Любимым предметом Пети Ложкина в школе была биология. За победу в городской олимпиаде по биологии он был награжден поездкой в палеопарк Гвоздикова. Палеопарк представлял собой обширную мамонтовую степь с несколькими водоемами. Профессор Гвоздиков был выдающимся ученым и кумиром Ложкина. Гвоздикову первому в мире удалось осуществить клонирование вымершего вида животного. Это был шерстистый мамонт. Теперь стадо мамонтов, а еще табун диких лошадей и парочка шерстистых носорогов бродили по мамонтовой степи Она переливалась разнотравьем и вызывала замирание сердца и восторг мыслей посетителей палеопарка, одним из которых в этот пригожий майский день и был Петя Ложкин.
Экскурсия началась с выставочного зала. Ее лично вел профессор Гвоздиков. Он попросил остановиться посетителей у неприметного стенда, на котором висела фотография овечки.
— Это – Долли, — с благоговейным трепетом в голосе произнес он, — первое клонированное животное.
Дальше на стендах висели фотографии клонированных уже им самим мамонтов, носорогов и лошадей. По толпе пробежал восторженный шепот.
— Мы всех их увидим, когда поедем в тундру, — заверил профессор.
— А почему вы не клонируете опасных хищников, например, саблезубого тигра? – спросил Петя.
Профессор снисходительно улыбнулся:
— Мы выбираем виды исходя из той пользы, какую они могут принести существующей экосистеме и ни в коем случае не навредить ей. Ведь появление таких суперхищников, как пещерный лев или тигр, могло бы существенно поколебать устоявшуюся экосистему. Кроме того, наличие подходящего генетического материала тоже играет свою роль.
— Значит, на территории палеопарка нет опасных для людей животных? – учительница, которая привела группу школьников, строго посмотрела из-под очков.
Профессор успокаивающе развел руками:
— Разумеется, нет.
— Но согласитесь, — не унимался Петя, — что в любой экосистеме численность животных должна регулироваться, особенно в такой замкнутой, как ваш палеопарк. Я заметил гигантскую стену по всему периметру. Раз вы намеренно не включили в эту экосистему звено хищников, не боитесь ли вы, что природа эту функцию возложит на кого-то другого?
— Это маловероятно, — профессор явно не собирался продолжать дискуссию.
Спустя четверть часа грузовик с открытым кузовом вез экскурсантов по чавкающей тундре. Вскоре к всеобщему восторгу из-за карликовых берез показалась пара мамонтов. Петя не смог сдержать возгласа изумления. Он не верил своим глазам: животные безмятежно паслись, не обращая никакого внимания на посетителей.
Машина остановилась и туристам разрешили пройтись по тундре. Петя не заметил, что он изрядно отдалился от машины и забрел к какому-то водоему. К его ужасу весь берег кишел гигантскими сороконожками. К еще большему отвращению, он заметил, что они поедали тушу мамонтенка. «Неужели моя гипотеза подтвердилась! Многоножки достигли гигантских размеров и стали хищниками!» Пете стало жутко. Несколько из этих тварей отвлеклись от туши животного и уставились на Петю. Затем они медленно начали двигаться в его сторону. Петя со всех ног бросился бежать прочь.
— Профессор! Здесь повсюду сороконожки! Они огромные! — крикнул Петя, — И они направляются сюда! Нужно немедленно уезжать!
Профессор Гвоздиков с недоумением взглянул на Петю из-под очков и недовольно пробубнил:
— О каких сороконожках ты говоришь?
— Гигантских! Величиной с корову!
Профессор нахмурился:
— Ты хочешь сорвать экскурсию? Твои шутки неуместны.
— Да нет же! – в отчаянии воскликнул Петя, — около водоема я видел несколько огромных гусениц. Они поедали мамонта. И сейчас они направляются к нам!
Словно в подтверждение этих слов на дорогу выползла сначала одна, а затем еще несколько мерзких гигантских сороконожек.
Учительница истошно закричала:
— Дети, немедленно в машину!
Ребята стремглав бросились к грузовику. Водитель пытался тронуться, но машина завязла в грязи. Вечная мерзлота стремительно таяла под теплыми лучами майского солнца, превращая дорогу в месиво. Учительница, профессор и Петя выпрыгнули из кузова, чтобы толкнуть машину. После нескольких попыток им это удалось. Грузовик поехал прочь.
— Безобидные гусеницы стали хищниками?! – бормотал рассеяно профессор, держась руками за борт машины, — но этого не может быть!
Он был явно подавлен.
— И что же теперь делать? – спросила учительница. Ее туфли и подол юбки были испачканы грязью, и она пыталась оттереть ее.
— А кто у нас может бороться с гусеницами? – рассуждал вслух профессор.
— Птицы, — ответил Петя.
А через несколько недель в открытое окно лаборатории профессора Гвоздикова Петя выпустил первых гигантских дроздов – птиц, которые очень любят питаться гусеницами.