ПРЕДИСЛОВИЕ
Когда тебе кажется, что земля уходит из-под ног и рушится мир, не торопись отчаиваться, возможно ты находишься в начале нового пути. И очень важно, кто поддержит тебя и пройдет это путешествие вместе с тобой. Ведь труден лишь первый шаг.
Всем наставникам посвящается
НАТ. УЛИЦА РЯДОМ С АВТОМОБИЛЕМ — ВЕЧЕР
Мальчик Коля и его три друга стоят у машины, рядом стоит женщина из органов опеки и попечительства
ВИТЯ
Коль, не переживай, все будет хорошо и не из таких ситуаций выбирались.
ДИМА
Тут всего 100 км, мы обязательно приедем
СТАС
Я обещаю
НАДЕЖДА
Коля, нам пора
Начинает его поворачивать к автомобилю, мальчик вырывается, обнимается с друзьями и садится в машину.
ИНТ. АВТОМОБИЛЬ — ВЕЧЕР
НАДЕЖДА
Коля, ты только не переживай, у нас очень хороший центр. Тебе понравится.
Коля, помни, что ты сможешь найти новых друзей и поддерживать старое общение.
Ты сможешь вернуться и домой, только чуточку позже.
Коля теребит в руках точилку для карандашей, которую подарил ему отец.
НАДЕЖДА
А что это у тебя?
КОЛЯ
Точилка, разве не видно?
НАДЕЖДА
Можно взглянуть?
Коля протягивает точилку Надежде
КОЛЯ
Это единственное, что у меня осталось от родителей
Надежда крутит в руках точилку и замечает надпись: «С первым юбилеем, сынок!»
Задумывается
НАДЕЖДА
Рисовать, значит любишь.
КОЛЯ
Ну есть немного.
НАДЕЖДА
Покажешь мне свои рисунки?
Коля достает из портфеля пару листов с портретами.
НАДЕЖДА
Да у тебя талант! Это очень красиво, иии… у меня есть для тебя предложение. У нас есть творческий клуб, не хочешь записаться?
КОЛЯ
Я был бы не против.
Автомобиль останавливается
НАДЕЖДА
Отлично, ну вот мы уже и приехали.
Мальчик выходит из авто, оглядывается.
НАДЕЖДА
Заходи, заходи
ИНТ. ДЕТСКИЙ ДОМ (ЦЕНТР ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ПОТЕРЯЛИ РОДИТЕЛЙ)- ВЕЧЕР
В холле Центра бегают дети, Коля в растерянности следует за Надеждой со своим чемоданом.
Они идут по коридорам, заворачивая направо, налево, Коля разглядывает громоздкие стены и двери ……
НАДЕЖДА
Это наш образовательный корпус, это столовая, это женское крыло, а это мужское. Проходи, здесь ты будешь жить.
А это твоя комната, добро пожаловать, надеюсь ты подружишься с ребятами.
Она садится на корточки и шепотом произносит:
НАДЕЖДА
Эй, не расстраивайся, у тебя впереди счастливое будущее.
Надежда уходит, Коля проходит в комнату.
ИНТ. КОМНАТА – ВЕЧЕР.
МАЛЬЧИК ЖЕКА
Ну привет, заходи.
МАЛЬЧИК САША
Меня Саша зовут
МАЛЬЧИК ЖЕКА (кивая на Сашу)
Любимец наших девочек
МАЛЬЧИК САША
Так, а это Жека, спортсмен, будущий олимпиец прям.
А это Гошка, мозги, совесть и честь нашего класса.
МАЛЬЧИК ЖЕКА (с ухмылкой)
Олимпиадник!
САША
Всего второй десяток пошел, а он уже докторскую защитить готов.
ГОША
Умники, вы что пристали к парню, а как его зовут и не спросили.
ЖЕКА
(передразнивая, поправляет невидимые очки)
Точно, как-то, не этично получилось!
САША
Тебя то, как звать?
Коля сквозь зубы произносит свое имя
КОЛЯ
Да Коля я
ЖЕКА
Значится, Николай
САШКА
Чем похвастаешь, Коля? Может шахматы, спорт, стихи пишешь?
ЖЕКА
Что, переживаешь как бы не вытеснил тебя? Говорят, девочки любят новеньких.
САШКА
А ты следи как из команды не поперли бы, а то пришел атлет, а ты уже все — и староват, и толстоват.
ГОШКА
Так что?
Коля, раскладывая вещи, говорит
КОЛЯ
Рисую я, рисую
ЖЕКА
Батюшки, так это у нас художник нарисовался
САША
Интересный случай, а ну ка покажи, чего могёшь?
