Действующие лица:
Марья Павловна, учительница русского языка и литературы, классный руководитель.
Катя, красотка класса, встречается с Толей.
Толя, клоун класса.
Аня, примерная ученица.
Никита, недалёкий спортсмен.
Другие ученики.
Сцена 1 Явление 1
Действие происходит в классе.
Перемена. Катя и Толя сидят за одной партой, общаются, смеются. Аня читает книгу, поглядывает на других учеников. Никита играет с мячом для тенниса, пристаёт ко всем. Звенит звонок.
Сцена 1 Явление 2
Входит Марья Павловна с карандашом в руке.
Марья Павловна: Добрый день, ребята, сядьте.
Я от завуча иду — (показывает карандаш)
Надымили в туалете. (ученики переглядываются)
Кто сознается, тому…
Ничего не будет, только….
Катя (ехидно): Маму с папой позовут
В школу!
На учёт поставят, также
Пригласят на пед совет!
А! Ну и, чтоб сразу дал тот
Строгий грифелю запрет, (Толя передразнивает Катю, ученики смеются)
Проведёте проф беседу
С хулиганом, верно? Нет?
Марья Павловна: Нет, неверно. Катя, хватит.
Я серьёзно говорю.
Мы узнаем кто то сделал,
А беседу проведу
Я сейчас.
(ученики начинают заниматься своими делами, совершенно не слушают Марью Павловну)
Всем нужно в классе
В толк взять важность той беды,
Подступившей в одночасье, — (С задних парт ученики начинают передавать банку лимонада)
Тошнотворной ерунды, (Катя прислоняет карандаш ко рту, передаёт Толе)
Забиваете которой разум свой вы, почти все,
Не имея средств и воли (Толя прислоняет карандаш ко рту, передаёт дальше)
К остановке в той чуме.
Толя (встаёт, говорит насмешливо, переигрывая): Что имеете в виду Вы?
Лимонад? Карандаши?
Что дымиться во мне может?
Разве что огонь души!!! (Смотрит на Катю)
Марья Павловна (встаёт, начинает нервничать, Толя садится): Вы дурачитесь всем классом…
Почему, скажите мне,
Молодое поколенье
Так относится к судьбе (Марья Паловна ходит по классу. Ученики прячут банку лимонада и карандаш, продолжают заниматься своими делами)
Своей собственной?
Как будто…
Им плевать на всё и вся!
Вы испорчены до края
Злого рока торжества. (Марья Павловна садится за учительский стол)
Пауза.
Марья Павловна: В наше время было лучше!!! (Ученики остро реагируют на эту фразу, перестают заниматься своими делами, начинают слушать неприязненно)
По-другому говоря,
Взрослых уважал и слушал
Каждый.
Вы же втихаря
Умудряетесь с собою
Проносить карандаши!
Лимонад!!!…. Иной чертою
Ваши совести страшны.
Пауза.
Аня (убирает книгу в сторону): Раз Вы говорите так открыто,
Что уже спокойно позволяете себе
Перейти на оскорбленья и обиды,
То давайте рассуждать о ерунде. (встаёт, начинает подходить к учительскому столу)
О той самой страшной и отвратной ерунде,
Забиваем мы которой разум свой дотошно.
Вы уверены, сие — смертельная болезнь? (обходит учительский стол, незаметно берёт лежащий на нём карандаш)
С утвержденьем этим согласиться очень сложно. (Аня за спиной Марьи Павловны подносит карандаш ко рту, ученики удивляются)
Марья Павловна: Это — есть зависимость! (Аня незаметно кладёт карандаш обратно на стол, идёт обратно к своей парте)
Аня: Зависимостей есть
В округе, в жизни нашей очень много
Взять воздух? Развлеченья? Воду и еду?
И что ж? От них нам ждать такого же итога? (доходит до своего места, садится за парту, берёт в руки книгу)
Марья Павловна: То не зависимость, не сравнивай. Я так скажу…
Есть всё это необходимость, что (Аня закатывает глаза, начинает читать книгу)
для нашего существованья служит,
И без чего нам долгой и счастливой жизни не видать!
Никита: Так в чём же разница —
Чем отличаются зависимость, необходимость?
По мне так всё одно — Вы стали защищать
Жизнь долгую. Так вот с чего Вы взяли,
Что, скажем, через два дня под машину я не попаду? (Аня отвлекается от книги, слушает Никиту)
Ну или, например, удар меня не хватит?
Короче, вдруг сегодня же помру?!
Аня (убирает книгу): Согласна, не считаете ли Вы, что лучше было б нам тогда
Свободно всем гедонистическим идеям предаваться?
Ютиться в удовольствии, искать смысл в развлечениях,
и только для себя
Жить, при этом
Пусть на общества дно нам придётся опускаться?
Пауза. Ученики опять начинают передавать банку лимонада и карандаш по классу. Теперь некоторые отказываются, передают дальше.
Марья Павловна: Дети, честно, тяжело и страшно воспринимать мне ваше рассуждение.
Желанья спор об этом продолжать нет никакого у меня.
Хочу, чтобы услышали моё на этот счёт вы мнение,
И донесла до вас ту мысль я,
Хотя б немного точку зрения вашу изменя. (постепенно ученики начинают слушать)
Сказать вам честно: в общем-то, не стану утверждать, что вы совсем неправы.
Но попытайтесь радости учуять дух не только в тех вещах,
Которые вредят и нарушают все уставы.
Подумать следует вам… о своих мечтах!
Куда хотели съездить вы давно? Или к чему стремитесь?
Банально… задумайтесь: сейчас вы живы и здоровы все.
Есть дом, друзья, хорошая погода…
Так просто улыбнитесь!
Вполне счастливым быть возможно и не вспоминая о той самой ерунде.
Пауза.
Марья Паловна: И всё-таки необходимо, чтобы поведали вы мне о том…
Кто же на самом деле в туалете надымил карандашом.
(Ученики опускают глаза)
Аня: Мы поняли Вас, Марья Павловна.
Вы, несомненно, тоже правы.
Теперь же
И Ваш пришёл черёд понять нас, так сказать…
Такие времена настали, нынешние нравы
Сравни чуме. И этого никак не избежать. (Аня достаёт из-под парты пустую банку лимонада, относит Марье Павловне, ставит на учительский стол)
Толя (встаёт, играет на класс): Не важно кто испортил воздух в туалете! (Ученики смеются)
Кто кинул на пол тот проклятый карандаш! (Толя многозначительно смотрит на Аню)
Пауза.
Толя (серьёзно): Мы — молодёжь, подростки, просто дети —
Отравлены и прокляты. (Толя смотрит на Катю)
Катя (смотря на Толю, подхватывает): Испытывать кураж
От ерунды той самой нам по нраву.
Ведь столько стресса в жизни и проблем, забот.
Однако ж бросить это мы и сами были б только рады (У Кати появляется порыв отдать Марье Павловне карандаш)
Да ничего никак поделать нет способности с собой. (Катя в последний момент прячет карандаш от Марьи Павловны)
Пауза.
Никита: Приходится признать: прогнило молодое поколение…
Но в этом и стремление наше к обществу спасения. (Ученики смотрят на Никиту с удивлением)
Марья Павловна: Ну что же, диалог наш движется к концу, к прискорбному итогу.
Давайте подведём его: придётся осознать, смириться,
Что проф беседы здесь помочь ничем не смогут,
Так что…
Прошу хотя бы перед завучем так больше не палиться (Марья Павловна берёт банку лимонада и карандаш с учительского стола, выбрасывает их).