«Семья похожа на дом. Вы можете оставить его, но вы никогда не можете забыть об этом» — Антон Павлович Чехов.
Семья — нечто большее, нежели группа людей, живущих вместе, основываная на кровном родстве. Прежде всего это важнейшая ценность в жизни, источник вдохновения и тихая гавань, где тебе всегда рады. Это место, где ты можешь быть собой, не боясь осуждения. Семья учит нас верить в себя, быть сильными и не опускать руки перед трудностями. Родители — первые, кто становятся нашими наставниками в жизни. Они учат нас уважать друг друга, слушать и делиться. Вместе с семьей мы учимся доверять, прощать и ценить моменты счастья.
Семья — слово, вызывающее у нас спектр эмоций: от тепла и чувства безопасности до конфликтов и разногласий. Ведь далеко не всегда в семьях царят мир и порядок. Как говорил Иосиф Бродский: «В семье есть ямы и буераки». В нашем мире многие проблемы пришли испокон веков, и к такому типу относится конфликт «Отцов и детей» — споры детей с их родителями, в связи несхожих ценностей разных поколений. Наглядными примерами являются литературные произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка», а также Н. В. Гоголь, написавшего «Тараса Бульбу» и пьеса Островского «Гроза».
В книге «Капитанская дочка» Андрей Гринев решает отправлять сына Петра не в Петербург, как было запланировано, а в Оренбург, дабы тот «нюхнул пороху». «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Их отношения были натянуты, что породило конфликты: Андрей Гринев не мог принять того факта, что Петр более нежный, романтичный и ласковый, а ведь ему нужно было продолжать традиции по мужской линии, вырасти похожим на отца. Также причиной раздора стало желание Петра жениться на Маше, поэтому Андрей делает ему выговор в письменной форме. Только потом родители понимают, что желание Петра серьезно и принимают Марью.
В повести «Тарас Бульба», где Гоголь описывает запорожскую сечь: главным борцом за свой народ и свободу является Тарас Бульба. Он видит в своих сыновьях мужественных и смелых воинов, которые в будущем смогут сменить своего отца и защищать Родину. Но младший сын Тараса, Андрий, встречает полячку, в которую влюбляется, и отрекается от веры, семьи и Отчизны, перейдя на сторону врага. В следствии Андрий был убит своим отцом, который не стерпел самое страшное для казака — предательства.
В пьесе «Гроза» Тихон подчиняется воле Кабанихи, из-за чего его брак с Катериной под полным контролем матушки. Тема «Отцов и детей» кроется в образе Катерины, которая не желает потакать старшим — Дикому и Кабанихе. Представление о любви и свободе очень разнится с мировоззрением матери Тихона и в целом от взглядов на жизнь жителей деревушки Калинова, поэтому девушка всячески бунтует против тирании Кабанихи, что приводит к самоубийству Катерины. Данные произведения связывает драматизм, вызванный нежеланием принять разные выборы и принципы поколений, хоть романы имеют совершенно непохожие сюжеты.
Но как избежать подобной проблемы? Стоит идти на уступки обоим сторонам, жертвуя своими принципами, и выработать в себе способность найти компромисс. Учиться ставить себя на место ребенка, дабы лучше понять, почему он хочет именно так или принимать позицию родителей, которые всегда стараются помочь, чтобы сделать лучше. Но советы нужно давать тогда, когда ребенок сам в них нуждается. Ведь навязывая свое мнение можно сломить потенциал и личность ребенка, а также лишиться его доверия. Мудрость старшего поколения обретает смысл у младшего только в том случае, когда она переплетается с новыми идеями, вдобавок с правильным поднесением информации — давать детям выбор, как поступить, объяснив свое мышление, а также понять, как считает ребенок. Ни в коем случае нельзя сравнивать детей с кем-то, если ребенок совершил ошибку или провинился. В будущем это может вызвать комплексы неполноценности, ибо человек уже во взрослой жизни всегда будет гнаться за другими, более успешными людьми, а еще не сумеет себя принять, считая недостаточно себя хорошим. Родителям стоит пересмотреть свою «власть» над детьми. Чувствуя свою мощь и главенство, родители обвиняют детей в своих проблемах, вместо того, чтобы взять ответственность за свои действия. Учитесь анализировать ситуацию, определять, кто виновен, из-за чего подобное произошло, а не бездумно перекладывать свое упущение. Всегда нужно помнить, что ребенок, как только приходит в этот мир, — один. Единственным примером для подражания у него — родители, которые не всегда могут иллюстрировать достойное поведение. А детям тяжело «фильтровать» поступки взрослых, ведь не с чем сравнивать. Употребление незаконных веществ и злоупотребление алкоголем, ругань при ребенке и на него — все эти факторы влияют на формирование личности. А все проблемы идут с детства. Есть большая вероятность, что ребенок, формируя семью в зрелом возрасте, будет эмулировать поведение родителей в своем раннем возрасте. Требуется уважать личные границы друг друга. К примеру, та же проверка телефона даст понять, что вы не доверяете ребенку, что вызовет дополнительный страх и даже отвращение к родителям, а также излишнюю скрытность.
