Это было раннее утро самой обычной осенней пятницы. Обычное для многих, но только не для Васи, ученика 4б класса. Он не спеша шёл в сторону школы, вдыхая запах мокрых, после ночного дождя, дорог и свежего хлеба из пекарни, что стоит на углу. Навстречу мальчику шел пожилой мужчина с собакой. Вася остановился и, одобрительно оглядывая пса, поздоровался с мужчиной.
— Доброе утро! Золотистый ретривер? Это моя любимая порода! Скоро и у меня такой будет.
— Хорошо, хорошо. Собака — верный друг,- улыбаясь, ответил прохожий.
Да, завтра осуществится его мечта, и, находясь на финишной прямой, Вася не побоялся сказать об этом вслух. Собака станет наградой за хорошее поведение в школе, а сегодняшний день – последний в испытательном сроке. Мысли о скором событии заставили его бежать и уже через несколько минут мальчик стоял на пороге класса.
«Никого нет, это же редкая удача! Можно еще осуществить и мечту номер два! Ну, что? Попаду или нет?» — подумал Вася и стал крутиться вокруг себя. Поворачиваясь к партам, он прищуривал глаза и закусывал губу. Промахнуться было нельзя, к этой попытке он готовился давно, рассчитывая силу и траекторию полета.
— Внимание! Попытку выполняет многократный Олимпийский чемпион Василий Пяточкин. Сейчас будет поражена четвертая парта первого ряда. Смотрите и учитесь!
После этих слов в сторону окна полетел объемный рюкзак. И в эту же секунду мальчик понял, что поражена будет совсем другая мишень. Рюкзак задел макеты геометрических фигур, они упали на стопку тетрадей, а те, в свою очередь, пододвинули к самому краю стола стеклянную вазу. Ваза стала балансировать, и под громкий Васин вздох, превратилась в море ярких осколков.
В миг, перед его глазами пронеслись все возможные виды наказания: лишение компьютера, телефона, телевизора и то, что заставляло сердце биться быстрее и подкашивало ноги…
«Я пропал! Как же быть дальше?», — думал Вася, вытаскивая рюкзак из-под парты. Затем сквозь маленькую щелку он осмотрел коридор. В голове молниеносно созрел план.
«Бежать! Бежать! Никто не видел!» с рюкзаком в обнимку, Вася бежал прочь. В школе еще почти никого не было. Мальчик миновал кабинеты начальных классов, спортивный зал и по длинному коридору устремился в основное здание. Там, оказавшись в тупике, он присел на пол и, положив голову на руки, стал обдумывать произошедшее.
«Я пропал! Это же надо… ваза какая- то…а так хорошо летел сначала…сознаться? Нееет! Да, лучше сознаться, все тайное…мама всегда говорит…», — мысли путались, противоречили друг другу.
Вдруг перед самым Васиным лицом оказалась книга. «Достоевский Федор Михайлович, — прочитал мальчик. — Я знаю Достоевского, он в нашем городе в ссылке был. Вот раскроется все, и меня будут судить. Поставят перед классом, каждый будет говорить, какой я плохой. И Марья Ивановна тоже скажет, как ошиблась, когда хвалила меня на собрании».
Со всех сторон доносились обрывки фраз. Старшеклассники, столпившиеся у кабинета литературы, что-то бурно обсуждали.
— Тебе понравилось «Преступление и наказание»?
Эти слова прогремели как гром.
«Преступление…Наказание…Преступление…», — мальчику показалось, что он ушел под воду. Глаза заволокли слезы, а звуки превратились в гул.
— Мне больше «Идиот» понравился, — донеслось издалека до Васи. Эти слова заставили вынырнуть и, жадно хватая воздух, устремить глаза на старшеклассниц.
«Идиот!» — мальчик очень хотел спросить, кого так назвали, и не разбивал ли он случайно ваз, но побоялся.
— А «Что делать?» осилила? – наверху продолжался разговор.
«Что делать? Что же делать, что же мне теперь делать?» — мучил себя Вася, щёки горели, свело живот. В этот момент прозвучал, как показалось мальчику, самый долгий и громкий звонок, разделяющий жизнь на небольшой отрезок до урока и неизбежный ад после… Вася встал и вернулся в свой класс. С напускным равнодушием прошел через толпу одноклассников, выслушал версии произошедшего и, наконец, водрузил рюкзак на четвертую парту первого ряда.
