Будучи ещё ребёнком, не ходя в школу, почти всё своё свободное время, коего у меня было полно, я проводил у бабушки в деревне. Деревня та была небольшой, на пятьдесят человек, если не меньше. Все её жители — старики да старухи, к которым время от времени приезжали навестить родственники из города или оставить внуков на лето. Но, признаться, такое было не часто, так что мне, ребёнку, который почти всё время жил в той деревне, почти не с кем было поиграть, и я уже тогда научился развлекать себя самостоятельно. Находилась деревня далеко от города, и, что самое интересное, рядом с ней были проложены железнодорожные пути. И по ночам, когда всё затихало, а уснуть ты не успевал, можно было услышать стук колёс проносящего мимо деревни поезда. И этот звук завораживал меня больше всего. Я с детства любил поезда, даже не смотря на то, что прокатиться на нем мне довелось только в зрелом возрасте, когда впервые с женой мы поехали на отдых. И всё же я любил поезда, столько трепещущих душу рассказов я слышал от родителей, а сколько сюжетов я видел в книгах и фильмах. В детстве я и вправду питал страсть к поездам, паровозам и всему, что с ними связано, мечтал даже стать машинистом. Жаль, что став старше, я растерял почти весь свой запал.
И вот в последний год своего беззаботного детства, в год перед тем, как пойти в среднюю школу я решил, во что бы то ни стало сделать это лето самым запоминающимся. Но вопреки моим желаниям, я долго не мог придумать, чем себя занять и всё что мне оставалось это помогать по хозяйству, играть с котами да собаками захаживающих в наш двор. Благо мальчиком я был общительный и как найти язык со стариками, я уж точно знал. Так я стал другом почти каждого жителя в деревне. Одним из таких друзей был наш сосед дядя Володя. Он был старым другом деда, так что виделись мы с ним каждый день. Как бы занят он не был, зайти поздороваться да пожелать доброго утра он всегда находил время. А уж как я радовался, когда Дядя Володя с дедом брали меня с собой на рыбалку. Тогда я мог проявить всё своё мастерство и хоть в чем-то похвастаться перед стариками. Уж в чём в чём, а в удачи равных мне не было. Приходя на рыбалку, я всегда был первым, у кого начинало клевать. И первым я ловил рыбу, так сказать, открывал начало клева в этот день. Дед с дядей Володей всегда с неподдельным интересом расспрашивали меня, что же я такого делаю, что рыба вся шла ко мне, а я лишь горделива задрав нос, отвечал: » Слова правильные знаю» – и каждый раз приговаривал их перед тем, как закинуть удочку. Конечно, эти слова знали все, я запомнил их из сказки, которую читала мне мама перед сном. Но делиться своими познаниями я всё равно не собирался. Вот так и проходили наши рыбалки. Не обходилось и без историй. Пока мы сидели и ждали, когда на водной глади поплавок вновь уйдет под воду вслед за клюнувшей рыбой, кто-то нет, нет, да и начнет о чём-то рассказывать. Ох, сколько же историй я услышал! Возможно, некоторые были приукрашены или переделаны, но я в силу возраста верил каждому слову стариков. Так понемногу я узнавал о жизни уже седых, повидавших жизнь, мужиках. Что мой дед, что дядя Володя, оба они родились в сложное время: шла Великая Отечественная война, а молодость пришлась на разгар холодной войны и начало радикальных перемен и открытий. Но людьми они были простым, рабочими. Дяде Володе было с рождения даровано умение рисовать. Не учась нигде, он выдавал такие работы, что оставалось только «ахать» от красоты. Даже сейчас, вспоминая его немногочисленные работы, передать словами их красоты я не могу. Но денег на этом, казалось, тогда не заработать. Да и жил он в селе, потому пошёл и отучился на тракториста. Ну и проработал так всю жизнь. Я уже тогда был не согласен с ним, возможно, в силу того, что жил я совершенно в иное время или по ряду каких-нибудь других причин. Казалось мне, что ему всё же следовала продолжать, во что бы то ни стало рисовать. И даже сейчас я думаю, что он мог бы стать художником не хуже Шишкина или Репина. Но судьба распорядилась иначе. Вся эта история привела меня на мысль: скольких же талантливых людей мы теряем лишь из-за того, что они были не востребованы в стране или лишь потому, что прожить, занимаясь любимым делом, не представлялось возможности. И меня до сих пор гложет лишь один вопрос: а что же чувствовал сам дядя Володя, смотря на свои картины и вспоминая то, как он прожил свою жизнь. Терзало ли его душу то, какой путь он выбрал? А может, это ничего и не значило для него.
В деревню редко приезжали дети моего возраста. Да и, честно говоря, в деревню в принципе редко кто приезжал из детей вообще. Но, несмотря на это, у нас всё же собралась компанией из четырёх человек. В компанию нашу входили дети самых разных возрастов. Самым старшим был Петя, переходил он тогда в десятый класс, дальше Марина, на год его младше, Вера, что готовилась к своему седьмому классу, и я. Я был самым младшим среди них и порой удивлялся, как им может быть интересно со мной? А ребята всегда таскали меня с собой, и восторга во мне вызывало это даже больше, чем рыбалка. Даже в огороде вместе работать было куда веселее. Жаль только, что виделись мы не часто. Обычно все приезжали в начале июля и уезжали с его концом. А порой было и так, что виделись мы через лето или приезжали они только на пару дней. Ах, как же порой тоскливо мне было! Ведь я, в отличие от них, всё своё лето проводил в деревне, изредка возвращаясь в город на не длительный срок. Но в это лето мне повезло, и мы, как обычно, собрались в жаркий и знойный июль. Вот было веселье! То за ягодами пойдем, то на речке поплескаться, то на велосипедах. По всей деревне катались и за её пределами. И ведь именно они научили меня кататься на велосипеде. Я вообще многому у них научился, и мне всегда было интересно обо всём их расспросить. А они, казалось, только рады были выступить для меня в роли наставников.
