XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
По ту сторону границы

Сегодня достаточно прохладно. Наконец могу вдохнуть глотки свежего воздуха и забыть прошлые удушающие дни. Знаете, весна в нашем городе очень непостоянна и переменчива.

Что рассказать о себе? Мне уже 45, раньше была танцором, обожаемым публикой, но как многим известно, они рано выходят на пенсию. Сейчас я работаю в психиатрической больнице.

Как меня туда занесло? Это достаточно забавно и интересно. Если смотреть на вопрос с чисто технической стороны — покинула пост танцора и выучилась на педагога. Проработала год учителем русского языка и литературы у 9-х классов и решила, что не мое (как привыкнуть к монотонной работе, где каждый день по несколько раз повторяешь одно и тоже, если до этого вся твоя жизнь была насыщенна событиями, была сплошным вечным движением?). Пока думала, куда себя деть, в один день наткнулась на объявление на остановке о вакантных местах в психиатрическую больницу. И решила им позвонить.

Занесло меня сюда не столько из-за жизненных обстоятельств или желания пощекотать себе нервы, сколько из-за стремления увидеть мир глазами «сумасшедших» (Мне очень не нравится называть этих людей таким странным словом, но раз обществу оно приелось — ничего тут не поделаешь).

Что такого необычного в этих душевнобольных? Они, в отличие от обычных людей смогли коснуться «той границы». Думаю, сейчас не очень понятно, о чем я. Лучше начну с самого начала.

Как уже говорила — раньше я была танцовщицей, которую могли с лёгкостью узнать на улице. И все говорили: «Эта девушка была рождена с таким талантом!», «Это божий дар!», «Были бы у меня ее природные данные…». Так вот, все эти фразы произносили далеко заблудившиеся на мой счет люди. Я никогда не имела природного дара, больше скажу, с раннего детства я была обузой для всех в танцевальном коллективе. Когда у детей уже начинали получаться сложные связки, я не могла сделать даже простейших упражнений. Не повезло с «природными данными». И вот, я была практически изгоем в моем коллективе и уже почти даже смирилась с этой позицией, как в один день меня как будто ударило чем-то. И я поняла, что могу намного больше, что мое слабое тело не помешает моему духу, физическое никогда не сломит духовное… Я начала работать во много раз усерднее, ходила на дополнительные тренировки, прибавляя к основному занятию еще 2-4 часа, оттачивала навыки дома, каждый день делала вызов своему организму и смотрела, насколько меня хватит. Все вы, наверное, слышали о таком понятии, как «второе дыхание». Когда человек чувствует, что дальше, истощенный и обессиленный, идти он не может, тут внезапно перед ним появляется дверь, открывающая проход в огромное пространство, насыщенное воздухом. Воздухом перемен. И он врывается внутрь человека, переплетается с его душой и становится новым мощным двигателем, вечно бьющимся сердцем, готовым идти дальше несмотря ни на что. И в этот момент человек испытывает такую легкость, такое счастье, как будто только что ощутил перерождение. Духовное, в первую очередь.

Так вот, это всего лишь второе дыхание. Вы думаете, что этим все ограничивается? Почему все говорят о втором дыхании, но никто и слова не скажет, например, о третьем, пятом, тринадцатом дыхании? Появляющихся дверей может быть безграничное количество — все измеряется силой духа человека. Вспомним, например, «Планету людей» у Экзюпери (год работы учителем литературы тоже дает о себе знать). Гийоме продолжал идти по заснеженной пустыне, потому что имел мощную цель, которая стала его двигателем. Перед ним открылась не одна дверь — каждый раз, когда он вырезал фрагмент обуви, чтобы туда умещались «обмороженные распухшие ноги» — перед ним распахивалась новая. И так мучительно он прошел очень много. Можно уже заметить противоречия в моих словах: почему ему было тяжело, если каждая открывшаяся дверь по моей теории дарит ощущение легкости и свободы?

К сожалению, не всегда, ведь все равно наша материальная оболочка, пока мы живы, существует и просто ее игнорировать порой невозможно.

И тут мы подобрались к самому интересному. Солдаты, например, продолжают воевать без руки, при потерях огромного количества крови, оглушённые и истощённые, несмотря ни на что, потому что имеют цель и готовы отдать все за нее. Эта цель реальна и многим понятна. Но кто же еще готов бороться с неиссякаемой силой, не замечая ничего вокруг и двигаясь к своей заветной мечте?.. Кто не чувствует физической усталости и с неимоверной мощью готов разрушать все вокруг?.. Тут мы и добрались до моих пациентов.

