Московское метро, 2019 год. Вагон, подобный чемодану, который пытаются набить вещами, чтобы не платить в аэропорту за дополнительную ручную кладь, продолжает свой бесконечный путь по разноцветно-серым линиям, пропуская через себя тысячи пассажиров с совершенно разными судьбами: одни, грязно одетые, с обтесанными, будто залитыми тушью ногтями, едут на стройку, одновременно разговаривая с семьёй по громкой видеосвязи, вовлекающей всех временных «соседей» в азиатскую культуру; стоят пожилые женщины, косо поглядывая на всё тех же «сподвижников» ускоренной глобализации: то ли потому, что они не похожи на славян, то ли потому, что не уступают им места. Много обыкновенно уставших лиц можно найти в этом вагоне, уткнувшихся своими разнородными носами и глазами в «гаджеты» или книги: в Ремарка, в Харпер Ли, в тривиальные любовные романы и, конечно, в пособия по достижению счастья. Плавают в киселе хомо сапиенсов еще не сублимированные комочки радости или печали, гордости или тревоги. Не умея образовывать предложения, плохо держась на своих маленьких ногах и не умея контролировать свои элементарные потребности, эти будущие атомы нашего «напитка», подобно обессиленным любителям социальных сетей и бестселлеров, сосредоточенно смотрят в родительские или даже свои собственные смартфоны, поклоняясь свинке Пеппе и другим беззаботным тварям.
Как много общего в представителей разных судеб, не правда ли? Все они едут в одном вагоне, живут в одном городе и являются в нём не собаками или голубями, а представителями «венца природы». Есть и еще одно важное сходство – доступ к нормальной реальной жизни осуществляется у всех них с помощью пальца, скорее всего – указательного. Нажимая на кнопку телепульта, кнопочного телефона или водя пальцем по экрану флагманского смартфона, планшета, регистрируясь в социальной сети для незрячих, собственно – пользуясь «благами цивилизации», мы входим не в виртуальный, а в абсолютно реальный мир, причём ключом к нему является кончик пальца. Потерять ключ – значит потерять себя социального; благо, что у нас есть запасные.
Выходит, что у нас целых два реальных мира и еще один надстроенный – виртуальный. Виртуальный мир порождается творчеством и существовал всегда: в нём жил Макиавелли, Пикассо, Моцарт и Бродский. Работа над произведениями погружала их в глубины, сокровищницы души и разума, которые проецировались в образах, доступных для чувственного познания каждого человека. Более того, оно меняло и его самоощущение, так называемое «Я», хотя бы на доли секунд. Теперь созданием подобных иллюзий занимаются «дизайнеры виртуальной реальности» — их профессия считается новой, но на самом деле они остаются всё теми же художниками, только использующими не холст с кисточкой, а графический планшет с ноутбуком.
Пожалуй, нам пора вернуться в наш вагон. Пока мы отвлеклись на рассуждения, его состав изрядно поменялся, но кажется, что ничего не произошло: те же самые образы, слегка переодевшиеся. Их пальцы продолжают скользить по экранам смартфонов; наушники играют роль панциря, который защищает своего хозяина от внешнего воздействия. В вагоне существует лишь тела и физиологические потребности; мысли погружены в другую реальность, находящуюся в куске металла. Человек открывает социальную сеть, выступая уже совершенно другой личностью, он может выбрать гендер, возраст, мировоззрение. Он может вступать в деловые и тесные отношения с другими людьми, учиться, ухаживать за домашними питомцами и наряжать новогоднюю ёлку в специальных приложениях. Он может общаться с помощью букв, смайликов, стикеров, видеосвязи и голосовых сообщений, но для этого всего необходимо нажимать кнопки, проводить пальцем по экрану определённым образом. Кроме того, почти возможно удовлетворить и свои физиологические потребности – заказать еду одним «тыком», так же вызываются и экстренные службы. В новой реальности существуют и преступники — хакеры, ворующие персональные данные, денежные средства – есть и «государи»: администраторы сообществ в социальных сетях, создатели приложений и множества Интернет-ресурсов, имеющие власть над пользователями. Перечислять возможности информационных технологий можно бесконечно много – более того, каждый день, каждый час и каждую минуту они расширяются. Это явление похоже на дождь, который капает, образовывая огромные лужи, достигает своего пика и утихает – солнце согревает их, высвобождает землю от лишней воды. Без дождя нельзя, как и без солнца, но у всего должна быть мера – с чрезмерными последствиями должно бороться общество, но как победить непобедимое? Плясать под бубном, как шаманы? Или оставить всё так, как есть – но каковы будут последствия, что произойдёт с урожаем – одним плодам поможет, другие уничтожит – всё зависит от приспособленности. Если человек не зарегистрирован в социальной сети, в кругу своих сверстников он считается девиантом, то есть тем, чьё поведение не соответствует «нормальному». Человек, не просматривающий «мемы» и не понимающий смысл специфичных для Интернет-среды выражений, тоже попадает под такую категорию. «Там» есть своя культура, открывающаяся сдвигом пальца, воспринимать которую необходимо, но воспринимать не значит принимать.
Жизнь современного человека проходит в Интернете – и от этого никуда не уйти, не выпрыгнуть из «вагона» в надежде, что ситуация в другом – лучше. Каждый вагон – сеть тесных обезличенных состояний аккаунтов, присоединиться к которой можно одним движением пальца и тем же движением – выйти. Личность, детёныш общественных отношений, растворяется, теряется во времени и пространстве и становится зависимой от одного нажатия нужной кнопки.
Нет, ни экономика становится цифровой, ни сервис – мы сами становимся частью программного кода – и потому любопытно, чем мы станем в итоге, если он, конечно, существует?