Дети тоже становятся зачинщиками конфликта, не осознавая, что родители тоже живут впервые. Все мы люди, имеющие право на ошибку, учитывая то, что кто-то старше, а кто-то младше. В нас всегда будут внутренние дети, у которых просто забрали детство и молодость.
Подросткам особенно тяжело сдерживать агрессию и не поддаваться внезапным всплескам негативных эмоций, но необходимо уметь сказать «прости». Это простое слово, которое очень тяжело дается, ибо собственная гордыня берет верх. «Я бы простила ему его гордость, не задень он мою», —Джейн Остин.
Семейные ценности — не только традиции и обычаи, но и совместные переживания и радости семьи; чувства, благодаря которым семья становится крепче и дружнее, а также ближе к друг другу. «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» — Василий Сухомлинский. И вправду то, какими мы являемся в нас заложила семья. Очень важно учить ребенка уважать старших, ведь это поспособствует к доверительным отношениям со взрослыми в будущем, что откроет перспективы. Главное, чтобы это было показано на собственном примере: самое банальное — вежливо и добро общайтесь с незнакомцами, в особенности с обслуживающим персоналом, с целью, чтоб ребенок не относился к ним в будущем как к рабам, которые ему что-то должны, а также с родственниками и не стоит гневаться на них при детях. Многие родители жалуются, что у детей отсутствует уважение даже к ним. Это может быть вызвано лишением свободы, строгим требованием соблюдать дисциплину и отношениями на родительском авторитете, который трудно осознавать детят в раннем возрасте. Чтобы избежать подобного, необходимо принимать «природу ребенка».
«Не жди, что твой ребенок будет таким как ты или таким как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой». То есть, принимайте выбор и увлечения детей, внимательно относитесь к нему и открыто общаетесь. Это приведет к тому, что ребенок не будет в будущем зависеть от чего-то мнения, сможет адаптироваться в взрослой жизни, быть самостоятельным, а еще не будет искать виноватого в том, что упустил возможность освоить ту профессию, о которой всегда мечтал, и к внутреннему уважению ребенка к родителям — глубокое понимание и оценка вашей ценности, независимо от их позиции или действий.
Приобщайте детей к труду, что станет фундаментом личности в ребенке. Просите их помощи в бытовых делах, но только учтите возраст и физические возможности ребенка, ибо если переборщить, то можно нанести повреждения. Труд может быть не только физическим, но и умственным, поэтому приобщите ребенка к творчеству, найдите то, к чему лежит у него душа, погружайте в науки через вид деятельности «игра» — вид деятельности, сосредоточенный не на результате, а на процессе. Труд воспитает в ребенке ответственность, чувство долга и собственного достоинства, а также благодаря работе будут успехи в других деятельностях, к примеру в учении.
Дабы ребенок вырос чутким, нужно приучать к эмпатии — осознанное сопереживание состоянию другого человека. Выработать этот навык поможет любовь к животным. Вместо того чтобы проходить мимо уличных собак и кошек, стоит проявить заботу и уделить им внимание, например, покормить их. Это качество поможет в жизни лучше взаимодействовать с людьми и чувствовать их эмоциональное состояние, проявлять к ним заботу, смотреть на вещи глазами других, что посодействует к избежанию многих конфликтов, а еще откроет путь к таким профессиям как психолог, педагог, воспитатель, медсестра и соцработник.