Работаю я в психлечебнице уже 6 лет, и за это время жители палат стали мне как родные дети. Как и для любой любящей матери, для меня они особенные. Не стоит, наверное, рассказывать, как не хватает медперсонала в лечебнице. Очень часто ты работаешь не только медсестрой, которая должна вовремя давать таблетки и делать капельницы, но и отвечаешь за питание больных, процедурный кабинет, заполнение бумаг и т.д. И в этой суетливой жизни действительно чувствуешь себя курицей наседкой.

Но даже среди хлопот мне часто выпадает возможность поговорить со своими больными. Я хочу рассказать несколько историй, связанных с пациентами, после которых, надеюсь, будет понятно, зачем я вообще начала этот разговор.

Был у меня года два назад интересный старик. Он был связан, со всех сторон от него стояли санитары, пытающиеся его удержать. Этот дедушка выглядел худощавым и болезненным, но, тем не менее, он обладал такой силой, с которой с трудом справлялся медперсонал. Я бы сказала, что даже я, танцовщица, которая пахала на тренировках больше 6 часов в день, никогда не имела столько мощи. Мы вкололи ему успокоительное, и он быстро уснул. Всю ночь я сидела рядом с ним и следила, чтобы в случае пробуждения он не навредил себе или не попытался убежать. Но больной не просыпался, а только постоянно повторял во сне, что должен всех спасти, что один он знает заклятого врага, один он спасет человечество от гибели. На утро он был спокойным и приветливым, охотно отвечал на все вопросы и выглядел как абсолютно «обычный человек», но ощущалось, что с ним что-то не так. Бывало, что он резко дернет голову в сторону, его взгляд застынет на какой-нибудь точке, за которой он на протяжении 10-15 минут будет непрерывно следить. В такие моменты я вспоминала свою кошку, которая часто делала также. Ходили слухи даже по разным мистическим программам на ТВ, что кошки видят нечистую силу или то, что не могут увидеть «обычные люди». Иногда у меня возникал вопрос: «А вдруг это не просто слухи?..»

Одной ночью была снова моя очередь охранять старика во время сна. Он, как мне тогда показалось, уже заснул. Я расслабилась и немного задремала. Мне приснился жуткий сон о том, как больной встал с кровати и начал биться головой об закрытую дверь. Я прислушивалась к этому грохоту. Один удар… Второй…

Тут я вздрагиваю, открываю глаза и вижу, как старик, привязанный к кровати, перевернул ее и поднялся вместе с ней. И тот шум, который я слышала во сне, был грохотом ножек стола об пол. Сначала я еще некоторое время думала, что это сон. В голове не могла уложиться мысль, что старик способен такое провернуть. Когда пришла в себя, вызвала санитаров, и мы вместе пытались его успокоить. Старик начал вырываться, дергаться, кричать нечеловеческим голосом, чтобы мы отошли от него и не заразились «мировой чумой». Его вопли длились недолго, в один момент он резко замер, посмотрел испуганно в угол, закрыл глаза и упал. В сознание старик так больше и не приходил. Даже после вскрытия определить причину смерти не удалось.

Я все еще периодически вспоминаю этого пациента. Что за великая миссия была у него в голове? Откуда она появилась? Уже не узнать.

За годы работы был еще один странный случай. Пришла к нам в больницу девушка лет 20-25 и сказала, что если мы не положим ее к себе, то «они» заберут ее навсегда.

Так как это было летом (а в это время многих пациентов родственники забирают домой, свободных палат становится больше), у нас не было проблем ее принять. У этой девушки в руках был плюшевый кот, с которым она постоянно ходила и говорила, что он помогает ей увидеть в случае чего «их». Эта девушка меня сразу заинтересовала. Она была похожа на немного подросшую версию девочки из страшилок, которая по классике жанра должна стоять напротив заброшенной школы или пустой детской площадки. Часто, когда было свободное время, я приходила к ней и общалась. Она оказалась очень интересным собеседником. Также я узнала, что девушка – художница, чьи картины я даже когда-то видела на выставке. Мне тогда запомнилась одна ее работа, на которой были непонятные существа, сидящие за кухонным столом и пьющие чай. В тот момент я даже думала, что мне бы хотелось познакомиться с этим художником. И вот, как все вышло.