Коля достает рисунки, ребята встают с кроватей и подбегают рассмотреть поближе.
ЖЕКА
Елки палки, да у нас свой Малевич нашелся!
ГОША
Малевич импрессионистом был, а тут целый Да Винчи – портретист!
САША
Ну какова красота. А ты хорош.
ЖЕКА
А меня нарисуешь?
КОЛЯ
Да, но давай как-нибудь позже
Открывается дверь, входит женщина
МАРИЯ МИХАЙЛОВНА
Что это еще такое! Марш по кроватям!
Дверь закрывается, Коля ложится набок к стене и засыпает.
ИНТ. КОМНАТА — УТРО.
Звенит подъемный звонок.
САША
Доброе утро, друзья
ЖЕКА
Ну нет, ну давайте не надо.
САША
Давай вставай, надо еще художнику нашему центр показать.
ЖЕКА
Сейчас.
ИНТ. КОРИДОРЫ ЦЕНТРА – УТРО.
Ребята идут по коридорам на уроки. Навстречу идет Мария Михайловна. Саша тихонько обращается к Коле
САША
А это директриса наша.
ЖЕКА
Мария Михайловна, вечно чем-то недовольна.
ГОША
Не знаю, вроде справедливая женщина.
ЖЕКА
Ну, любви все возрасты покорны.
МАРИЯ МИХАЙЛОВНА
Так, Тереньтев.
ЖЕКА
(огорченно)
Да, Мария Михайловна
МАРИЯ МИХАЙЛОВНА
А что это у нас с успеваемостью приключилось? Все знания гирями отшиб?
ЖЕКА
Больше не повторится.
МАРИЯ МИХАЙЛОВНА
Верю. Так, а это у нас кто еще? Соболев? Николай Соболев?
КОЛЯ
Все верно.
МАРИЯ МИХАЙЛОВНА
Ну как ты, уже разместился?
Соседи не обижают?
САША
Не обижают
МАРИЯ МИХАЙЛОВНА
Лужнецкий, я кажется не тебя спрашивала.
КОЛЯ
Все в порядке, Мария Михайловна
МАРИЯ МИХАЙЛОВНА
Ну хорошо, учиться готов?
КОЛЯ
(уныло)
Всегда готов.
МАРИЯ МИХАЙЛОВНА
Я смотрела твою успеваемость в прошлой школе. Хорошисты нам нужны, так держать! А вы, берите пример! Пойдем, я тебя с классом познакомлю.
ИНТ. КЛАСС ИЗО – УТРО.
Ребята и Мария Михайловна заходят в класс.
Начинается урок ИЗО
МАРИЯ МИХАЙЛОВНА
Так, ребята, знакомимся, это Ваш новый одноклассник – Николай. Прошу любить и жаловать. Коля, а это Ваша учительница ИЗО – Ольга Владимировна.
КОЛЯ
Здравствуйте.
ОЛЬГА ВЛАДИМИОВНА
Здравствуй, проходи
Директор уходит, дети встают, садятся, начинается урок.
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
И тема сегодняшнего урока: «Жизнь и творчество Карла Брюллова»
Кому-нибудь известно хоть что-нибудь про эту личность.
В классе молчание.
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Ну годы жизни хотя бы.
КОЛЯ
1799 – 1852 гг. Он написал около двухсот портретов, принимал участие в росписи купола Исаакиевского собора. Карл Брюллов — единственный русский художник, который при жизни был награждён лавровым венком, и получил бриллиантовый перстень от императора.
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Хм, интересно. Все верно, Коля. А картины его знаешь?
КОЛЯ
Конечно: «Последний день Помпеи», «Итальянский полдень», «Всадница»
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
(удивленно)
Все верно. Так, а сегодня мы будем изучать такое направление как классицизм и попробуем себя в этом стиле.
Звук становится тише. Звенит звонок.
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Ребята, Вы большие молодцы, работы я жду к себе на стол, всем спасибо за урок, до свидания.
ВСЕ РЕБЯТА
До свидания.
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Коля, а тебя я попрошу остаться. Можно взглянуть на твой рисунок. (смотрит) Коля, у тебя большой талант, ты раньше не занимался в художественной школе?
КОЛЯ
Неа
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
А не хотел бы попробовать? Ну, если что, каждый день с 16:00. Я буду тебя очень ждать.
КОЛЯ
Спасибо, я подумаю.
ИНТ.КОМНАТА — ВЕЧЕР.
Жека собирается пойти поиграть с ребятами в футбол, Коля сидит на кровати и рисует, Гоша учит уроки за столом.
ЖЕКА
Коля, не хочешь в футбольчик?