Одной из семейной ценности является память о прошлом семьи. Без прошлого не может быть будущего. Поэтому важно помнить о своих предках, ведь так выстраивается прочная связь между минувшим временем и нынешним, вместе и с будущим. Хорошим способом «не забыть» и вызвать интерес у детей к предкам будет составление семейного древа, фотоальбомы, где запечатлены значимые события и соблюдение семейных традиций, даже самых, казалось бы, незначительных. К примеру, у меня была довольно религиозная бабушка, из-за чего мы каждое воскресенье посещаем церковь.
Как детство влияет на будущее людей? Как мы уже выяснили, именно в детстве формируется мировоззрение и отношение к самому себе, что зависит от окружающей ребёнка обстановки. К примеру, Этель Войнич, родившаяся в семье математиков, лишилась отца, когда ей и года не было, в следствии чего ее детство прошло в нищете. Тогда мать Этель передает воспитание дочери в руки брата покойного мужа, дабы та не умерла от голода. Дядя девочки был помешан на укрощении пороков: она получала наказание за каждый свой поступок. Этель Войнич запирали в чулане, пороли и лишали ужина. Это взрастило в ней ненависть к англичанам и религиозным наставлениям. К сожалению, таким образом, всего лишь один человек, способен повлиять на отношение другого к целому слою общества, к своей нации, к своей Родине, религии. Тем более, если корни этой ненависти идут из детства.
Излишняя критичность приводит к заниженной самооценке, неуверенности и неспособности самореализоваться. Сестры Бронте мало что знали о счастливой семье: отец был чрезмерно суровым. В приступах злости он уничтожал мебель и вещи детей. Чтобы дети «не развратились», их не кормили практически ничем, кроме картошки – смиренная пища, дающая степенный характер – в то время, как отец на их глазах ел мясо. Он отдал Шарлотту в ту школу, где дети зимой замерзали порой насмерть.
О красивой одежде нельзя было даже задумываться. Всё это «напрямую вело их в объятья порока».
Тётя девочек обула одну из них в нарядные башмачки, ибо обычная обувь промокла. Отец, увидев это, забрал туфли и сжёг. Эмоциональные проблемы были у всех детей: сын спился, Эмили была подвержена паническим атакам, Шарлотта и Энн страдали от сниженной самооценки. Этот пример наглядно показывает, как привить детям страх страданий и нелюбовь к себе, так как вечно будет казаться, что что-то не так делает человек, недостаточно хорошо и не по нормам приличия, которые, собственно, нельзя навязывать, у каждого они свои.
А вот критика отчима и сцены насилия во многом сказалась на творчестве Максима Горького, который написал «Детство». Момент долгой порки для того, чтобы сломить мальчишку, взята из жизни: Горький имел проблемы с ментальными здоровьем и жутким мыслям о суициде.
Критика, безусловно, необходима, но только в том случае, если она действительно поможет расставить приоритеты в позитивном подкреплении, в какой-то степени открыть глаза на что-то или когда замечание преподнесено в мягкой форме, но касательно внешности просто недопустимо что-либо говорить, ведь это уже будет воспринято как оскорбление, что приведет к комплексам.
Цветаева в своих дневниках делилась, что всю жизнь недоедала и терпеть не могла на себе нарядную одежду по-причине упреков в юности.
