«Но и простой гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.»
Николай Михайлович Карамзин
Согласно словарю Даля, История – это «слово, принятое от древних почти во всех европейских языках, вообще в значении того, что было или есть, в противоположность сказке, басне; в тесном знач. бытописание, дееписание, бытословие, деи, описание происшествий, повесть о событиях, о быте и жизни народов». История как наука включает в себя около 25 дисциплин, которые изучают документы прошлого, демографию населения, архивы прошлого, религиозные праздники, археологические находки.
Величие античных зданий, сохранившихся от предыдущих цивилизаций, всегда волновало умы современников. Люди часто задавались вопросом «Что было до них?», им нужны были знания, чтобы понимать, как действовать в тех или иных ситуациях, ориентируясь на подобные случаи в прошлом. Таким образом, история как наука сформировалась из потребности в понимании человеческого опыта и его значимости для настоящего и будущего.
Огромный вклад в понимании истории внес Геродот Галикарнасский, которого прозвали «отцом истории»; он впервые сформулировал определение истории, обозначив ее как науку о человеческих действиях, совершенных в прошлом.
Историю России донесли до нас работы Николая Карамзина, Сергея Соловьева, Михаила Ломоносова. Их труды формировали национальное самосознание, воспитывали патриотизм.
Исторические личности, изучаемые нами, являются объектом нарецания, подражания, вдохновения.
История является фундаментом литературных произведений: любимые нами «Три Мушкетера» Александра Дюма-отца, «Белая гвардия» Михаила Булгакова, «Борис Годунов» Александра Пушкина. Литературные произведения современников должны укреплять вклад в историю, не давая возможности ее исказить. Например, Анна Ахматова на фоне уничтожения русской культуры большевиками писала стихотворения о Белой гвардии или сжигания трудов Зигмунда Фрейда и Эриха Марии Ремарк в национал-социалистической Германии, сохраненные страницы которых смогли донести мысли и события той эпохи.
Анализ цепи исторических событий дает понимание причинно-следственных связей, формирует мышление человека. Важно уделять внимание этому процессу в учебе на стадии формировании личности человека, приводя в пример правителей и первооткрывателей. С каким восторгом можно рассказывать о Петре Великом, Суворове или Колумбе, Иване Грозном!
В нашей системе образования история преподается двумя способами: линейной – исторические события изучаются поэтапно; концентрической — основана на двух- или трёхкратном прохождении курса с постепенным усложнением материала. У каждого способа есть свои сторонники и противники. Главное при этом – не по терять интерес ребёнка в озвучивании дат, терминов, имен. Для этого необходимо регулярно посещать музеи, исторические репродукции, читать художественные романы и многое другое, что позволяет погрузиться в атмосферу того времени и вызвать живой интерес учащегося.
Неправильная интерпретация исторических событий, снос памятников, великим людям, которую мы наблюдаем в соседних странах в последнее время искажает реальную картину мира, формирует некорректное мышление. Я полагаю, что с этим необходимо бороться через медиа, литературу и киноиндустрию.
Важность изучения истории неоспорима в формировании подросткового сознания, воспитании хороших граждан и патриотов нашей страны.