Принято заявок
2212

IX Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Обаяние зла

Михаил Булгаков не склонен в своих произведениях, а уж тем более в «Мастере и Маргарите», скатываться к привычному нам делению на добро и зло. Попросите любого школьника или взрослого человека распределить персонажей романа на хороших и плохих, и все как один окажутся в затруднении, я в этом убеждён. Нам покажутся наиболее симпатичными и обаятельными самые неожиданные герои. Да, именно Воланда и его свиту Булгаков наделяет необыкновенным чувством юмора, умом и чувством справедливости. Симпатизируем ли мы обычным москвичам? Нет. Москвичи ужасны — алчны, лицемерны, похожи на свиней, которые толпой несутся к крутому обрыву над бездной.

Что же выходит? Москва утопала во зле и коррупции, но тут явился Воланд и начал вершить свой справедливый суд. Звучит прекрасно и даже немного утопично, вам не кажется? Но так ли все на самом деле? Не стоит забывать, что Воланд на самом деле дьявол, а не поборник справедливости. Он преследует свою, чётко поставленную цель — получить роман мастера, дабы смутить верующих людей, подвергнуть сомнению искренность их веры. Его справедливость жестока — Воланд всякий раз появляется там, где исчезает человечность.

Воланд — мастер иллюзий, каждый раз он создаёт новую реальность. Бездомному он представляется иностранным шпионом, Берлиозу — учёным, приехавшим работать с книгами в Москву, Степе Лиходееву — артистом, и лишь Мастер видит его тем, кем он является на самом деле. Получается, что перед каждым персонажем предстаёт в понятном для того обличии, ведь только так Воланд может заполучить желанное людское доверие, которым он воспользуется в собственных целях.

Но более всего он хочет воздействовать своим обаянием на Маргариту, всё с той же целью — получить роман Мастера. И у него опять всё получается. Маргарита, живущая обычной, уже изрядно надоевшей ей жизнью, обретает всё, о чем можно только мечтать: гениального мужчину, которого она полюбила, чьей музой стала, возможность начать жизнь с чистого листа. И за это Маргарита испытывает к Воланду искреннюю благодарность, особенно когда выясняется, что «рукописи не горят», что Мастер снова рядом с ней, и что они получают достойную награду за роман — «покой».

Воланд умнее, мудрее и опытнее всех персонажей книги вместе взятых, от этого к его словам хочется прислушаться, попытаться вникнуть в суть его речей. Он говорит красивыми афоризмами и метафорами, создаёт впечатление безумно мудрого человека, который понимает гораздо больше чем читатель. От этого нам ещё приятней его компания.

Обаятелен ли Воланд внешне? Вот каким обликом наделяет его Булгаков: «рот кривой, правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный, брови чёрные, но одна выше другой», но мы моментально забываем о его странной внешности, нас больше интересуют его манеры, а держится он внушительно, благородно, очень сдержанно. Он должен завоевать души тех, кто ему нужен.

Но действительно ли Воланд так обаятелен и справедлив, каким хочет казаться? Да, на первый взгляд он справедлив, но справедлив по-особенному, механически, бесчеловечно. Он наказывает пороки, но при этом искушает людей, подталкивает на совершение различных злодеяний, за которые в дальнейшем подвергает всяческим испытаниям. В итоге жизнь многих людей круто меняется, они видят и осознают себя другими, что для них скорее не благо, а катастрофа.

Меняют жизнь и Мастер с Маргаритой, но на что они её меняют? На смерть и пребывание в вечном сумрачном «покое». Царства света они не увидят никогда, ведь обаятельный и такой справедливый на первый взгляд Воланд владеет только царством тьмы и предложить может только его. Так надо ли поддаваться этому обаянию?

Грызыхин Ярослав Сергеевич
Возраст: 15 лет
Дата рождения: 04.01.2007
Место учебы: университетская школа ДВФУ
Страна: Россия
Регион: Приморский край
Город: Владивосток