Музыка — это неотъемлемая часть каждого человека, часть человеческой
души. Она сопровождает нас на протяжении всей жизни: с рождения до
самой смерти. Кажется, мир был бы серым и тусклым, совершенно
безвкусным и некрасивым, однообразным и скучным, не будь в нём музыки.
Она обогревает в самый морозный день, поддерживает в трудные моменты,
воодушевляет, когда руки опустились настолько, что, кажется, уже стелются
по полу, вдохновляет, исцеляет гниющие раны и самое главное — спасает.
Становится спасательным кругом для утопающего в са*мом сердце океана, не
даёт утонуть окончательно и погрузиться на дно.
Создающие музыку люди – настоящие волшебники, которые порождают
невероятные магические звучания, завораживающие, гипнотизирующие,
заставляющие плыть по музыкальному течению среди волн-мелодий.
Мусоргский Модест Петрович — величайший гениальный композитор, тот
самый волшебник, превращающий простые звуки в необыкновенную
мелодию. Его известные произведения – оперы «Борис Годунов» и
«Хованщина», цикл фортепианных миниатюр «Картинки с выставки»,
вокальные циклы «Песни и пляски смерти», «Детская» – признаются
шедеврами мирового музыкального искусства. Но так ли успешен он был при
жизни? Какие трудности сопровождали его на творческом пути?
В детстве и юности ничего не говорило о его будущей безудержной тяге к
музыке. Проживая в богатой дворянской семье, согласно устоявшимся
традициям, в 1849 г. маленького Модеста отвезли в Петербург: вначале в
Петропавловскую школу, затем перевели в Школу гвардейских
подпрапорщиков. Духовное созревание Мусоргского в этой обстановке
протекало весьма противоречиво. Он преуспевал в военных науках, был
душой компании, приятным молодым человеком, распевающим модные арии
и даже удостоившимся одобрения самого императора за особенную
расторопность на празднике. Его изящные манеры, великолепная эрудиция и
безукоризненный французский обращали на себя внимание в изысканном
дворянском обществе, вызывая расположение высокопоставленных лиц.
Часто был тапёром на светских балах, где ночи напролет разыгрывал польки
и кадрили. Но в то же время его тянуло к саморазвитию, разгорался интерес
изучать иностранные языки, историю, литературу, искусство и особенно
музыкальное. Все предвещало ему блестящую карьеру, но в девятнадцать лет
Мусоргский, невзирая на отчаяние родственников и недоумение друзей,
подал прошение об отставке. Он решил полностью посвятить жизнь музыке,
отсекая всё, мешающее его выбору.
Оказавшись один на один со своим призванием, Мусоргский очень скоро
осознал крайнюю недостаточность музыкального профессионализма и
лихорадочно взялся исправлять этот недостаток.
День и ночь он создавал новые гениальные произведения, не жалея на это
своего здоровья. Лишь фортепиано, нотный лист и музыка были его
единственными друзьями в этот тяжёлый период жизни.
Мусоргский – поистине гениальный композитор. Он жил в девятнадцатом
веке, но писал музыку двадцатого, а то и двадцать первого! В его
фортепианном цикле “Картинки с выставки” есть довольно странная пьеса
“Два еврея, богатый и бедный”, в которой у каждого лирического героя есть
своя тема. Речь первого звучит тяжеловесно, с повелительными
интонациями, уверенно и властно, что подчеркивается удвоением октавы.
Вторая же – совершенная противоположность: мягкая, отдающая грустью,
молящая, действительно показывает слушателю нищего, несчастного
человека. Но самое интересное то, что дальше композитор соединил эти две
отличающиеся друг от друга мелодии в одну, причём каждая из них звучит в
разных тональностях, тем самым подчёркивая настоящий социальный
конфликт. До Мусоргского такого никто никогда не делал. Позже это
подхватят другие композиторы двадцатого века.
Вся жизнь, вся музыка Мусоргского — это сплошные переживания и боль
за свою страну, её историю, её будущее. И в его творчестве это отражалось
очень ярко: вот оно, то самое выражение русскости, выражение России,
выражение русского народа. Для него главным была не красота, как у многих
его современников, а правда жизни. Переживая за Россию, в качестве тем для
своих работ он выбирает самые страшные, самые болезненные ключевые
моменты в истории страны. Одна из самых известных его работ — опера
“Борис Годунов”, в которой говорится о временах смуты. В неё композитор
вложил немереное количество сил, пытаясь довести до идеала, чтобы каждый
слушатель проникся атмосферой и музыкой, ощутил всю боль того периода
времени. Величественная мелодия сменяется на устрашающую,
переживательную, печальная на радостную, раскачивая на эмоциональных
качелях внимающих. И, конечно же, в этой работе Мусоргский проявил свою
гениальность, а именно в сцене венчания Бориса Годунова на царство.
Казалось бы, торжественный момент, звучит колокольный звон, а музыка
совершенно не сходится с происходящим событием. Дело в том, что
композитор использовал всего лишь два диссонансных, не сочетающихся
аккордов, тем самым делая мелодию страшной, зловещей. Позже можно
понять, что эта сцена предупреждает нас о трагедии, которая случится в
дальнейшем.
Но какой бы гениальной ни была музыка, её не принимали. На протяжении
всей жизни Мусоргского критиковали, называли дилетантом, “самым
дерзновенным новатором девятнадцатого столетия”, “юродивым русской
музыки”. “Мусоргскую музыку я от всей души посылаю к черту; это самая
пошлая и подлая пародия на музыку”, — говорил Пётр Ильич Чайковский.
Даже его самые близкие друзья и соратники из “Могучей кучки” пытались
найти в его работах такое, за что могли раскритиковать. “Его идеальному
стилю недоставало подходящей кристаллически-прозрачной отделки и
изящной формы; недоставало потому, что не было у него знания гармонии и
контрапункта, Так он без них и прожил, возводя для собственного
утешения свое незнание в доблесть, a технику других в рутину и
консерватизм”, — отзывался о Мусоргском Николай Андреевич Римский-
Корсаков.
Модест Петрович тяжело воспринимал критику. От тяжелых переживаний
он впал в глубокую депрессию и пристрастился к алкоголю. К большому
несчастью, здоровья не хватило. И на сорок втором году своей жизни не
стало великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.
Его самый известный портрет принадлежит кисти Ильи Репина. С холста
взирает растрепанный, неряшливо одетый человек с одутловатым лицом и
потухшим отчаявшимся взглядом. Кажется, в нём проносится вся жизнь,
отданная искусству и так безжалостно растоптанная, и его жертву никак не
назовешь неосознанной.
Творчество Мусоргского представляется как яркое свидетельство борьбы
гения с ограничениями времени и общества. Его музыка, полная глубины и
искренности, не всегда находила понимание и признание, однако именно в
этом и заключается величие композитора. Мусоргский не боялся идти против
течения, ставя перед собой смелые цели и стремясь выразить уникальность
русской души. Его наследие, богатое эмоциональной палитрой и
новаторскими идеями, продолжает вдохновлять композиторов и музыкантов
по всему миру. Мусоргский Модест Петрович — непонятый гений, чье
творчество, хотя и было недооценено при жизни, сегодня воспринимается
как важнейший этап в истории развития музыки, открывающий новые
горизонты для понимания культурной идентичности и художественного
самовыражения.