XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Председательствует кот

Его величество кот

Ребята восьмого класса школы № 95 пришли на урок истории. Сегодня их учительница раскроет и подробно расскажет интересную тему, а вот какую — это для всех остается загадкой.

— Дети, сегодня мы с вами поговорим про наших пушистиков — котов и кошек. С какой страны вы бы хотели начать? – спросила Дарья Семеновна.

— Давайте с Древнего Египта! – воскликнула Маша на весь класс.

Все с любопытством подняли головы, кивнули, ожидая, когда же их любимый учитель начнет еще один увлекательный рассказ.

« Ну что ж, начнем урок, – сказала учительница, надев очки на глаза и стала рассказывать. — Долгое время ученые считали, что как раз в Древнем Египте одомашнили кошек и это было 5-6 тысяч лет назад. Но все совсем не так, в других уголках планеты их стали держать за домашних животных еще раньше, но именно в Древнем Египте люди считали, что кошки наделены мистической силой. Египет того времени был богат на урожаи зерна, на которые постоянно покушались мелкие грызуны, тем самым наносили огромный вред для ферм. Впоследствии люди заметили, что у кошек хорошо развиты охотничьи навыки, бывали даже случаи, когда они спасали людей от змей. Со временем кошки начали ассоциироваться с защитной силой, их стали изображать на различных предметах, гробницах фараонов. Брали с собой на рыбалку и охоту за птицами. К священным кошкам храма был приставлен человек, который на протяжении всей жизни животного ухаживал за ним, обеспечивая его всем самым лучшим. Так и появилась богиня Бастет – дочь Осириса и Изиды. Она имела особый статус в мифологии египтян. Главный храм богини Бастет находился в городе Бубастит. Именно там обнаружили крупнейшие захоронения кошачьих мумий.

— А как хоронили кошек? Были ли какие-то ритуалы? И что, если их кто-то убивал? – спросил Петя с любопытством.

— Очень интересные вопросы, спасибо Петя, — сказала Дарья Семеновна, продолжая рассказывать. — В Египте существовала смертная казнь для того, кто преднамеренно убил животное. Если же случайно, то каралось большими штрафами. Если же кошка умирала своей смертью, ее оплакивали, осыпали дарами в виде высушенных мышей – для жизни в потустороннем мире, а в знак траура люди сбривали брови. Пышный обряд ее похорон напоминал ритуал торжественного погребения умершего фараона. Маленький саркофаг украшали бронзовыми оливками в форме кошачьих голов. Интересно, не правда ли?

— Да, очень! – сказали ребята в голос.

Дети знали, что сегодняшний рассказ не менее интересный, чем прошлый. Кто-то сидел и думал о том, как бы все это происходило в реальном времени, кто-то грустил о том, почему же кошки так мало живут, а кто-то просто о том, как выглядели бронзовые оливки в форме кошачьих голов.

— У нас осталось немного времени до конца урока. Хотели бы вы узнать, какое было отношение к кошкам в других странах мира? – спросила учительница. – Если да, то про какую страну?

— Я хочу узнать про Японию! – подняв руку, выкрикнул Саша.

— А я про Индию, – сказала Лера.

— А можете рассказать про Грецию? – спросила Альбина.

И так каждый говорил, про какую страну он хочет услышать, но так как времени было мало, а желающих много, Дарья Семеновна задумалась, что же делать. Она решила, что если детям так интересна эта тема, то почему бы не рассказать им продолжение после уроков.

— Ребята давайте поступим так, сейчас я вам расскажу про Японию, мы подытожим урок, а кому будет интересно услышать про другие страны, подойдете ко мне после уроков. Хорошо? – спросила учительница у детей.

— Да! – дружно закричали дети, обрадовавшись.

— Тогда продолжим, — сказала Дарья Семеновна. — В Япония кошки появились после 700 года нашей эры. Китайские корабли, прибывшие к берегам страны, брали с собой кошек в плавание, для того чтобы защититься от грызунов. Когда кошки сошли с корабля, они поселились в японских монастырях, где также защищали еду от грызунов. Благодаря глубокому уважению японцев к верованию, кошки превратились в хранителей священных писаний. В некоторых фольклорах встречались такие упоминания как кошки- демоны и кошки-оборотни. Однако любовь к этим пушистым созданиям выигрывала на фоне гнева и злости. Сейчас в Японии котов считают высшими существами, в их честь строят храмы, магазины, кафе, музеи и даже организовывают праздники. В этот день им готовят специальное угощение. В стране кошек принято называть «Нэко».

— У вас есть какие-нибудь вопросы?

— Как они подзывают кошек? – спросил Вадим.

— Они подзывают их к себе не «кис-кис», а фразой «шу-шу».

— Есть ли еще вопросы?

— А можно мне рассказать про своего кота? — спросил Сережа. – Он у нас самый главный.

— Конечно же, мы все с удовольствием послушаем про твоего питомца.

Сережа вышел на середину класса, смахнул челку со лба и начал рассказывать: «Котенок появился у нас, когда мне было лет шесть. Его подобрал под домом папа. Назвали мы его Мики, потому что он издавал звук «ми» и это так было смешно.

Я играл с котенком, мы были неразлучны, с ним я проводил очень много времени. Мики вырос и превратился в красивого кота. Однажды, когда я заболел воспалением легких, то кот ложился мне на грудь, мял ее лапами, а потом спал, свернувшись клубочком. Меня тогда положили в больницу и Мики целыми днями просиживал на подоконнике. Как же радовался моему приезду: он запрыгнул мне на руки и лизал лицо. Наша семья его любит и трудно представить, что было бы с ним, если бы его не подобрал папа. Я хочу, чтобы на всей земле не было бездомных котов, собак».

— Я думаю, что с тобой все согласятся, — сказала Дарья Семеновна.- Бездомных на улицах не должно быть. А наша, дети, с вами задача, беречь и ухаживать за нашими питомцами и тогда они отплатят нам своей любовью.

— Хорошо, давайте подводить итоги. Почему же во всех странах «Председательствуют» коты и кошки? Вы заметили, что даже в двадцать первом веке они председательствуют над некоторыми живыми существами, такими как люди, собаки. Но больше всего над людьми. Мы тоже, как и люди в Древнем Египте, пытаемся создать самые лучшие условия для наших пушистых созданий, выполняем любые их прихоти просто потому, что мы их любим. И знаете, ребята, почему я думаю, что это правильно?

Дети посмотрели на учительницу, выжидая, что же она скажет дальше.

— Для нас они проходящий этап жизни, а мы для них вся жизнь. Поэтому берегите их и любите, – сказала Дарья Семеновна.

— А знаете, что мне мама в детстве говорила? — сказала Лера.

— Что же, Лерочка ? – спросила учительница.

— Если ты понравилась кошке, знай, теперь ты ее друг и семья на всю жизнь.

— Правильно, Лерочка. – Дарья Семеновна не успела закончить свою фразу, как прозвенел звонок на перемену. – Ну что ж, ребята, давайте тогда продолжим разговор после уроков.

— Хорошо, – прокричали дети, собирая вещи на следующий урок.

Вот и еще один познавательный и очень интересный урок, который запомнится нашим ребятам очень надолго. Каждый из них сделает вывод, но они точно не бросят в беде своего маленького друга.

«Друг в беде не бросит… Не забывайте, что каждый наш поступок эхом отзывается в десятки других жизней»,- такие слова Максима Лаврова из сериала «Кухня» заставляют задуматься всех нас.

Сдобнова Дарина Дмитриевна
Страна: Россия
Город: Макеевка