Принято заявок
2558

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Наставник — это друг и товарищ или командир и начальник?

Привет!

Меня зовут Марк. Я перешел в 8 класс и уже отучился несколько дней. Сегодня выходной. Сижу у компьютера и перелистываю школьные фотографии в фотоальбоме. На них я с друзьями, одноклассниками или просто со сверстниками из других школ. С фотографий на меня смотрят радостные, веселые лица, да и я, негрустный. Это говорит о том, что мне интересно и нравится все, что происходит. Но очень мало кадров, которые запечатлели бы классного руководителя или педагога, который пришел с нами на данное мероприятие. А если подумать, то, если бы не педагог, вряд ли я сам пришел сюда. Значит, получается, меня заставили?

Примеров, наверное, можно приводить очень много, а я возьму пример экскурсий в музей и в библиотеку.

В плане работы класса, всегда прописаны какие-то выходы в культурные учреждения нашего города. И не всегда названия мероприятий звучат привлекательно, а порой вообще кажутся скучными. А когда приходишь туда, становишься участником, оказывается, это совсем не скучно, а весело и интересно. Плюсом к этому — новые знакомства, новые друзья. И надо заметить, не виртуальные, а настоящие! Вот я задумался, а учитель – это друг, наставник или командир, начальник (ведь на большинство мероприятий приходится идти как бы под приказом (это запланировано в программе)?

Мне кажется, что нашему классу очень повезло с педагогами. С самого начала, а это первый класс, рядом с нами был прекрасный педагог, который пытался подружить неугомонных, вечно дерущихся мальчишек (наш класс в основном состоит из мальчиков (это восемь человек, а вот девочек, всего одна). Он у каждого сорванца находил кучу достоинств, которые мы в упор, не хотели замечать. Ему хватало сил и терпения устраивать для нас выходы в музеи, библиотеки. Для нас это было очень скучно, неинтересно, но каждый раз, посещая эти учреждения, мы оставались довольными и наполненными полезной информацией. Жалко, что порой мы очень быстро забывали о том, что рассказывали. Значит, учителя мы должны были назвать командиром, потому что, он командовал нами и «приказывал» идти в музей (библиотеку). Видите ли, это «запланировано в плане воспитательной работы». Так это в его плане, мы этот план не составляли. А если рассмотреть другую сторону, то мы увидим, что после экскурсий, у нас было хорошее настроение, нам было весело общаться друг с другом вне школы. Сами мы бы точно не пошли в музей или в библиотеку. А он, педагог, здесь повел себя как наставник. Это я только сейчас стал понимать. Хоть его нет на фотографиях, но он всегда рядом, делится своим опытом, рассказывает, как это было в его детстве, что происходило, как он вел себя в той или иной ситуации. И уже начинаешь сравнивать свое поведение, осмыслять правильность своих поступков. Педагог тоже в детстве не всегда понимал правильность содеянного им. Это сейчас, когда уже есть жизненный опыт, способность оценивать произошедшее, он пытается научить нас не совершать его ошибок или, наоборот, перенять то хорошее, что у него было.

Вот я и сделал первый вывод: «Наставник, учитель, должен обладать мудростью и житейским опытом, но не доминировать над опекаемым». Влияние, которое оказывает один человек на другого пусть выгладит, как совет и рекомендация, но не как приказ для безусловного выполнения.

Именно так и выглядят наши экскурсии и выходы в музей, библиотеку и сейчас. Только педагог поменялся. Учитель начальных классов растит новых учеников. А к нам, в пятом классе, пришла новая учительница и стала нашим классным руководителем. Походы в музей и библиотеку, нам по-прежнему кажутся скучными и неинтересными, но наш наставник продолжает нас приобщать к культурному наследию.

И я сделал для себя еще один вывод: «Ученику свойственно перенимать не только навыки своего учителя, но и манеры». Выходы в культурные учреждения стали для нас традицией. Мы привыкли к первому учителю, знали, чем для нас может закончиться наше баловство, отказы идти в музей или библиотеку вместе со всеми. И нам потребовалось время, чтобы понять, как будет вести себя новый классный руководитель, чем ответит на наше баловство. Каково же было наше удивление, когда после нашей очередной разборки, она не побежала в кабинет директора, а просто побеседовала сначала с каждым из нас, а потом собрала нас вместе и еще раз обсудила с нами произошедшее. Из совместной беседы каждый увидел, в чем он виноват, извинился перед одноклассниками, и инцидент был исчерпан без вмешательства директора. Значит она верит в нас, верит, что мы можем урегулировать конфликт своими силами. Она показала нам, как нужно выходить из конфликтной ситуации, не махая кулаками. Приводила примеры из своей жизни, и как она пыталась выйти из сложной ситуации.

И здесь я сделал еще вывод, что учитель (наставник) – это тоже простой человек, со своими слабостями и ошибками. Она доверяет нам, делится с нами своим опытом, предостерегает нас от ошибок. И находясь рядом с таким человеком, можно объективно развиваться и совершенствоваться.

Возвращаясь к названию, наверно могу сказать, что педагог (наставник) – это одновременно друг (не бросит в трудную минуту, поможет разобраться), товарищ, который тебя поддержит и будет верить в тебя и в твои силы, это и командир, который даст команду на выполнение поставленной цели (даже если эта цель поставлена тобой) и, наверное, это начальник, который уважает своих подчиненных, считается с их мнением и находит компромисс.

Есаулов Марк Андреевич
Возраст: 15 лет
Дата рождения: 28.08.2008
Место учебы: ОГКОУ
Страна: Россия
Регион: Ивановская обл.
Город: Иваново