Принято заявок
2687

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Реальность указательного пальца

Московское метро, 2019 год. Вагон, подобный чемодану, который пытаются набить вещами, чтобы не платить в аэропорту за дополнительную ручную кладь, продолжает свой бесконечный путь по разноцветно-серым линиям, пропуская через себя тысячи пассажиров с совершенно разными судьбами: одни, грязно одетые, с обтесанными, будто залитыми тушью ногтями, едут на стройку, одновременно разговаривая с семьёй по громкой видеосвязи, вовлекающей всех временных «соседей» в азиатскую культуру; стоят пожилые женщины, косо поглядывая на всё тех же «сподвижников» ускоренной глобализации: то ли потому, что они не похожи на славян, то ли потому, что не уступают им места. Много обыкновенно уставших лиц можно найти в этом вагоне, уткнувшихся своими разнородными носами и глазами в «гаджеты» или книги: в Ремарка, в Харпер Ли, в тривиальные любовные романы и, конечно, в пособия по достижению счастья. Плавают в киселе хомо сапиенсов еще не сублимированные комочки радости или печали, гордости или тревоги. Не умея образовывать предложения, плохо держась на своих маленьких ногах и не умея контролировать свои элементарные потребности, эти будущие атомы нашего «напитка», подобно обессиленным любителям социальных сетей и бестселлеров, сосредоточенно смотрят в родительские или даже свои собственные смартфоны, поклоняясь свинке Пеппе и другим беззаботным тварям.
Как много общего в представителей разных судеб, не правда ли? Все они едут в одном вагоне, живут в одном городе и являются в нём не собаками или голубями, а представителями «венца природы». Есть и еще одно важное сходство – доступ к нормальной реальной жизни осуществляется у всех них с помощью пальца, скорее всего – указательного.  Нажимая на кнопку телепульта, кнопочного телефона или водя пальцем по экрану флагманского смартфона, планшета, регистрируясь в социальной сети для незрячих, собственно – пользуясь «благами цивилизации», мы входим не в виртуальный, а в абсолютно реальный мир, причём ключом к нему является кончик пальца. Потерять ключ – значит потерять себя социального; благо, что у нас есть запасные. 
Выходит, что у нас целых два реальных мира и еще один надстроенный – виртуальный. Виртуальный мир порождается творчеством и существовал всегда: в нём жил Макиавелли, Пикассо, Моцарт и Бродский. Работа над произведениями погружала их в глубины, сокровищницы души и разума, которые проецировались в образах, доступных для чувственного познания каждого человека. Более того, оно меняло и его самоощущение, так называемое «Я», хотя бы на доли секунд. Теперь созданием подобных иллюзий занимаются «дизайнеры виртуальной реальности» — их профессия считается новой, но на самом деле они остаются всё теми же художниками, только использующими не холст с кисточкой, а графический планшет с ноутбуком.
Пожалуй, нам пора вернуться в наш вагон. Пока мы отвлеклись на рассуждения, его состав изрядно поменялся, но кажется, что ничего не произошло: те же самые образы, слегка переодевшиеся. Их пальцы продолжают скользить по экранам смартфонов; наушники играют роль панциря, который защищает своего хозяина от внешнего воздействия. В вагоне существует лишь тела и физиологические потребности; мысли погружены в другую реальность, находящуюся в куске металла. Человек открывает социальную сеть, выступая уже совершенно другой личностью, он может выбрать гендер, возраст, мировоззрение. Он может вступать в деловые и тесные отношения с другими людьми, учиться, ухаживать за домашними питомцами и наряжать новогоднюю ёлку в специальных приложениях. Он может общаться с помощью букв, смайликов, стикеров, видеосвязи и голосовых сообщений, но для этого всего необходимо нажимать кнопки, проводить пальцем по экрану определённым образом. Кроме того, почти возможно удовлетворить и свои физиологические потребности – заказать еду одним «тыком», так же вызываются и экстренные службы. В новой реальности существуют и преступники — хакеры, ворующие персональные данные, денежные средства – есть и «государи»: администраторы сообществ в социальных сетях, создатели приложений и множества Интернет-ресурсов, имеющие власть над пользователями. Перечислять возможности информационных технологий можно бесконечно много – более того, каждый день, каждый час и каждую минуту они расширяются. Это явление похоже на дождь, который капает, образовывая огромные лужи, достигает своего пика и утихает – солнце согревает их, высвобождает землю от лишней воды. Без дождя нельзя, как и без солнца, но у всего должна быть мера – с чрезмерными последствиями должно бороться общество, но как победить непобедимое? Плясать под бубном, как шаманы? Или оставить всё так, как есть – но каковы будут последствия, что произойдёт с урожаем – одним плодам поможет, другие уничтожит – всё зависит от приспособленности. Если человек не зарегистрирован в социальной сети, в кругу своих сверстников он считается девиантом, то есть тем, чьё поведение не соответствует «нормальному». Человек, не просматривающий «мемы» и не понимающий смысл специфичных для Интернет-среды выражений, тоже попадает под такую категорию. «Там» есть своя культура, открывающаяся сдвигом пальца, воспринимать которую необходимо, но воспринимать не значит принимать.
Жизнь современного человека проходит в Интернете – и от этого никуда не уйти, не выпрыгнуть из «вагона» в надежде, что ситуация в другом – лучше. Каждый вагон – сеть тесных обезличенных состояний аккаунтов, присоединиться к которой можно одним движением пальца и тем же движением – выйти. Личность, детёныш общественных отношений, растворяется, теряется во времени и пространстве и становится зависимой от одного нажатия нужной кнопки.
Нет, ни экономика становится цифровой, ни сервис – мы сами становимся частью программного кода – и потому любопытно, чем мы станем в итоге, если он, конечно, существует?

Портная Виктория Алексеевна
Страна: Россия
Город: Москва