, запах покоя не давал.

— А это кто старался? С ошибками?

— Дедушкин почерк не узнал? Эх ты! Дед это твой это писал! Грамотей ещё тот был, но к цели своей стремился! В космонавты хотел попасть. Вот только по зрению не прошёл, не взяли в лётное училище… Поэтому поступил в педагогический.

Дедушкин бас прервал бабушкины воспоминания:

-Ну что, пятиклассник, разобрался с антресольным хламом? Пошли на небо смотреть!

И мы с дедушкой, заслуженным учителем физики, между прочим, полезли на крышу, там у деда подзорная труба. Послушаю его рассказы, посмотрю на созвездия. Может, Эковику и Неовику покажет!

Литвинов Денис Сергеевич
Страна: Россия
Город: Самара