Марья Ивановна начала урок с вопроса:
— Никто не знает, почему упала и разбилась ваза?
Ребята зашумели, они сожалели, что пришли поздно и ничего не видели.
— Это сквозняк, наверное, — негромко сказал Вася. Эта идея пришла только что и, не успев обдуматься, была вынесена на всеобщее обсуждение.
— Сквозняк? – глаза учительницы прищурились. Она внимательно посмотрела на покрасневшего мальчика и сказала, что версия принимается.
Весь класс смотрел на Васю. Он втянул голову в плечи и стал бессвязно отвечать на поступавшие со всех сторон вопросы.
— Ребята, раз никто не ронял вазу, никто не видел, как это произошло, будем считать, что виновник происшествия – сквозняк. Давайте начнем урок рисования. Мы должны были работать над натюрмортом, но так как разбитую вазу нельзя склеить, вам придется нарисовать по памяти, — сказала Марья Ивановна.
Ребята открыли альбомы. Зашуршали карандаши, ластики, кто-то потихоньку запел. Вася никак не мог сосредоточиться. Он ерзал на стуле, точил карандаш и тут же его обламывал. На лице мальчика была усталость, а на альбомном листе лишь грязный набросок.
Вторым был урок русского языка.
— Класс, сегодня мы будем продолжать повторять пройденные ранее темы. Вспоминаем винительный падеж, — произнесла учительница, введя мальчика в состояния ужаса.
В голове Васи пронеслось: «Винительный, преступительный, обвинительный, наказательный».
Ребята называли вопросы:
— Виню Кого? Что?
«Меня! Меня!» — про себя кричал ученик. Сердце стучало так, будто готово было выпрыгнуть из груди.
— Вижу что? Вазу, — отвечала соседка по парте.
— Да, я видела вазу утром, а теперь ее нет. И я постоянно думаю о ком, о чем? О вазе. Это какой падеж? – спросила Марья Ивановна.
— Творительный, — предположили на первой парте.
— Ничего не творительный, вовсе не творительный, — Вася вскочил с места. Заметив удивленные взгляды, он уронил ручку и полез доставать ее под парту, мечтая остаться там навсегда.
Во время следующего урока, Марья Ивановна читала сказку. Вася смотрел во двор школы, мысленно перенесся в парк, где мечтал гулять с собакой, затем в зоологический магазин, затем на набережную. Он даже улыбнулся краешком рта, забыв о том, что сдавило грудь.
— Василий, ты слушаешь? Заяц в нашей сказке спрашивает у ежа: «Что ты возомнил?». Мы не можем понять, о чем он говорит. А ты знаешь значение слова «возомнить»? Ва – зам – нить, — по слогам произнесла учительница.
Мальчик отрицательно покачал головой и опустил глаза. Сгорбившись, он разглядывал носки ботинок, мучительно пытаясь придумать связь неизвестного слова хоть с чем-нибудь кроме вазы.
На математике для Васи остановилось время. Он вздыхал, то и дело вытирал о брюки вспотевшие ладошки, вместо решения примеров рисовал на полях осколки вазы и совсем запутался в мыслях. Не было уже ни одного произнесенного слова, не напоминавшего ему об утреннем преступлении и позорном побеге. Не смотря на то, что никто не догадался, кто разбил вазу, мальчик представил, как он просит прощения у щенка. Он дал облизать свое лицо, пожал обе лапки и пожелал найти хорошего хозяина.
— Мы с вами записали краткое условие задачи, начертили схему, сделали вычисления. И что мы теперь с легкостью можем доказать? – обратилась к классу Марья Ивановна.
— Что это я разбил вазу! – закричал, вскочив, Василий Пяточкин.
Все ребята повернулись к мальчику. Послышался шепот, смешки, осуждение.
— Мы можем с легкостью доказать, что это я разбил вазу, — уверенно и спокойно добавил ученик.
— Какой замечательный сегодня день, — на удивление всем, сказала Марья Ивановна. – Я обязательно позвоню сегодня твоим родителям и похвалю за хорошее поведение. Еще утром мне казалось, что разбитую вазу не склеить, а сейчас я уверена, что нет ничего невозможного! А винительный падеж в нашем классе теперь можно именовать признавательным!
Вася сел на место, он не замечал ни толчков в спину, ни прищуриных взглядов. Он чувствовал только необычайную легкость и издалека слышал звонкий лай маленького щенка.