Принято заявок
2212

IX Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

НеФормат
Категория от 10 до 17 лет
«Опалённое войной детство. По следам жизни и творческой биографии Станислава Спепановича Косенкова»

Начинаю своё сочинение с пояснения, почему же я решила написать такую работу. 30 декабря 2021 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ об установлении в 2022 году Года культурного наследия народов России. Мероприятия в рамках данного проекта проводятся «в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ».

Вот и я решила не оставаться в стороне и посвятить свою работу Станиславу Степановичу Косенкову, моему земляку, самому известному иллюстратору произведений Фёдора Михайловича Достоевского и Александра Сергеевича Пушкина.

Моё сочинение направлено на то, чтобы погрузить читателя в чудесный мир художника. Постараюсь представить вам удивительного человека и рассказать о жизни и детстве Косенкова через призму его картин и моих стихотворений.

Я начну свою историю со знакомства с родителями Станислава. В селе Рождественка Белгородской области жила прекрасная девушка Ефросинья. Когда слышишь это необычное имя, то понимаешь, что перед тобой уникальный, неповторимый человек. Она была красива, добра, трудолюбива. Ефросинья очень любила детей. Даже выбрала себе профессию, связанную с малышами, – учитель начальных классов.

И вот произошла встреча, которая изменила жизнь девушки: познакомилась Ефросинья со Степаном, и окутала любовь её сердце. Хороший он был парень, смелый, честный. Они поженились и с нетерпением ждали появления на свет своего сыночка Станислава. Но утром 22 июня 1941 года их счастливую семейную жизнь разрушила война…

«Детские сны»

Остановись, мгновенье, ты прекрасно!

И безмятежность тихая вокруг.

Склонили головы колосья безучастно,

Что может это всё разрушить вдруг?

В дали бескрайней зарево играет

Захвачен мальчик сладким пленом сна.

Он так спокоен, он ещё не знает,

Не понимает, что значит война.

Темнело небо, были выжжены посевы,

Истерзана осколками земля.

Опасность всюду: сверху, справа, слева,

Но есть надежда, вера – всё не зря!

Прилёты, взрывы, жизнь в подвалах…

И в казане еда, одна для всех.

Отцы на фронте, все дела на мамах,

Здесь редко слышен детский смех!

Сегодня тихо, на границе не стреляют.

Спокойно утра ждёт огромная страна.

Пускай мальчишка тот не осознает,

Что значит слово страшное – «война».

Пусть спит и дальше, сладко, безмятежно

И видит яркие и красочные сны

О мире, полном счастья и надежды,

О мире, где нет смерти и войны!

(К картине «22 июня. Утро». Из серии «Прохоровское поле». 1984г.)

К сожалению, плохие вести пришли и в семью Косенковых. Ещё до рождения сына Ефросинья получила извещение, что её муж пропал без вести на фронте. Ему было всего 24 года. В последнем своём письме к Ефросинье Степан написал: «Как бы мне хотелось увидеть своё наследство». Но этого не произошло… И таких трагедий в годы войны было очень много…

«Ожидание»

Проводила отца и мужа.

Одиноко стоит у ворот.

Теплом снова сменится стужа,

А она, как и прежде, ждёт.

Похудела вся, пряди седые,

И от слёз уж устали глаза…

Паутины нити покрыли

В углу красном святых образа.

И рушник на ветру белым флагом

Развиваясь, кричит: «Мы вас ждём!..»

Но ни шороха нет, ни шага.

Тишина захватила дом.

«На посту», у ворот каждый вечер,

Уложив дочь и сына спать,

Чуть оправив уставшие плечи,

Продолжает, как прежде, ждать.

(К картине «1941-й год». Из серии «Детство». 1976г.)

Станислав Степанович Косенков родился 11 октября 1941 года. О своём отце Слава знал лишь по рассказам матери. Нет, я не ошиблась – именно Слава, так его называли самые родные и близкие. Ефросинья Ивановна на всю жизнь осталась верна памяти мужа, так и не выйдя больше замуж.

