XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Один день из моих летних каникул.

Это лето было наполнено разными событиями, рассказ о которых занял бы не один десяток страниц, но я остановлюсь на одном, самом запоминающемся дне прошедшего времени года. В тот день я впервые в жизни приехал в город на Неве — Санкт-Петербург со своими одноклассниками из художественной школы (корректнее сказать, одноклассницами, ведь со мной ехал всего один товарищ Даня, а остальные были представительницами прекрасного пола). Странно, что человек, увлекающийся искусством, столь долго не посещает культурную столицу России, не так ли? Но, на то были свои причины….

Я проснулся не в привычной для меня кровати, а в плацкартном вагоне поезда. Часы показывали пять утра. Даня всё ещё спал.

Даня… Я не буду заострять внимание на его внешности, всё-таки в произведениях нужно описывать поступки и настроения персонажа, а его образ возникнет у читателя сам. Единственное, что я хотел бы уточнить — его возраст. Он старше меня на 2 года, а посему я относился к нему не как к просто товарищу, а как к старшему товарищу.

Я быстро слез с верхней полки, взял зубную щётку с пастой и отправился чистить зубы. Это было очень верным решением, ведь уже спустя 15 минут в вагоне появилась очередь. Эх, а Дане-то не повезло, ждать придётся столько…

Даня проснулся. Я поприветствовал его и посоветовал быстрее собираться, ведь до конечного пункта оставалось всего 20 минут. Тот вскочил, стойко отстоял очередь, а после судорожно собирал вещи. Управился он как раз вовремя.

Я знаю Даню очень давно. У меня нет какой-то невероятной истории знакомства с ним, однако он был моим верным другом на протяжении пяти лет обучения, за что стоит отдать ему должное. Он всегда умел найти общий язык с другими, оттого, мне кажется, мы никогда и не ссорились. Да он в целом ни с кем не ссорился. Удивительный человек!

Мы вышли на Н-ий проспект через М-ий вокзал. Яркое солнце светило нам в глаза, старинные дома, раскрашенные в пастельные тона, окружали нас, а свежий ветерок тихо дул нам в лица. Какая же красота!

— Нравиться, а? — с улыбкой спросил Даня

— Конечно! — ответил я с восторгом. – Холодно, правда, для начала-то июня.

— Это же Питер, привыкай!

В отличие от меня, Даня был тут не один раз. Считайте, что он принял на себя роль второго экскурсовода, рассказывающего свои истории, связанными с разными местами.

Мы сели в старенький автобус (что меня очень удивило!) и поехали по известным местам города: Медный всадник, Дворцовая площадь, Исаакиевский собор и так далее. Когда я сказал, что мы «поехали», то мы в прямом смысле просто проехались мимо, иногда высаживаясь для фотографий. Считаю, что это было верным решением организаторов, ведь только так мы могли объять необъятное.

— Ты даже в автобусе будешь рисовать? — с удивлением спросил мой товарищ

— Конечно, я же просто обязан зарисовать дома со столь необыкновенной архитектурой. Не зря же я учился в художке, а? — ответил я

— Не зря…

— Порисуй тоже, тебе явно пригодится.

— Мы же уже выпустились из художки, зачем мне это?

— Да ладно, а как же поступление в Университет? Тем более, тебя разве не вдохновляют подобные виды?

Дальнейший ответ Дани перебила мысль в моей голове. А ведь в этом городе жили многие исторически легендарные люди, которые точно также вдохновлялись красотами Петербурга… Возьмём, например, писателей. Неисчислимое количество произведений посвящено северной столице России. Неописуемое чувство, когда посещаешь те же улицы, по которым ходили Пушкин, Достоевский, Есенин и другие великие люди! Кстати, о Достоевском…

— Не думаешь, что Достоевского дают слишком рано в школьной программе? — спросил я.

— А ты у нас большой что ли?

— Не совсем, — улыбнулся я, — потому и спрашиваю тебя. Ты ведь уже прошел это произведение.

— Муть нуднейшая, а не произведение. Я бы такое не осилил и в тридцать.

— Тут бы я с тобой поспорил. Наверняка, смог бы раньше, в том же возрасте, что и Раскольников. Как школьник должен понять мотивы бедного студента с завышенным самомнением? А вот никак. Можно, конечно, ему рассказать о мотивах персонажей произведения, можно его подтолкнуть к понятию основной идеи, но всё равно он не поймет чувств главных героев.

— Слушайте экскурсовода! — прикрикнул учитель и мы замолчали.