Мы начали с ней тесно общаться. Мне также было интересно узнать, кто такие «они» и почему пациентка нужна им. Я пыталась в ходе разговоров перейти к этой теме. Но как только начинала об этом говорить, девушка шикала на меня, смолкала, оглядывалась и начинала шепотом меня просить, чтобы я не упоминала «их», а лучше – вообще забыла.

Были случаи, которые мне до сих пор страшно вспоминать. Один раз, когда я зашла к ней в палату, ее прежняя улыбка сменилась беспокойством. Она взяла в руки плюшевого кота, оглянулась по сторонам и сказала полушепотом: «Вокруг тебя теперь тоже есть “они”, только другие, будь осторожней». От страха я стала оглядываться, но никого не заметила. После этого случая девушка стала чаще со страхом смотреть на меня.

В этот же день, возвращаясь с работы, я чувствовала в себе странный прилив вдохновения. Тело начало само двигаться, и я танцевала в совсем несвойственной себе манере. Я замечала, что мои движения как будто были не моими. Чувствовала себя ведомой кем-то, но этот кто-то был очень приятным и близким. Это странные ощущения, которые сложно описать. Возможно, так на меня повлияло общение с этой девушкой.

В один день я зашла в палату, и не нашла ее там. Я сообщила об этом медперсоналу, мы вышли на ее поиски. Но, они ни к чему не привели. Когда я вернулась в ее палату в надежде найти хоть какую-то зацепку и понять, каким образом она смогла сбежать. Я заметила на ее кровати плюшевого кота и записку: «Дорогая медсестра, мои «они» нашли меня, я убегаю дальше. Кота я специально оставляю здесь, так как, возможно, из-за меня, теперь тебя будут преследовать твои «они», а он в случае чего покажет тебе, где именно «они» находятся. Честно, я очень любила своих «их». Из-за “них” я и начала рисовать. Но “они” очень требовательны и капризны. Со временем я не могла “их” терпеть, оттого и сбежала к вам. Но “они” снова нашли меня. Спасибо тебе за заботу, и будь осторожней».

Как эти две истории связаны с моими предыдущими рассуждениями? Почему рассказ я начала со своей истории?

Дело в том, что, когда я проводила по половине дня на тренировках и проверяла, на что способна, у меня бывали видения (можете их называть галлюцинациями, если так удобнее). Один раз, пока я сидела в растяжке, почувствовала легкое головокружение. Я подняла голову и увидела, как передо мной стоят несколько существ. По другому их не назвать. Существа смотрели на меня. От страха я схватилась за голову и закричала. Когда я снова подняла голову, существ уже не было. Я сидела одна в пустой комнате. Были и слуховые галлюцинации, когда я отчётливо слышала, что какой-то голос звал меня. Очень долго. И я не понимала, откуда этот голос. Как будто он звучал внутри меня. Тогда причиной всех этих жутких моментов я считала усталость, физическое истощение. Но после работы в психиатрической больнице что-то поменялось.

Мне кажется, что спортсменов, солдат и сумасшедших объединяет одно — огромная сила воли и дух, преобладающий над телом. Если связать все с параллельными вселенными, получается, что такие люди находятся на границе: их дух вытягивает в другой мир, но тело не дает покинуть здешний. В моменты психоза, сильного утомления или глубокой раны телесное ослабляется и люди могут видеть отголоски другого мира в своем. Также такое случается, как мне кажется, и с гениями или творческими людьми. Я долго думала, кто такие «они» моей сбежавшей пациентки, и пришла к выводу, что это музы или кто-то похожий на них. Те самые, которые помогают поэтам предсказывать будущее, музыкантам сочинять виртуозные симфонии, а изобретателям совершать новые открытия. Но у любого дара есть обратная сторона, поэтому для нас уже не новость, что гении в конце жизни сходят с ума, поэты кончают жизнь самоубийством, а великие люди терзают себя до самой старости непонятно, за что.

Палата наполнилась свежим воздухом, пора закрывать окно. С деревьев полетел тополиный пух. Он поднимается плавно и размеренно. Теперь мне кажется, что это души тех самых «необычных людей», которые, наконец, победили телесную оболочку и отправляются в другой мир.

Прохорова Юлия Алексеевна
Страна: Россия
Город: Екатеринбург