В городе Казани мне случалось бывать несколько раз. Из поездок всегда получалось привозить необыкновенные впечатления и ощущения, получать эмоциональную энергию для развития и творчества. С интересом вспоминаю Всемирный день философии в Казанском университете, конференцию, организованную под знаком двухсотлетия Карла Маркса под названием «Призраки Маркса: между будущим и грядущим».
Название конференции созвучно названию книги лидера французского постмодернизма Жака Деррида «Призраки Маркса». Маркс остается тем персонажем, причем не только философским, чье влияние на социально-гуманитарную мысль современности, как минимум, сохраняется. Причем в любой форме: Маркса принимают или опровергают, критикуют или пытаются преодолеть.
Мое знакомство с личностью Карла Маркса состоялось после прочтения книги Константина Курбатова «Перочинный ножик». От книги у меня осталось особое чувство: меня впечатлил образ мудрого человека с сильным характером.
На экскурсии в городе Казани я вновь внутренне прикоснулся в своих ощущениях и мыслях к этому впечатлению, вынесенному из первых воспоминаний о Марксе.
Мы оказались на территории Старо-Татарской слободы, где в XVII веке располагались лучшие ремесленные мастерские. Символично, что мы находились в сквере Каюма Насыри- выдающегося татарского ученого, просветителя, литератора и философа. Атмосферу этого места усиливали тематические рисунки в стиле граффити на стенах отдельных зданий. Меня привлек фрагмент полотна на кирпичной кладке, на котором, как мне кажется, я и увидел самого Каюма Насыри и профили двух мужчин, один из которых был в военной фуражке. Всматриваясь в изображение, мне показалось, что это один и тот же человек в разные периоды времени. Глаза не прорисованы ни у кого из изображенных на стене: они затемнены тенями. Выражения лиц улавливаются в очертаниях скул, в морщинах, в неясных линиях. В сюжет рисунка вплетаются фрагменты архитектурных форм, причудливая вязь восточных узоров, складок одежды. Внимание привлекает белая плоскость стола, со стоящей на ней чернильницей. От фона картины отдавало сюрреалистичным настроением, но фигуры людей в изображении имели правдивую достоверность. Все сюжеты и персонажи авторами были взяты из исторических архивов, это реально жившие люди, смотрящие на вас сквозь века. Так и Карл Маркс и его работы смотрят на нас через многомерное историческое пространство, проносят истины и правду, законный смысл и логику устоев жизни.
Всматриваясь в переплетения линий, переходящие в сочетание форм и образов на картине, у меня вдруг возникли безотчетные ассоциации с эпизодами жизни Карла Маркса, воспоминания о его взглядах на жизнь и ёмкой философии. Как раз недавно, я занимался изучением информации о его личности и трудах в связи с юбилейной датой.
«Как Дарвин открыл закон эволюции человеческой природы, так Маркс открыл закон эволюции человеческой истории» — это слова Ф. Энгельса на похоронах Маркса.
Наиболее важным качеством Карла Маркса, которое обусловило его невероятный успех, была способность видеть в настоящем то, что может оказать влияние на будущее. Во многих трудах о Марксе не раз упоминается его пренебрежительное отношение ко всему преходящему, он всегда размышлял о последствиях, и развитие такого аналитического синтеза, непременно трансформированного на практические области жизни, давало этому человеку возможность создавать яркие образы прогнозирования.
Карл Маркс совместно с Фридрихом Энгельсом создали систему марксисткой философии в середине 19-го века. Философия Карла Маркса базировалась на политэкономических исследованиях, социальных и культурных проблемах, которые вылились в такое философское течение, как научный коммунизм, а также на этической проблематике.
Философия Маркса носит материалистический характер, её принято считать материалистическо-диалектической. Карл Маркс ввел ряд нововведений: исторический материализм – никто до него не изучал прогрессию материалистической культуры .
Маркс обычно работал за большим столом в гостиной, где, как утверждали очевидцы, можно было найти и детские игрушки, и лоскуты ткани, и грязные чашки с отбитыми ручками, и еще много других предметов, присутствие которых никак не способствует развитию творческого анализа и глубокого синтеза. Списать все это придется на удивительную способность Маркса к сосредоточению и развитому им же уникальному таланту молниеносно отыскивать главное в огромном скоплении информации.
Ткань общественной жизни Маркс видел во взаимосвязи явлений, происходящих в ней. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, не зависящие от них отношения — производственные отношения, соответствующие определенной ступени развития их материальных производительных сил.»
В состав производительных сил Маркс включал человека, технику, силы природы, науку, а также формы и методы организации труда и производства. Он показал, что главную роль в производительных силах играет рабочая сила, которая создает материальные ценности и приводит в движение средства производства.
Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением этого — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из формы развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных и философских, короче — от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним.