Мы подъехали к отелю. Меня поселили с Даней, и мы были в диком восторге, увидев, где будем жить… Всё в номере, от мебели до тапок (да, в отеле выдавали одноразовые тапки) было красиво и эстетично. Цвета гармонировали, кровати были настолько мягкими, что в них можно было утонуть. А вид из окна… Нам открывался вид на исторический центр города! Подоконник был очень большим, и я в будущем сделал немало зарисовок, сидя на нём. Даже был телевизор напротив кроватей с выходом в интернет. Не номер, а сказка!

Но нужно двигаться дальше. Мы поехали в Русский музей. «Что же в нём такого интересного?» — спросит любопытный читатель. А ответ очень прост. Мы с Даней защищали диплом на тему «Первые импрессионисты России: Коровин и Серов». Именно в этом музее мы могли увидеть их знаменитые работы. Но была одна проблема – время, вернее его отсутствие. Всего час на столь обширный кладезь искусства, вы шутите?! Из-за этого мы сломя голову побежали искать их работы. Зал Коровина мы нашли. Я впервые увидел работы моего любимого художника. «Портрет Шаляпина» выглядел совсем не так, как на картинках в интернете! Непередаваемое чувство радости и воодушевления… Но, к сожалению, надо было уже уходить. Вариант не успеть на автобус и остаться одному я сразу отмёл, несмотря на моё огромное желание увидеть произведения Серова. Даня, в свою очередь, рискнул и.… нашёл его картины.

— Как тебе работы Серова? — спросил я, когда Даня вернулся в автобус.

— Прекрасные! — С восхищением ответил он.

— Да… Иногда в его работах видно влияние Коровина. Если задуматься, то сложно не удивится, насколько влияние других людей может изменить человека.

— А ты уверен, что это относится к Серову? Дальше его работ влияние Коровина не прошло.

— А ты уверен, что оно не прошло?

— Ребята, перекличка! — Сообщил сопровождающий и мы начали слушать кто есть, а кого нет.

День близился к вечеру. Оставалось ещё одно место, которое мы должны были сегодня посетить — музей «Гранд Макет». Сначала он показался мне маленьким (по сравнению с тем же Русским музеем), но зайдя в него, я понял, что ошибался. Все фигурки на экспозиции были сделаны с тончайшей детализацией. Люди, животные, дома на макете не просто стояли, а буквально жили своей жизнью. Кто-то ехал на работу, кто-то играл в баскетбол, кто-то отдыхал на пляже и так далее. День сменялся ночью, шум грозы перебивали другие звуки, но самым невероятным стало извержение вулкана… Сложно представить, сколько труда было вложено в создание всего, что было в небольшом музее.

Настала пора возвращаться в отель. Все поужинали и зашли в свои номера. Было уже достаточно поздно, но вообще-то нас ждал телевизор. Мы смотрели его до ночи, а после Даня спросил меня:

— Слушай, а ты никогда не задумывался о том, что из-за фильмов наша жизнь стала казаться нам более… масштабной?

— В каком смысле «масштабной»? — спросил я в ответ.

— Я имею в виду, что теперь мы драматизируем многие пустяковые события из нашей рутины. Нам часто кажется, что всё происходит не просто так. Когда прохожая девушка обронила телефон — это чеховское ружьё, которое обязательно выстрелит. Когда твой одноклассник говорит, что он не сделал домашнее задание — это лишь часть его большого плана по получению высшего балла по данному предмету.

— Быть может, но, признаться честно, за собой такого не замечал. Я чаще вижу людей, копирующих лицемеров и негодяев из разных фильмов.

— Ты про то движение в интернете? На «с» вроде начиналось…

— Не столь важно. Суть в том, что я считаю это бредом. Какой смысл копировать психопата-убийцу, которого в окружении никто не ценит, да и сам он — пустышка? Вместо того, чтобы развивать себя, люди развивают образ другого человека.

— Подожди, а как же насчёт взятия элементов других? Не полное, а лишь частичное копирование образов, дабы создать свой оригинальный образ?

— Копия никогда не может быть оригиналом. Да и какой смысл создавать «образ»? Образ — это то, что видят другие люди, а не то, кем ты реально являешься. Ты — это определенный набор принципов, багаж опыта за твоей спиной и вытекающие из всего этого поступки. Тем более…

В дверь постучали. Открыв её, я увидел одноклассницу на пороге.

— Вы надоели со своими рассуждениями в час ночи! — со злостью сказала она

— Да, извини.

Я закрыл дверь, и мы легли спать.

Филатов Вадим Владимирович
Страна: Россия
Город: Щелково