В этом году исполнилось 27 лет со дня смерти Сергея Курёхина, музыканта, композитора, основателя выступавшей по всему миру группы «Поп-механика»,члена Национал-большевистской партии(запрещена в РФ). Личность Курёхина экстравагантная, его либо любили, либо не понимали, но абсолютно точно каждое его появление было запоминающимся, а высказывания обсуждаемыми. В чем же феномен музыканта и почему его перфомансы актуальны и сейчас?
Начать знакомство с творчеством Сергея Курёхина следует с его биографии, чтобы понять чем и кем была сформирована его неординарная личность.
Родился Сергей 16 июня 1954 года в обычной среднестатистической советской семье в Мурманске, отец Анатолий Курёхин носил чин капитана 2-го ранга ВМФ, мать Зинаида Курёхина преподавала математику, но позже сменила профессию на художника-оформителя. В жизни семьи Курёхиных было три переезда, сначала из Мурманска в Москву, где семья ютилась в общежитии рядом с Тишинской площадью. Третий переезд Курёхина был в Евпаторию, где он уже закончил школу.
По воспоминаниям композитора, известный Тишинский рынок был местом его воспитания, где он часто проводил время общаясь со спекулянтами и другими весьма колоритными людьми, которые проводили своё время на известной торговой точке.
Знакомство с миром музыки юного Курёхина началось с четырех лет. Талант Сергея сразу заметили учителя музыкальной школы, куда Курёхин ходил в детстве. Первым музыкальным впечатлением основателя «Поп-механики» был Моцарт, высказывался Курёхин о композиторе весьма специфично: «Моцарт потряс меня до глубины души. Где-то своей легкостью, своей гармонией, грацией и в тоже время такой ненавязчивостью, такой беспрецедентной совершенно тупостью, но такой тупостью волшебной.» Об этом музыкант высказался в программе «Астрология любви».
Сразу после окончания школы Курёхин начинает самостоятельную жизнь переездом в Ленинград, там Сергей поступил в Институт культуры имени Н. К. Крупской. Поступил гений авангардной сцены сразу на три отделения, но учеба ему не давалась, его три раза выгоняли из института. Композитор, давая интервью высказался на тему своего образования так: «С образованием у меня плохо. Я пытался учиться, я был изгоняем со школы начиная с 4-го класса каждый год. Из института каждый год по несколько раз, из училища при консерватории несколько раз. И,потом, где-то после того, как меня 30 раз исключили отовсюду, я плюнул и закончил…»
Творческий путь Сергея Курёхина очень яркий. Он был членом известного в 80-90-е годы знаменитого Ленинградского рок-клуба, где он познакомился с участниками известной группы «Аквариум». Работа с Курёхиным принесла «Аквариуму» большую популярность. Вместе они давали концерты, которые были популярны среди огромного количества молодых людей, увлекавшихся новым веянием культуры. Союз Бориса Гребенщикова (признан иноагентом) и Сергея Курехина был крайне плодотворным, вместе они записали альбомы «Треугольник», «Электричество», «Экзерсисы», «Табу» и «Радио Африка».
Самым безумным и ярким проектом Сергея Курёхина считается его перфоманс-группа «Поп-механика». Суть проекта заключалась в смешивании различных жанров, все концертные программы были придуманы дирижёром и лидером группы Курёхиным за несколько часов перед концертом. Главным в программе была не музыка, потому что труппа, состоящая преимущественно из членов Ленинградского рок-клуба не владела нотной грамотой, все играли как могли в силу своих возможностей. Визуальная концепция перфомансов была ошеломляющей, актеры танцевали довольно нелепы танцы, поражая своим внешним видом зрителей, помимо людей в «Поп-механике» участвовали и животные. Лошади, ослы, куры, обезьяны были части представлений. Одними из самых запоминающихся концертов, был концерт когда на сцене присутствовали 1 козел и труппа, которая насчитывала большее 400 человек, на другом не менее запоминающемся концерте в заграничной поездке в Швеции присутствовал даже танк. «Это поликлиника. Я не знаю, как её определить, она же в основном состоит из какого-то движения на сцене, что-то люди делают и иногда вплетается музыка. Потому что, формально она имеет какое-то отношение и к театру, и к музыке, но в принципе не является ни тем ни другим.», -вот что говорил сам Сергей Курёхин о своем проекте.