Стратегия образа Карла Маркса заключалась в том, чтобы по возможности непрерывно демонстрировать колоссальную мощь мыслительного гения, философа-практика, готового дать миру нечто новое и бесконечно важное. Все, кто сталкивался с ним в жизни, отмечали соответствие внешних форм внутренним стремлениям, выражавшимся в безудержной тяге к лидерству и беспредельной власти. Намеренно отращенная грива из волос и густые бакенбарды прорицателя, пламенеющий и испепеляющий любое сопротивление взгляд, походка хищника…
Даже при жизни Маркс чувствовал, что мир считается с ним, всерьез опасается и готов слушать его. Невозможно отрицать, что степень его влияния на человечество оказалась не просто колоссальной – его учение потрясло, перевернуло мир, противопоставляя коммунизм всем остальным формам устройства общества. Это сделало Маркса титаном, человеком, дерзнувшим подняться до самых заоблачных вершин успеха. Благодаря неуклонному курсу и каторжному труду пером он воздвигнул себе памятник на долгие века, который, пожалуй, переживет многие материализованные…
Из философии Карла Маркса логичным выводом является то, что чем более развит уровень экономики, тем более развито материальное общество. Именно производственные отношения регулируют курс развития общества, ведь являются связующим элементом экономики. Они определяют курс развития общества, и являются его движущей силой, то есть постоянно подталкивают ход истории вперед, заставляют видоизменяться общество.
С помощью труда преобразовывается и сам человек. Он развивается, поэтому практика настолько ценна и полезна в качестве движущей силы. Отчуждение труда, которое происходит сплошь и рядом, необходимо преодолеть, по мнению Карла Маркса, тогда человек не будет чувствовать себя потерянным, неполноценным. Труд принадлежит человеку, который его создал, а не тем конгломератам, которые забирают и поглощают результат труда простого рабочего. Развитие человека в рамках философских воззрений Карла Маркса является диалектическим: на единстве противоположностей, перехода от количества в качество (труд) строится и развивается понятие человека и, как следствие, производственных отношений, а значит и всего базиса, который влияет на надстройку.
Какой он и кто он, Карл Маркс? Ученый? Человек, сделавший науку и философию своей жизнью? Пламенный революционер? И да, и нет, ни да, ни нет. Конечно, он очень самобытен (для многих – гениален), но он и человек, реализовывающий в своей жизни культурно-логические привычки своего времени – принципы инженерного мышления, наследие становящейся эпохи научной революции и промышленного переворота. Отсюда – юношеский азарт в стремлении изменять мир, и главный принцип жизни – борьба. При всей диалектичности его мысль несет на себе печать научного, хорошо структурированного и систематизированного мышления. К тому же он философ, представляющий то, что Мацейна называл философией страдания, то есть философией, неизбежно опрокидывающейся в практическое действие, иначе она перестает быть философией страдания. Правда, опрокидываясь, она перестает быть философией. Но, в отличие от русской философии, еще одной представительницы философии страдания, Маркс не боится того, что в его деятельности философия может умереть: ведь мир станет философичней. Говоря языком другого немецкого философа, М. Хайдеггера, заканчивается дело философии и начинается дело мысли.
Лиотар пишет, что марксизм, как и феноменология, есть не просто теория, а целое интеллектуальное движение: и не только интеллектуальное, но и практическое. На пространстве капиталистического общества Маркс со всей страстью и задором молодого человека организовал совершенно не свойственное миру капитала образование – Интернационал – международное товарищество рабочих. Что же касается «призраков Маркса», то Деррида, которого никак нельзя заподозрить в симпатиях к Марксу, полагает: пока будет существовать реальность капиталистического общества с его пусть и завуалированными формами эксплуатации, убийственной логикой превращения всего человеческого в разновидность товара, торговлей разнообразными формами смерти (оружием, наркотиками), призраки Маркса будут возвращаться снова и снова.
Возвращаясь к картине на стене сквера Каюма Насыри, я понял, что каждый, кто всматривается в это полотно, получает от него свои идеи и впечатления, устойчивые ассоциации. Размышления о Марксе и его философии могло стать случайным стечением обстоятельств или выплеснулось из сознания после информации, услышанной на конференции, это субъективное представление. Но важно образование мысли, а не простое созерцание. Важна способность изображением и сочетанием линий и образов на простой стене из красного кирпича порождать мысль — это уже искусство. Между будущим и грядущим находится каждый человек, но насколько значение осознания этого прочувствовано им самим, реализовано в каждодневное восприятие смысла и необходимости созидательного действия, не возможно с точностью уяснить и сказать кому-то постороннему.
Карл Маркс — история, картина-граффити тоже история. Моя поездка в Казань тоже уже прошлое. Но в мире всё взаимосвязано, всё оставляет след в живой материи человеческой души, человеческого сознания.