Принято заявок
465

IX Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

НеФормат
Категория от 10 до 17 лет
Пьеса «Чума»

Действующие лица:

Марья Павловна, учительница русского языка и литературы, классный руководитель.

Катя, красотка класса, встречается с Толей.

Толя, клоун класса.

Аня, примерная ученица.

Никита, недалёкий спортсмен.

Другие ученики.

Сцена 1 Явление 1

Действие происходит в классе.

Перемена. Катя и Толя сидят за одной партой, общаются, смеются. Аня читает книгу, поглядывает на других учеников. Никита играет с мячом для тенниса, пристаёт ко всем. Звенит звонок.

Сцена 1 Явление 2

Входит Марья Павловна с карандашом в руке.

Марья Павловна: Добрый день, ребята, сядьте.

Я от завуча иду — (показывает карандаш)

Надымили в туалете. (ученики переглядываются)

Кто сознается, тому…

Ничего не будет, только….

Катя (ехидно): Маму с папой позовут

В школу!

На учёт поставят, также

Пригласят на пед совет!

А! Ну и, чтоб сразу дал тот

Строгий грифелю запрет, (Толя передразнивает Катю, ученики смеются)

Проведёте проф беседу

С хулиганом, верно? Нет?

Марья Павловна: Нет, неверно. Катя, хватит.

Я серьёзно говорю.

Мы узнаем кто то сделал,

А беседу проведу

Я сейчас.

(ученики начинают заниматься своими делами, совершенно не слушают Марью Павловну)

Всем нужно в классе

В толк взять важность той беды,

Подступившей в одночасье, — (С задних парт ученики начинают передавать банку лимонада)

Тошнотворной ерунды, (Катя прислоняет карандаш ко рту, передаёт Толе)

Забиваете которой разум свой вы, почти все,

Не имея средств и воли (Толя прислоняет карандаш ко рту, передаёт дальше)

К остановке в той чуме.

Толя (встаёт, говорит насмешливо, переигрывая): Что имеете в виду Вы?

Лимонад? Карандаши?

Что дымиться во мне может?

Разве что огонь души!!! (Смотрит на Катю)

Марья Павловна (встаёт, начинает нервничать, Толя садится): Вы дурачитесь всем классом…

Почему, скажите мне,

Молодое поколенье

Так относится к судьбе (Марья Паловна ходит по классу. Ученики прячут банку лимонада и карандаш, продолжают заниматься своими делами)

Своей собственной?

Как будто…

Им плевать на всё и вся!

Вы испорчены до края

Злого рока торжества. (Марья Павловна садится за учительский стол)

Пауза.

Марья Павловна: В наше время было лучше!!! (Ученики остро реагируют на эту фразу, перестают заниматься своими делами, начинают слушать неприязненно)

По-другому говоря,

Взрослых уважал и слушал

Каждый.

Вы же втихаря

Умудряетесь с собою

Проносить карандаши!

Лимонад!!!…. Иной чертою

Ваши совести страшны.

Пауза.

Аня (убирает книгу в сторону): Раз Вы говорите так открыто,

Что уже спокойно позволяете себе

Перейти на оскорбленья и обиды,

То давайте рассуждать о ерунде. (встаёт, начинает подходить к учительскому столу)

О той самой страшной и отвратной ерунде,

Забиваем мы которой разум свой дотошно.

Вы уверены, сие — смертельная болезнь? (обходит учительский стол, незаметно берёт лежащий на нём карандаш)

С утвержденьем этим согласиться очень сложно. (Аня за спиной Марьи Павловны подносит карандаш ко рту, ученики удивляются)

Марья Павловна: Это — есть зависимость! (Аня незаметно кладёт карандаш обратно на стол, идёт обратно к своей парте)

Аня: Зависимостей есть

В округе, в жизни нашей очень много

Взять воздух? Развлеченья? Воду и еду?