Несмотря на специфику проекта, концерты «Поп-механики» пользовались большим спросом у зрителей как в России, так и заграницей. «Поп-механика» успела дать концерты в Германии, Франции, Англии, Эстонии, Дании, Австрии, Финляндии, Японии. Получив международное признание «Поп-механика» вышла на новый уровень. В 1991 года в честь Недели дружбы городов-побратимов Нанта и Санкт-Петербурга «Поп-механика» дала концерт в французском городе. Позже, запись концерта в Нанте стала первым выпуском группы в России.
Проект собрал в свою труппу очень разных звезд, как отечественной эстрады, наиболее известными из которых являются группа «Кино», Егор Летов, Игорь Бутман и известный своей песней певец Кола Бельды и др. Из заграничных звезд в проекте приняла участие Ванесса Редгрейв, известная английская актриса известная своими ролями в фильмах «Фотоувеличение», «Прерванная жизнь», «Миссия невыполнима».
Проект начал своё существование в 1984 году, дав первый концерт в Москве, а закончил в 1996 году.
В арсенале у Сергея Курёхина много появлений на ТВ, каждое его появление обладало магнетизмом, заставляя слушать парадоксальные и не всегда правдивые вещи, которые музыкант говорил с абсолютно серьёзным лицом. Так, музыкант в одной из передач начал повествовать, что СПИД можно вылечит таблетками в виде слоников, а сам он возглавляет лабораторию Новой генетики. Конечно, 90-е годы являют зрителям много разного контента, который ранее был запрещен в советское время, но сейчас любой человек понимает, что СПИД вылечить никак нельзя.
Самой обсуждаемой мистификацией Курёхина стала идея о том, что глава Октябрьской революции 1917 года, является грибом. Многие люди собрались у экранов во время передачи «Пятое колесо», которая транслировалась по Ленинградскому телевидению, чтобы посмотреть, как тандем Сергея Курёхина и журналиста Сергея Шолохова «обличают» истинное лицо Владимира Ленина (Ульянова). На протяжении всей передачи, они доносят до зрителей легенду о том, что Ленин употреблял психоделический препарат, а именно галлюциногенные грибы, в результате чего сам Ленин совершил метаморфозу и превратился в гриб. Для эффекта правдоподобности изобретатели версии Ленин-гриб ссылались на Карлоса Кастанеду, который сильно повлиял на поколение 60-ых, мистификаторы перевернули псевдоним Ульянова и получили слово «нинель», сказав, что это блюдо французской кухни из грибов.
После выхода передачи в эфир, за Сергеем Курёхиным всё время тянулась тень Ленина. Так программа «Час Пик» сразу же начинается с вопроса Курёхину про его легенду о Ленине-грибе. На любую попытку доказать Курёхину лживость его теории, он отвечал: «Долой идиотов!».
Вся личность и творческий путь Курёхина была пропитана очень тонким интеллигентным юмором с иронией, иногда даже и с сарказмом. Само время, когда люди почувствовали запах свободы, побудило вывести на сцену такого яркого персонажа, как Сергей Курёхин. Он абсолютно точно легендарен, всё, то о чём он говорил не было обычным сотрясением воздуха, чтобы позабавить кого-либо. Его творчество начиная от «Поп-механики» и заканчивая мистификациями пронизано культурными отсылками. Его помнят и память о нём живёт благодаря его деятельности, которую он после себя оставил. В честь 55-летия музыканта, в 2009 году был создан Центр современного искусства им. Сергея Курёхина, с того же года Центр вручает премию имени Сергея Курёхина за вклад в современное искусство.