Появление военной темы в работах Косенкова объяснений не требует. Ребёнку не было и двух лет, когда на Прохоровском поле решался исход войны в самом страшном в мировой истории танковом сражении.

Конечно, ни о какой мирной жизни тогда никто и не думал, нужно было просто выжить…А дети в таких условия слишком быстро стали взрослыми.

«Короткое детство»

Здесь всë реже звучит детский смех,

Не по возрасту умные речи,

Взгляды все или вдаль, или вверх!

И все мысли о радости встречи.

Птица в небе как символ свободы…

Вот бы им, два расправив крыла,

Улететь в свои юные годы

От всего, что пророчит война:

От потерь, от огня, от разлуки,

От сражений, где властвует смерть…

Вскинув тонкие, хрупкие руки,

Белым голубем к миру лететь!

(«Моя деревня». Из серии «Детство» 1975г.)

Рисовать и читать маленький Слава начал с четырёх лет, он с малых лет мечтал стать художником. Увлечённость рисованием продолжилась и в школе. В седьмом классе Станислав Косенков принимает участие в конкурсе на лучший рисунок и получает первую премию. Как бы ему хотелось, чтобы его победы видел папа, но, увы…

«Калитка»

Покосившаяся калитка

Приоткрыта, печальный взор

У парнишки, с надеждой зыбкой,

И за ним весь заросший двор.

И открытое сердце верит,

И душа эта чистая ждёт;

Он заснёт, и в открытые двери

Вдруг отец привычно войдёт.

Он потреплет копну густую

Светлых, словно пшено, волос

И обнимет он мать, поцелует,

И про ужин задаст вопрос.

Но калитка висит, ржавеет,

И скрипит на ветру протяжно.

Мальчик ждёт, мальчик всё же верит:

Его сон сменит явь однажды…

(«У калитки». Из серии «Детство». 1976г.)

После окончания семи классов Косенков поступает в Курское художественное училище, которое заканчивает в 1960 году. Дальнейшее художественное образование он получил в Харьковском художественно-промышленном институте, который окончил в 1967 году. Одна из основополагающих тем творчества Станислава Степановича – тема военного и послевоенного детства тех, за кем прочно закрепилось понятие «безотцовщина». Детство художника пришлось на годы войны, ставшей для него первым и самым значимым событием, на всю жизнь врезавшимся впечатлением, главным содержанием которого было постоянное присутствие смерти. Но при этом Косенков не изображает батальных сцен, он говорит о последствиях войны, отражённых в душах людей.

«Он не вернётся…»

На всех одна огромная беда,

Одна надежда, мысли, вера в чудо.

Они вчера сбегались все сюда,

И завтра снова здесь они все будут.

Забраться выше, дольше простоять.

Прищурить глаз, чтоб дальше было видно.

Таких ребят по всей России рать!..

За них и больно очень, и обидно…

Лишь единицам смерть вернёт отца,

Лишь горстку малую война домой отпустит,

А большинство застынет у крыльца

И окунётся в тихий омут грусти.

(«Безотцовщина». Из серии иллюстраций к поэзии А. Прасолова. 1985г. )

Суровые годы послевоенного деревенского детства, закалившие в Косенкове дух и волю, сказались и во время учебы в вузе, ведь со второго курса ему пришлось сочетать учебу в институте со службой в рядах Вооруженных Сил страны. Тяжёлые солдатские будни, караульные дежурства, наряды, строевая подготовка изматывали, забирая львиную долю физических и духовных сил. Но юноше приходилось тратить их так, чтобы они оставались еще и на выполнение институтских заданий. Отдежурив в части, он бежал в институт, а когда занятия заканчивались в вузе, он спешил в казарму.

И жизнь, и творчество Станислава Степановича неразрывно были связаны с книгой: он проиллюстрировал около 50 изданий. Очень нравилась ему повесть Дубровина «В ожидании козы». Ей он посвятил 3 иллюстрации. Чем же ему нравилось эта произведение? Все просто – в главном герое он видел себя. Это такое же ожидание чуда, ожидание своих родителей, ожидание той самой козы, с появлением которой жизнь станет другой, такое же мучительное ожидание было и у Станислава Степановича, всю свою жизнь ждавшего возвращения отца.