КОЛЯ
Да не особо как-то.
ЖЕКА
(с насмешкой)
Что не умеешь?
КОЛЯ
Да я вообще за школу на соревнованиях выступал.
ЖЕКА
А что тогда?
КОЛЯ
Да просто не хочу и все.
ГОША
Что ты пристал.
ЖЕКА
Так, Георгий, у Вас еще впереди география, и подготовка моего проекта по истории, не отвлекайтесь. А я убежал, зануды.
Жека ушел, Коля посмотрел на часы, время 17:00, решает прийти к Ольге Владимировне. Собирается, просит Гошу показать, где находится этот творческий клуб.
КОЛЯ
Гош, слушай, а ты не знаешь, где тут у Вас творческий клуб что ли?
ГОША
Так на втором этаже, в актовом зале.
ИНТ. ВХОД В АКТОВЫЙ ЗАЛ – ВЕЧЕР.
Коля входит в актовый зал.
КОЛЯ
Здравствуйте.
Ольга Владимировна оборачивается.
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Коля, здравствуй, здравствуй. Ребята, знакомьтесь, это наш новый творческий коллега, я уверена, что вы подружитесь. Коля не меньше Вашего любит изобразительное искусство, я думаю, Вы сможете найти общий язык.
Ольга Владимировна приобнимает Колю за плечи, и в его сторону говорит:
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Я очень рада, что ты пришел.
Проходит 2 месяца. Звенит звонок. Стучится в класс Коля.
ИНТ. КЛАСС МАТЕМАТИКИ – УТРО.
КОЛЯ
Светлана Николаевна, прошу прощения, не хотел, проспал, разрешите пройти к своему месту?
СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
Соболев, это уже ни в какие рамки не лезет, опаздываешь, в каком виде приходишь, домашнего нет, а успеваемость какая… А какой хороший мальчик приходил, ты бы за голову взялся. Садись.
Коля садится. Светлана Николаевна пишет на доске. К Коле оборачиваются Саша и Жека.
САША
Что, Соболев, в кино идешь?
КОЛЯ
Нет.
ЖЕКА
А что так? Опять к своим импрессионистам пойдешь?
КОЛЯ
Что пристал, тебе какое дело? Нет, я сказал.
ЖЕКА
Ой, ой, ой, извиняюсь. Товарищ художник опять в своем репертуаре. Санька, как там говорится?
САША
(с насмешкой)
Художника обидеть может каждый!
СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
Так, Тереньтев, Лужнецкий, на 180 развернулись, и с тем же энтузиазмом к доске.
САША
Ну, Светлана Николаевна…
СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
Давай, давай, Пифагор сам теорему свою не докажет.
Звенит звонок, заканчивается урок, Коля идет в творческий клуб, заходит в актовый зал, никого нет, Ольга Владимировна одна.
ИНТ. АКТОВЫЙ ЗАЛ – ДЕНЬ.
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
О, Коля, проходи, у меня есть разговор к тебе.
Как тебе идея поучаствовать в конкурсе? Конкурс для таких талантливых ребят как ты.
КОЛЯ
Ольга Владимировна, ну конкурс и конкурс, что-то нет настроения
ОЛЬГА ВЛДАИМИРОВНА
Это Всероссийский конкурс. «Большая Перемена» называется. Там ты сможешь продемонстрировать свои способности, это место, где твоим талантом есть место.
КОЛЯ
Ну, а если у меня не получится?
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Так ты даже еще не попробовал, а уже сомневаешься! Сейчас время больших перемен и новых возможностей. У тебя все получится. Ты сможешь проявить себя в одном из самых ярких вызовов – Твори! А я тебе в этом помогу, если ты захочешь, могу быть твоим наставником.
КОЛЯ
Ну я даже не знаю, ну можно попробовать.
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Тогда регистрируемся, проходим игру, и ждем результаты.
КОЛЯ
Ольга Владимировна, а может не надо, у меня все равно не получится…
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Главное верить в себя!
ИНТ. МДЦ «АРТЕК», ФИНАЛ КОНКУРСА «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА», ШКОЛА АРТЕКА – ДЕНЬ
Спустя 3 месяца.
Дети решают кейсы в группе 10 человек, ведется бурное обсуждение проекта
КОЛЯ
Так, ребят, предлагаю распределить защиту следующим образом: Настя и Катя, вы берете вступление, Саша и Дима, на вас концепция, Даша и Гоша, у вас партнеры, Маша и Сеня, у вас выводы, я беру оформление.
МАША
А если вопросы задавать будут?
КОЛЯ
Хорошая мысль, есть желающие?
