Принято заявок
2212

IX Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Ошибка

В классе стояла тишина, лишь раздавались звуки мела по доске и майского грома за окном. Вот-вот должен был пойти дождь. Все внимание в классе было обращено к парню, который, не отрывая взгляда от доски, решал задачу. Высокий, с взъерошенными волосами, в белой рубашке и синем пиджаке, он изредка дополнял свои действия такими непонятными фразами, как «сделаем подстановку», «вспомним определение теоремы», «через производную найдем минимум данной функции». Все учащиеся давно уже перестали записывать решение задачи, поглядывая то на учительницу, которая, скрестив руки, наблюдала за учеником, то на одноклассника, увлеченно решающего задачу.

– Петь, ты делаешь не то, – не выдержала Елена Владимировна. Она не понимала, как можно закрутить так решение задачи и почему он не упростил выражение первым делом, но хотела, чтобы он сам нашел свою ошибку.

– Мне осталось всего лишь сделать последнюю замену и вычислить производную, – не сдавался Петя, продолжая исписывать правую сторону доски.

– Петя, вернись к выражению и попробуй решить задачу без метода замены. То, что делаешь сейчас ты – пустая трата времени, – сказала преподавательница, поглядывая на настенные часы – до звонка оставалось совсем мало времени. За окном вместе с раскатом грома стали появляться первые капли дождя.

– Исходя из здравого смысла, вычисление этой производной и есть решение этого задания, – не унимался парень, продолжая исписывать доску, не обращая внимания на перешептывания одноклассников.

– Петь, ты меня слышишь? Начни сначала без метода замены, – проговорила учительница, подавая Пете тряпку.

Внутри Пети бушевала буря негодования. Он не понимал, почему учительница прерывает его мысли. Что он сделал не так? Где он допустил ошибку? Его мысли прервал звонок, класс мгновенно опустел, но он так и остался стоять и гипнотизировать доску с тряпкой в руке, пытаясь найти ошибку.

– Петь, вот здесь формула сокращенного умножения, помнишь, биномы Ньютона. Дальше все сводиться к вычислению производной сложной функции и поиску минимума, – проговорила Елена Владимировна, подчеркнув место применения формулы и добавив, – помни, красота скрывается в простом.

Парень с разочарованием на лице стер с доски свое решение, собрал свои вещи и молча вышел из класса под очередной раскат грома. Был конец учебного дня, до каникул оставалось совсем ничего, он шел как в тумане, ему не было дело ни до окликнувшего его одноклассника, ни до библиотекаря, попросившего его обязательно сдать учебники до тридцатого мая. Он все думал о той задаче, которая сразу показалась ему интересной, он почувствовал правильное направление в ее решении и увидел ответ, но он не заметил ошибку… Он поторопился… Почему он не заметил формулу сокращенного умножения? Почему учительница не сказала ему об этом сразу? В голове было много вопросов, но ответов на них было куда меньше. Он шел по пустому школьному коридору, изредка поглядывая в окна, где капли дождя печально стекали по гладкой поверхности стекла. Ноги несли его в привычном направлении – в самый крайний кабинет на втором этаже, где висела повидавшая виды обшарпанная табличка «Шахматный клуб». Приоткрыв дверь, Петя заметил сначала теплый свет от лампочки, потом мужскую фигуру, сосредоточенно что-то ищущую на столе.

– Раз уж пришел, заходи, – проговорил мужчина, заметив своего гостя. Седовласый, подтянутый, лет шестидесяти, как всегда одетый в свой любимый зеленый свитер, Максим Петрович напряженно перебирал тетради и папки.

Петр молча пересек кабинет, положил свои вещи на парту и подошел к окну. Его мрачный взгляд был обращен к капелькам дождевой воды, скатывающимся по стеклу, словно это он упал в глазах одноклассников, учителя и своих собственных.

– Ну что же случилось, мой юный друг?– не поднимая глаз с документов, проговорил мужчина.

– Я не смог решить задачу… Вы понимаете, я не смог… – глухо произнес парень, переведя взгляд на своего наставника.

– Всего лишь?! Я сегодня не те документы отнес в директорскую. Вот ищу их и гадаю, лишат ли меня премии, – поделился своей проблемой мужчина, продолжая перекладывать документы.

– Максим Петрович, вы не понимаете…– с грустью сказал Петя.

– Что не понимаю?! То, что ты сейчас изводишь себя вопросами «Как я смог ошибиться?», «Что скажут мне мои одноклассники?», «Что будет через год на экзаменах?». Перестань думать над этим, по твоим глазам вижу, – перебил его Максим Петрович, подходя к парте с шахматами, – Знаешь, что… Давай сыграем.

Петя перевел взгляд на человека, который, будто видит его насквозь, сел за стол и пробормотал что-то вроде «думаю можно попробовать».

Началась шахматная партия, где каждый стремился поставить мат сопернику. Максим Петрович тщательно просчитывал шаги своего противника, не пренебрегал связками и излишнее не стремился к разменам, Петя же из-за невнимательности допускал некоторые глупые ошибки и в результате дал шанс своему оппоненту на мат.

– Знаешь что, мой юный друг, ты порой совершаешь типичные ошибки в игре, так и в жизни. Прежде чем формировать свои гениальные ходы, просчитай ходы соперника, особенно когда твой соперник – ты сам. В шахматах можно лишь тогда стать большим мастером, когда осознаешь свои собственные ошибки и слабости. Точно как в жизни, – проговорил, будто заглянув в душу своего ученика, Максим Петрович.

– Александр Алехин, – ухмыляясь, отметил Петя, узнав в речи своего наставника слова четвертого чемпиона мира по шахматам.

– Так точно, – бодро произнес мужчина, прибираясь на столе, – Не вини учителя, который хотел просто указать тебе на ошибку, чтобы ты ее больше не допустил, не думай об одноклассниках, которые на следующий день даже не вспомнят о твоей оплошности, воспринимай ее, как стимул для дальнейшего развития, и осознай, и только тогда ты станешь настоящим мастером своего дела. Ты ведь хочешь им быть?

– Кто же не хочет?– пробормотал Петя, пытаясь понять, что же хочет от него Максим Петрович.

– Ну, тогда возьми мел, подойди к доске и покажи этой задаче, кого стоит бояться. А я пока отнесу это стопку документов в директорскую, надеюсь, там меня не прибьют, – оптимистично проговорил Максим Петрович, выходя из кабинета. Он знал, что нужно лишь подтолкнуть его к правильному направлению, дальше его ученик сделает все верно.

– Я так и сделаю, – уверенно заявил парень, взяв в руки мел и подойдя к доске. Лишь коснувшись мелом доски, он заметил, как лучи майского солнца робко выглянули из-за туч и осветили кабинет. Теперь Петя точно знал, что он на правильном пути.

Шестерина Софья Сергеевна
Возраст: 17 лет
Дата рождения: 19.08.2005
Место учебы: ГБНОУ СО СРЦОД
Страна: Россия
Регион: Самарская обл.
Город: Самара