Вот что сам Косенков говорил о своём детстве: «Детство моё, наверное, радостное и беззаботное, но затуманенное сознанием того, что многое было не так, что ребёнок имеет право на лучшее, только на хорошее, а не на постоянные огорчения, которые принесла им война и её последствия. Возможно, поэтому я и взялся за «Ожидание козы». Наверное, поэтому меня и волнует то, что многое в моём детстве разрушила война, то, что у меня не было отца. Какой он? И я уверен, что будь он даже «плохим» отцом, моя жизнь сложилась бы иначе, наверное, лучше».

«Дети войны»

Да, ребенок достоин лучшего,

Детства лучшего, счастья полного,

Но войной от всего отлучены

Поколения вышли, помните?

За стеклом у окна ожидание

Постепенно сменялось отчаянием.

И с годами лишь шло понимание:

Нет здесь места ни чуду, ни чаяниям!

Хрупкой лентой стекла отгорожены

Ждали дети с надеждой родителей.

Каждый шорох любой настороженно

Изучали сыны Победителей.

Много лет жить одной надеждою,

Одним сном лишь – о скорой встрече.

Верой в то – будет все как прежде.

И принятием – время лечит…

Но глаза, вновь от слёз опухшие,

Сверлят даль, не найдя ориентира.

Да, ребенок достоин лучшего.

Не войны… Он достоин мира.

(К триптиху «Окно». 1976г)

Путь художника Косенкова был труден, стремителен и ярок. 26 марта 1993 года он трагически погиб. Прожив 51 год, он оставил огромное творческое наследие.

Произведения белгородского художника хранятся в 17 музеях и картинных галереях нашей страны и мира. В том числе в Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, в Музее современного искусства «Пети Пале» в Женеве, в Музее Ф. Достоевского в Санкт-Петербурге, в Домах-музеях И. Тургенева и Н. Лескова в Орле, Ф. Тютчева в Брянской области… Но самая большая коллекция осталась на родине Станислава Степановича в Белгороде.

Мы постараемся сохранить память о нашем земляке, талантливом художнике Станиславе Степановиче Косенкове, чтобы передать ее будущим поколениям.

Тема войны – это то, что волнует каждого человека. Неважно, сколько ему лет, какого он пола, где живёт или с кем общается. К сожалению, эта тема актуальна и в наши дни.

Я живу в Белгороде, и с началом СВО мой родной город стал прифронтовым, со всеми вытекающими отсюда последствиями: «бабахи», «прилёты», жёлтый уровень террористической опасности, ПВО, «беспилотники» – это теперь не просто слова. Это очень страшно! Но я даже представить не могу, как живут дети в эпицентре этих событий.

На картинах «Домой» и «Окопы зарастают» мы видим беззаботных детей, которые играют, несмотря ни на что… Именно таким и должно быть детство!

«Не забирайте детство у детей»

Не прививайте страх к сирене громкой.

Не отбирайте счастье, ведь потерь

Знать не должны мальчишки и девчонки!

Не забирайте детскую мечту,

Задорный смех не заглушайте гулом

Ракет, летящих грозно в высоту,

Во мглу, что небо плотно затянула.

Не запирайте детвору в подвалах,

Со смертью не знакомьте раньше срока.

Ведь нам судьбой отмерено так мало,

И мы не знаем точно сколько…

Не забирайте детство у детей,

Их психику, увы, легко разрушить

Избавьте их от страха и потерь,

И сохраните чистые их души!

(К картинам «Окопы зарастают» и «Домой». Из серии «Детство». 1976г.)

Пушкарева Дарья Денисовна
Возраст: 15 лет
Дата рождения: 28.04.2007
Место учебы: МБОУ
Страна: Россия
Регион: Белгородская обл.
Город: Белгород