Как-то в один из дней, когда днём на солнце было настолько жарко, что лишний раз двинуться сил не было, я решил, по своему обыкновению, вновь донимать их различными вопросами. Тогда, закрыв глаза и облокотив голову на наш бревенчатый домик, я спросил: «вы уже решили, кем хотите стать? » — я ожидал возгласы ответов, но почему-то в ответ получил лишь гробовую тишину. Тогда, открыв глаза, я посмотрел на притихших друзей. Они же отводили взгляд. «Неужели вы ещё не решили? » — конечно, для меня, ребенка, что с самого рождения был твердо убежден в том, кем прожить эту жизнь, их молчание было непонятным. И тогда Петя решил разбавить нескончаемый поток мыслей в моей голове ещё стольким же количеством новых вопросов.
— Решил. Точнее, решили. — поправил он себя.
— Что значит решили? Кто решил?
— Кто? Родители, конечно, сказали: будешь врачом. А я портным быть хочу. — И глаза его наполнились немой обидой. Обидой и усталостью. Такой, словно он уже прожил всю жизнь, работая на не любимой работе.
— Ну, так ты им возрази, скажи, что не хочешь врачом быть.
— Да если бы можно было им возразить. Отец все настаивает, что работа портным не для мужчин. Видите ли, это женская забота — кофточки, рубашечки шить.
Для меня мир тогда перевернулся с ног на голову.
В моей детской головёнке всё никак не могло найти себе место то, что кто-то мог за тебя решить, чем тебе заниматься всю жизнь.
— Ага. Ты когда вырастишь, можешь хотя бы переучиться. А меня никто всерьез и не воспримет на работе.
Вот же выдала Марина, думаю я. Я ещё не успел оклематься от ответа Пети, как она ошеломляет меня своим.
— Подожди, подожди. Что ты имеешь ввиду?
— Как что? Мне математика нравится, и хочу я быть инженером. Вот только девочки же не расположены умом к точным наукам.
— Как не расположены? Неужели в старшей школе точную науку учат только мальчики?
— Конечно, нет. Учат все. Вот только когда придешь на работу, все то и дело будут думать: раз ты девочка, то ни в математике, ни в физике несильна. Так почему-то заведено.
Вот тут я совсем оторопел. Мой мозг просто не мог понять, как такое могло быть. Я знал, как хороша была Марина в математике. Она ведь даже в деревню всегда привозила с собой различные задачники по ней. Неужели взрослые, правда, так глупо считали, что какие-то определенные предметы и профессии рассчитаны только на мальчиков или девочек. Нет, конечно, я знал о том, что девочки не могли работать на определенных профессиях, но инженер никогда в этот список не входил. Вера же была со мной мягче. Она лишь просто сказала, что совсем не может определиться. Ей нравилось так много, что выбрать что-то одно, с чем связать жизнь, она не могла. И это я понять ещё мог. Но разве становилось от этого ей легче? Она успокоила себя тем, что у неё ещё есть время подумать до окончания школы.
В тот день я в какой-то степени даже пожалел, что завел тот разговор, так как весь оставшийся день и ночь я думал только над словами ребят. Тогда мой твердый настрой стать машинистом впервые пошатнулся.
Лето закончилось. Я вернулся в город и пошёл в пятый класс. Столько новых предметов окружило меня, столько нового и интересного я узнал за весь учебный год. Потом прошел ещё один год и ещё. И вот я уже близок к тому, чтобы окончательно выбрать профессию. Но я не смог. Не смог и всё. Я, который был верен одной профессии, был попросту не уверен в ней. Проучившись столько времени, я понял, что видел эту профессию совершенно иной, не той, какой она была на самом деле. Мой запал пропал. Я в пал в ступор. Некогда я считал людей, что не могут определиться с профессией странными, а в итоге оказался им сам. Машинист поезда всегда вдали от дома, а я не мог подобное долго вынести. Я понял, что слишком был привязан к родному месту и надолго его покинуть я не мог. Да и по здоровью я не вышел, так и отказался от своей детской мечты. К моменту выпуска из школы я всё так же находился в неопределенном состоянии. Пошел по стопам родителей. Они у меня были оба учителями. И я им стал. Преподаю теперь у начальных классов. Помогаю не пропасть их запалу учиться и узнавать мир вокруг себя. Я не особо жалею, что стал не тем, кем изначально мечтал. Только по ночам перед сном порой думаю о том, какой была бы моя жизнь, стань я всё-таки машинистом. Ну и интересно, что же стало с судьбой тех ребят из деревни? Исполнились ли их мечты? Нашли ли они себя и своё призвание? Хотел бы я знать. К сожалению, я потерял с ними связь. Наверное, я никогда не получу на свои вопросы ответы, но мне хочется верить, что их мечты и желания исполнились.