И что ж? От них нам ждать такого же итога? (доходит до своего места, садится за парту, берёт в руки книгу)

Марья Павловна: То не зависимость, не сравнивай. Я так скажу…

Есть всё это необходимость, что (Аня закатывает глаза, начинает читать книгу)

для нашего существованья служит,

И без чего нам долгой и счастливой жизни не видать!

Никита: Так в чём же разница —

Чем отличаются зависимость, необходимость?

По мне так всё одно — Вы стали защищать

Жизнь долгую. Так вот с чего Вы взяли,

Что, скажем, через два дня под машину я не попаду? (Аня отвлекается от книги, слушает Никиту)

Ну или, например, удар меня не хватит?

Короче, вдруг сегодня же помру?!

Аня (убирает книгу): Согласна, не считаете ли Вы, что лучше было б нам тогда

Свободно всем гедонистическим идеям предаваться?

Ютиться в удовольствии, искать смысл в развлечениях,

и только для себя

Жить, при этом

Пусть на общества дно нам придётся опускаться?

Пауза. Ученики опять начинают передавать банку лимонада и карандаш по классу. Теперь некоторые отказываются, передают дальше.

Марья Павловна: Дети, честно, тяжело и страшно воспринимать мне ваше рассуждение.

Желанья спор об этом продолжать нет никакого у меня.

Хочу, чтобы услышали моё на этот счёт вы мнение,

И донесла до вас ту мысль я,

Хотя б немного точку зрения вашу изменя. (постепенно ученики начинают слушать)

Сказать вам честно: в общем-то, не стану утверждать, что вы совсем неправы.

Но попытайтесь радости учуять дух не только в тех вещах,

Которые вредят и нарушают все уставы.

Подумать следует вам… о своих мечтах!

Куда хотели съездить вы давно? Или к чему стремитесь?

Банально… задумайтесь: сейчас вы живы и здоровы все.

Есть дом, друзья, хорошая погода…

Так просто улыбнитесь!

Вполне счастливым быть возможно и не вспоминая о той самой ерунде.

Пауза.

Марья Паловна: И всё-таки необходимо, чтобы поведали вы мне о том…

Кто же на самом деле в туалете надымил карандашом.

(Ученики опускают глаза)

Аня: Мы поняли Вас, Марья Павловна.

Вы, несомненно, тоже правы.

Теперь же

И Ваш пришёл черёд понять нас, так сказать…

Такие времена настали, нынешние нравы

Сравни чуме. И этого никак не избежать. (Аня достаёт из-под парты пустую банку лимонада, относит Марье Павловне, ставит на учительский стол)

Толя (встаёт, играет на класс): Не важно кто испортил воздух в туалете! (Ученики смеются)

Кто кинул на пол тот проклятый карандаш! (Толя многозначительно смотрит на Аню)

Пауза.

Толя (серьёзно): Мы — молодёжь, подростки, просто дети —

Отравлены и прокляты. (Толя смотрит на Катю)

Катя (смотря на Толю, подхватывает): Испытывать кураж

От ерунды той самой нам по нраву.

Ведь столько стресса в жизни и проблем, забот.

Однако ж бросить это мы и сами были б только рады (У Кати появляется порыв отдать Марье Павловне карандаш)

Да ничего никак поделать нет способности с собой. (Катя в последний момент прячет карандаш от Марьи Павловны)

Пауза.

Никита: Приходится признать: прогнило молодое поколение…

Но в этом и стремление наше к обществу спасения. (Ученики смотрят на Никиту с удивлением)

Марья Павловна: Ну что же, диалог наш движется к концу, к прискорбному итогу.

Давайте подведём его: придётся осознать, смириться,

Что проф беседы здесь помочь ничем не смогут,

Так что…

Прошу хотя бы перед завучем так больше не палиться (Марья Павловна берёт банку лимонада и карандаш с учительского стола, выбрасывает их).

Карина Софья Евгеньевна
Возраст: 17 лет
Дата рождения: 15.03.2005
Место учебы: ФГБОУ ВО ТИУ Общеобразовательный лицей ТИУ
Страна: Россия
Регион: Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО
Город: Тюмень