“Качество жизни не определяется количеством прожитых лет”
Алексей Никонов
Сложно не думать об ирисках, когда ты сам — «золотой ключик». Также и с пребыванием в определенной возрастной категории. Как ни верти, все равно оказываешься вписан кем-либо (неожиданно осознавать, тот самый «кто-либо» — это ты в первую очередь) во что-то привычное и понятное. Но вписать можно и в непривычное и непонятное, различие лишь в степени детализации ячейки, куда тебя пихают. Первый тип — это нормисы (то есть, нормальные, обычные подростки), второе — нефоры (= неформалы). Тема неформалов мне интересна в первую очередь из-за принадлежности к ним. Так что я не пытаюсь снять с себя пирсинг и забыть о посиделках со своими любимыми друзьями — тогда мне вообще нечего будет сказать, кроме:
“ой, сейчас они такие фу! раньше такого…
не знаю”.
Я субъективна, это мой опыт и мое “фи”.
Меня интересует что-то более “не такое”, чем стандартное «тебе сколько там … 14, 15, 16? — ну пойди ругаться с родителями и устраивать беспорядок». Думаю, что ошибочно считать , что ожидания “взрослых” от подростков — это стандартная примерная учеба и стабильное поведение, это скорее «то, что должно бы в идеале присутствовать у ребенка (вот именно, ребенка, а не тинейджера! Подобная позиция заключена в игнорировании этого периода разной степени осознанности)». Подобная маскировка ожидания от них продиктована той же школой — институту, которому не выгодно адаптироваться под подростковую природу, да и вообще, задача их — все-таки воспитать, не пустить этот период на самотёк и продолжить максимально стабильно формировать мировоззрение учеников. Подобное долженствовательное представление возникает лишь после непосредственного столкновения с очевидно неприятным подростковым бунтом, после того, как противным взрослым перед лицом помашут красной тряпкой игнорирования общественных устоев. Ну а если в разговоре сказать прямо — переходный возраст — то никакого ложного представления не появится. Очевидно, что юношеский протест на то и протест, что является жёсткой кричащей антитезой привычным и комфортным (условно безопасным) формам существования. И именно так и характеризуется неформальность в классическом её понимании.
“моё поколение это тираж малобюджетного фильма.”
Алексей Никонов
Возможно я просто стала консервативной и престарелой, но у меня складывается ощущение, что неформальность в старом понимании теряет свою актуальность. Могу подтвердить свою гипотезу лишь собственными и друзьяшными наблюдениями. С течением времени кажется, что неформальность уже не та, что была раньше. Черты, даже 3 года назад ещё считавшиеся позорными, становятся модными. Взять в пример аниме — раньше статус анимешника мог стать поводом для шуток, а теперь на тебя странно посмотрят, если ты не посмотрел “Токийского гуля” или “Хантер х Хантер”. Также и с в прошлом атрибутами нефорской роскоши — ботинками New rock. Раньше их можно было купить только за шокирующие деньги и появление в них делало тебя самым крутым в узких кругах (в остальных кругах тебя бы осудили, либо просто посмеялись). Сейчас же такую обувь можно увидеть на совершенно не нефорских тиктокерах, да и вообще, они появились на Вайлдберриз за несчастные две тыщи! Не так давно появившуюся, но до сих пор процветающую на просторах Лиговского проспекта субкультуру реданов сложнее назвать такой нефорской, какими были те же альтушки в 2020х. Их одежда доступна по адекватной цене не только на алиэкспрессе, посылки откуда приходится ждать по нескольку месяцев, их увлечения нельзя назвать уникальными, да и музыку они слушают из популярных жанров. Вся их нефоровость состоит лишь в провокативном поведении, на которое негативно реагируют их противники (я имею в виду их старые споры с различными другими объединениями, после которых за реданами установилась плохая репутация). Разве одной бунтарской агонии достаточно для того, чтобы достичь вершины истинного нефорства?
От ностальгического негодования снова переметнусь к ожиданиям. От подростков ожидают протеста, в обществе подобное «нефорскому» поведение почти целиком нормализовано. И это действительно неформально? Я считаю, что нет. Для меня настоящая неформальность связана в первую очередь с обособлением себя от окружающего общества, добровольное отшельничество. Личина субкультурности проявляется в ощущении собственной особенности, отделенности от окружения из-за другого мироощущения . И из этого чувства проистекает выбор чего-то непопулярного, характеризующего свою другость. Если возводить подобный образ в абсолют, то таким людям даже будет доставлять удовольствие плохое отношению к себе из-за несоответствия общественным ожиданиям.
Так кого же на самом деле можно назвать неформалом?
Заботыши — вот кто хорошо подходят под этот критерий.
Кто же они такие?
Термин безусловно субкультурный, поэтому придется вскрыть его, дать всему богатству внутренних чувств и смыслов выпорхнуть из этого буквенного кокона. Заботыш — это тот, кто целиком, телом и душой погрузился в бот.
Что такое бот?
Это процесс подготовки к олимпиаде, изучение терминов и тем. Звучит и вправду банально. Самое важное в боте — возникающие в процессе ощущения. Это как залезть под кровать, когда ты не убирался там сколько себя помнишь. Вроде бы представление о том, что ты можешь там найти у тебя имеется, однако есть какая-то воодушевляющая загадка, ощущение себя первооткрывателем иной реальности (тут должна быть мистическая вставка про теории заговора рептилоидов), тыкая по гиперссылкам, уходя во что-то кардинально новое. Ботая, можешь сначала начинать искать информацию про предпосылки первого демографического перехода, а через полчаса путешествия по гиперссылкам обнаружить себя читающим статью про культурное значение шавермы.
Такие люди доходят до аскезы в своем стремлении к познанию. такого от них не ожидает школа, ведь настоящий заботыш зачастую уделяет мало внимания непрофильным школьным предметам, да и зачастую по своему профилю ему уже не имеет смысла переслушивать программу своего класса. Заботыш возвышается над пубертатной массой остальных подростков. Их не любят сверстники, так как они забирают бюджетные места у егэшников, также с подозрением относятся учителя за плохую посещаемость (но им приходится это принимать, так как они — выгодные кадры). Такие трудяги зачастую лишают себя нормального социального взаимодействия. Это все делает их иными, заставляет себя таковыми почувствовать.
Хоть заботыши и плохо вписываются в среду сверстников, у них все равно есть собственный теплый круг. В первую очередь, это родная сборная, с которой коротаешь темные вечера за нарешкой практикумов. Также в течение олимпиадного сезона почти неизбежен выезд за пределы своего города на заключительный этап какой-нибудь олимпиады, где можно наконец-то собраться с друзьями со всех краёв нашей необъятной. В такой обстановке речь идет не совсем о конкуренции за бви, а скорее о сходке единомышленников, объединенных им одним — ботом своего ненаглядного предмета. Поэтому, можно сказать, что у них (нас) есть собственное комьюнити и локальные сходки. Также присутствуют и сленговые словечки, например, такие, как уже упомянутый бот, смешарик (начинающий олимпиадник), сокращения: закл (заключительный этап олимпиады), побед (победитель олимпиады), апель (апелляция) и так далее.
Поэтому я считаю, что заботыши — это новые, истинные нефоры. Их неформальность проявляется в несоответствии ожиданиям взрослых от поведения в подростковый период. Заботыши противостоят классическому пылающему бунту, их протест спокойный и заключается в переосмыслении школьного образования, самостоятельной расстановке приоритетов в пользу не мимолетного кайфа, а любимого дела и связанных с ним целей. Они переиграли нефорство, они переиграли подростковость.
Так всё-таки что, протестовать или превзойти?