ДЕНИС
Я тогда на вопросах
КОЛЯ
Договорились, если что я помогу. Все согласны?
ВСЕ
Да, в принципе да.
КОЛЯ
Тогда вперед.
ВСЕ
Ребята стоят в круге и протягивают правую руку к центру. Начинают кричалку
Мы самые лучшие, у нас все получится!
ИНТ. КОМНАТА – ВЕЧЕР
Коля лежит на кровати, звонит Ольга Владимировна
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Привет, ну как ты? Как все прошло?
КОЛЯ
Команда супер, мы очень хорошо защитились, я даже ответил на пару вопросов эксперта, мне здесь безумно нравится, тут так доброжелательно и интересно, я бы остался еще на пару неделек, но послезавтра уже награждение, а потом домой.
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Переживаешь?
КОЛЯ
Есть немного.
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Все будет хорошо, ты большой молодец. Ты проделал долгий путь, а сейчас пора отдыхать, день был непростой.
КОЛЯ
Завтра всем нам предстоит еще одно значимое событие – посвящение в артековцы.
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
И как это будет происходить?
КОЛЯ
Нас ждет вершина Аю-Дага.
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Ого, это круто, удачи вам. Тогда созвонимся после оглашения результатов финала.
КОЛЯ
Хорошо.
НАТ. ГОРА АЮ-ДАГ – УТРО
Подножье Аю-Дага, раннее утро.
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Ребята, перед тем как подняться, по традиции, чтобы стать настоящим артековцем, возьмите камушек, загадайте желание и пронесите его через весь путь к вершине горы! Наверху вас будет ожидать Абсолют (по легенде гном, который живет на Аю-Даге и сопровождает сон каждого ребенка в лагере), а также место куда вы сможете положить свои камни желаний. Будьте осторожны, не отставайте. В добрый путь!
Ребята берут камни, начинают подниматься колонной. Открываются прекрасные виды.
КОЛЯ
Ваау, рассвет на Аю-Даге — это лучшее, что я видел!
(Все действия происходят под фоновую музыку)
Ребята поднимаются, путь трудный, но их ведет мечта стать настоящим артековцем.
Ребята взошли на вершину, кругом зелень, гора из камушков (пирамида желаний) предыдущих артековцев, с Абсолютом поют песни, танцуют.
Коля подходит к пирамиде, загадывает желание и кладет камушек на вершину, улыбается.
Ребята строятся перед абсолютам, дают клятву артековца.
РЕБЯТА (хором)
Клянемся, клянемся, клянемся!
АБСОЛЮТ
Вы ребята молодцы!
РЕБЯТА (хором)
АР-ТЕ-КОВ-ЦЫ!
Вожатая каждому красит на лице символику настоящего артековца. Очередь дошла до Коли, он морщится от прикосновения кисти, далее в его выражении лица видна гордость и радость. Он счастлив, что смог преодолеть этот путь. Ребята начинают спуск к лагерю.
НАТ. МДЦ «АРТЕК», ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ КОНКУРСА «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА», НАГРАЖДЕНИЕ — ДЕНЬ
На следующий день после восхождения на Аю-Даг. Состоялось награждение финалистов конкурса «Большая Перемена». Коля стоит на Дворцовой площади лагеря в мерче конкурса, прижимает диплом к груди, звонит по телефону.
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Привет, ну как ты? Какие результаты? Коля, не томи.
КОЛЯ
Ольга Владимировна, я… я победил!
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Коля, ты большой молодец! Я тебя поздравляю! Ты заслужил эту победу.
КОЛЯ
Большое спасибо, я Вам посвящаю эту победу.
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Спасибо, Коля, я рада, что смогла тебе помочь.
НАТ. ВОКЗАЛ – ДЕНЬ
Спустя месяц.
Ольга Владимировна обнимает Колю (с ним чемодан, рюкзак), рядом стоит Надежда
КОЛЯ
Спасибо, Ольга Владимировна
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Пожалуйста, но за что?
КОЛЯ
За то, что заставили поверить: в себя, в мечту, в победу.
Для меня это стало больше, чем просто конкурс. Здесь я обрел знакомых, друзей, семью, наставника. Я провел незабываемые три недели в Артеке. Сейчас я стою на пороге новых открытий. Впереди меня ждет путешествие мечты. Это было необходимо мне, но ничего этого не было бы без Вас. Спасибо, Ольга Владимировна.
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Не за что, главное верить в себя!
НАДЕЖДА
Вот и началось твое счастливое будущее!
НАТ. ПЛАТФОРМА ВОКЗАЛА – ДЕНЬ.
Поезд отъезжает. Дети машут из окон.