XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Папины истории

Папины истории.

У каждого в жизни  есть что-то особенное, то, что помогает, вдохновляет или просто радует и придает сил. У кого-то любимый человек, питомец, у другого хобби, работа. Для меня же это незабываемые вечера, проведенные с родителями.

Бывало зимой, усталый приду домой, отряхну лисью шапку, повешу слегка потертую дубленку на вешалку, поставлю поношенные валенки в угол, поближе к печке, а сам поскорей бегу мыть руки и за стол. Там меня уже ждет кружка горячего чая и кусок мясного пирога. Мама возится на кухне и приговаривает: “Ешь быстрей, сынок. Там тебя папа заждался”. Второпях споласкиваю за собой посуду и к отцу. Он как обычно, в зале сидит в своем любимом кресле, подкладывает дровишки в камин. Я пристраиваюсь рядом, и меня захватывает атмосфера домашнего уюта. Мягкое кресло, неповторимый запах  жженого дерева, слегка завывающая за окном метель. Все это было бы простым и обыденным без папиных историй.

С отцом, Валерием Ивановичем, у меня разница в возрасте 49 лет. Поэтому каждый рассказ из его жизни, для меня, как быль из прошлого. В мой родной город — Бугульма, папу привезли восьмилетним мальчишкой, нянчить маленького брата.  Тут он пошел в школу №9  и попал в класс к молодому педагогу  Серебряковой Нине Александровне, которая  сразу нашла подход к своим ученикам. Ее уроки истории проходили интересно и захватывающи, что о шалостях не могло быть и речи. С каждым днем ребята  узнавали все больше нового, открывая для себя неповторимый мир знаний. Нина Александровна преподавала не только тот материал, который был изложен в учебниках, но и организовывала увлекательные экскурсии в музеи Советской страны. Она воспитывала в детях патриотизм — любовь к Родине.

Как то молодой педагог предложила учащимся создать школьный «музей Славы», посвященный  подвигам бойцов Гражданской и Великой Отечественной войны. Ребята с восторгом восприняли эту идею. В начале весны, когда сошел снег, детишки, увлеченные идеей сохранения истории, во главе с Ниной Александровной, дружно обходили окрестности городка. Нужно сказать, что во время Гражданской войны Бугульма была в центре событий. Много печальных историй помнит город: расстрел 14 комиссаров, казнь Петровской и неизвестного матроса; а  в Отечественную в городе из добровольцев  была создана 352 стрелковая дивизия. Тысячи бугульминцев получили награды, за мужество и отвагу, за героизм и преданность Родине. Об их подвигах учащиеся собирали сведения.  Для этого приходилось не однократно выезжать за пределы Татарстана, колесить по необъятным просторам нашей Родины. 

От папиных историй слегка кружилась голова. Я, как наяву, представлял учеников, бегающих по оврагам, лесам, мальчишек в потертых пиджачках, увлеченно копающихся в полу-обрушенных окопах. И вот она —  первая находка! Петька достал каску советского солдата, пробитую немецкой пулей, рядом Ванька вытащил остаток гранаты. В глазах ребят неописуемая радость. Все больше и больше затягивала детей эта затея. Они словно «заведенные», но с большой осторожностью перекапывали территорию. Так проходили каникулы. Вскоре ученики стали сами обходить деревенские избы, собирая сведения и расспрашивая старожил о прошедших боях в этой местности.

Идея создания музея вдохновила и жителей Бугульмы. Они приходили в школу, рассказывали ребятам что-то новое о войне, приносили семейные реликвии в дар музею. Школьная коллекция пополнялась, теперь тут можно было увидеть форму солдат и матросов, их награды, медали и ордена, партийные билеты, старые фотографии, простреленные гильзы и искореженные автоматы, сломанные штыки, пробитые каски, медные котелки, предметы быта и другую утварь. Даже самые неприметные вещи хранили свою историю.  Вот колесо от телеги и никто не знает, сколько тонн пшеницы везла когда-то эта арба, сколько раненых солдат она доставила в военный госпиталь. Вроде бы обычная вилка, но она помогла уйти партизану от фашиста. А самое дорогое, что приносили люди – это письма и дневники солдат. По этим документам восстанавливали  ход сражений, трудности быта и культуры Татарской АССР во время войны.

Дрова, охваченные ярко-красными языками, пламени тихо потрескивали, с каждым подкинуты в камин поленом, отец все больше и больше вспоминал события своего детства. Он рассказывал, как однажды с одноклассницей отрыл блиндаж. Помимо осколков снарядов, там был сейф. Ребята довольные находкой ринулись к учительнице. Оказалось, что в нем лежали подготовленные к отправке письма и похоронки, старые карты и партийные билеты, по которым удалось найти безвести пропавших солдат. Родственники этих бойцов  не знали, что случилось с  близкими им людьми. Так же, благодаря деятельности учащихся, в 1959 году Карпова Ивана Ивановича директора школы №9, за заслуги перед Родиной и отвагу, проявленную в боях, нашел орден Красной звезды. Тогда еще ребята не до конца осознавали, что строили историю своими руками.

Год от года музей разрастался, и в 1976 году  он был официально признан Краеведческим.  Его двери открылись для гостей с разных уголков страны. Многие, в честь признания и уважения, дарили музею  собственные поделки, находки. Теперь здесь можно увидеть бивни мамонта, ус кита, ткацкие станки, сделанные руками умельцев макеты русской и татарской избы.

Вместе со своим детищем взрослела и Нина Александровна. Она была удостоена звания заслуженного учителя Татарстана и отличника народного образования. Не одно поколение детей  получило правильное духовное воспитание под ее началом. Но ничто не вечно. Совсем недавно мы проводили учительницу в последний путь. Чтобы отдать дань памяти пришло много народа. Здесь были ее коллеги, товарищи и, конечно же, ученики. Папа выпустил белоснежных  голубей, говорят, что птица мира — символ чистоты,  помогает проводить душу человека в иной мир.

Тогда отец сказал мне интересную вещь: “- Живет человек на свете и остается после него  след, едва заметная тропка, извилистая тропинка, узкая дорожка или прямая и ровная дорога. Всегда найдется тот, кто продолжит и украсит  этот путь.  Вот  и детище Нины Александровны берегут и пополняют. И ты, сынок, должен оставить после себя дорогу, по которой пойдут люди, вспоминая тебя добрым словом, тогда твоя жизнь будет прожита не зря”.

Теперь на глазах своего папы, сидящего у камина в любимом кресле, я вижу слезы. Каждая его история  о школьных годах заканчивается воспоминанием о первой и незабываемой учительнице.Гаснут красноватые угольки, испуская последний  жар, я ухожу спать, а папа в полумраке, остается наедине со своими мыслями.

 

Смирнов Виталий Валерьевич