Насколько бы человек не был взрослый, детство будет преследовать его всегда. В эту пору закладываются наши эмоции и реакции на определенные вещи, социальные навыки, модели поведения, но самое главное воспоминание, которые не всегда могут вызывать ностальгию и приятные эмоции. Так было у Антона Павловича Чехова. Он боялся каждого жеста и резкого слова, ибо его отец в свое время его знатно измучил: инциденты с оскорблением жены при детях, физическое насилие и чувство власти над детьми из-за запретов всего, чего можно. Но ограничения представляют опасность, поскольку вызывают повышенный интерес к ним. Это связано с тем, что вето порождают любопытство и стремление нарушить правила. «Я помню, отец начал учить меня, или, попросту говоря, бить, когда мне не было еще и пяти лет. Он сек меня розгами, драл за уши, бил по голове, и я, просыпаясь, каждое утро думал прежде всего, будут ли сегодня драть меня?..» Из этого и вытекает понятие в психологии: «звуковики» или «звуковые люди» — личности, более восприимчивые к звукам; они буквально гении, ибо их объем психики больше других. Они хорошо понимают точные науки, такие как математика, способность к языкам, музыке. Подобные люди вправду вырастают гениями, но если на таких деток кричать в детстве, то им просто так отбивают ум. В целом «звуковики» очень впечатлительны, поэтому после постоянных криков, обесценивания или оскорблений такие люди в будущем буквально теряются, не могут найти смысл жизни и своего бытия, а также в них отбивается сосредоточенность.
Детский опыт, как положительный, так и негативный, оказывает глубокое и длительное влияние на наше физическое, эмоциональное, социальное и когнитивное развитие. Хотя мы всегда можем учиться и расти, но фонд заложен в детстве, значительно формирует то, кем мы являемся, и как мы ориентируемся по миру, будучи взрослыми.
Это не означает, что детские переживания определяют всю нашу взрослую жизнь. Речь идет о понимании того, как эти переживания формируют нас и насколько они влияют на психику, чтобы мы могли работать над позитивными изменениями и ростом.
Мир меняется, ценности тоже изменчивы. Но это не должно быть преградой для достижения высшей точки в отношениях детей и родителей — взаимопонимания. Я искренне верю, что, прислушавшись к данным советам, старшее и младшее поколения смогут достичь гармонии в взаимодействиях. Все-таки 2024 год признан годом семьи, поскольку в наше время обострился вопрос сохранения семейных ценностей. Семья будто отошла на второй план, в связи с желанием людей самореализоваться. Безусловно, это важно и прекрасно, но семья по-прежнему остается одним из важнейших аспектов в жизни, в основе которого лежит любовь, что и приносит полноту жизни!
«Мам, посмотри, я раскрасила гномика!
Только у него нет кукольного домика», — тараторила пятилетняя девчонка,
держа плюшевого медвежонка.
На стенах стекала свежая краска,
у кровати лежала раскрытая сказка,
из которой виднелась лиса-зеленоглазка,
что стала причиной фиаско.
«Поиграем может?
Например, у меня есть набор милых кошек…» —
стоя в паре маминых босоножек, голос девочки был тревожен.
«Опять в комнате страх,
везде бардак.
В чистоте быть не можешь никак?
Не губи мать, я и так после работы прихожу кое-как»
«Постой-ка, не мои ли это туфли?
Взяла без моего ведома, что, так притянули?
В будущем ты получишь кличку
настоящей грязнули!»
«Извини, мама, не сегодня я стану способной и взрослой»
Видимо с детства она была
не богоугодной.
Может, недостаточно оказалась благодарной?
«В четверти опять тройка,
Боже, в будущем ждет тебя помойка!»
Закрывшись, девочка слушать не хочет.
Неужто стоит взаимоотношений двойка?
А на полке пылятся в яркой палитре гномик,
когда-то мечтавший о подарке — кукольный домик,
набор милых кошек всё помнят о желании девочки освоить профессию переводчик.
Спустя пару лет все аукнется.
Дочь не на шутку пугана,
ведь в детстве была сильно ругана.
С ней не надо было сюсюкаться,
но и не стоило браниться.
«Так трудно ответить на телефон?
Неужели сменила регион?…
Знаешь, мне сейчас дороже всего
твоего детского сарафана фасон.»
Мать места не находит,
всю себя изводит,
все на лису из сказки смотрит,
а пара тех босоножек изнутри рушит.
«Прости, мам, я никогда не хотела тебе мешать и боль причинять,
Но вновь тщетно.
Я знаю, как нам хочется кричать.
Это нас и счастливых отношений лишило заметно.»