Принято заявок
2212

IX Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
На страницах жизни

I

В прошлом году ученический совет нашего колледжа организовал литературный клуб, на занятиях которого дети разбирают различные произведения классической, зарубежной или современной литературы. Я была одной из членов этого совета и предложила ввести такие занятия для всех желающих. Каждую неделю по пятницам до начала всех лекций, ученики могут приходить в читальный зал библиотеки, находящейся непосредственно в колледже, и вместе с преподавателем изучать основы, которые используют авторы, чтобы помочь людям разобраться в проблемах и предложить пути их решения.

Тот день, к слову, совсем не отличался от предыдущих. Учитель указывал на нюансы произведения Н.В.Гоголя «Мертвые Души», я же записывала его слова в тетрадь. Уже этой весной мне предстоит сдавать государственные экзамены, поэтому любая полученная информация пойдет только на пользу. Я уверена, в каком-нибудь из заданий эти лекции точно мне пригодятся.

— Ань, Ань, смотри! Ванька опять исписывает половину тетради, чтобы успеть за нашим лектором. Вон, вон! Старается, буковки выводит, хха…

Познакомьтесь с моей подругой – Лизой. Мы учимся в одной группе, и довольно часто сидим вместе за одной партой. Она — любитель плести фенечки из ниток мулине. Иногда я пытаюсь понять причину, по которой она так любит ходить на занятие вместе со мной. Ее интерес к литературе не позволяет ей слушать материал на протяжении часа. Но зато она очень хорошо разбирается в геометрии и очень часто мне помогает. Мы учимся на филологическом факультете и не так часто занимаемся математикой. При поступлении сюда, я была полна надежд вообще исключить изучение этого предмета. Моего ума не хватает, чтобы понять все формулы и теоремы…

— Аня! Аня-я! Смотри! Ты со мной не разговариваешь, что ли? – говорит громким шепотом Лиза, тряся меня за локоть. Я лишь тяжело вздохнула и обернулась в сторону своего одноклассника, который сидит на том же ряду, но на две парты дальше меня.

Алиев Ваня пришел к нам в колледж всего пару недель назад и активно пытается наладить отношения с классом и учителями. Пару раз нам удалось пообщаться во время перерыва. Он всегда рад о чем-то поговорить или помочь в каком-нибудь деле. Когда речь заходит о проектах или спектаклях, он стремиться взять всю инициативу на себя. Правда работать в команде с таким человеком не есть приятная вещь. Как мне рассказывали, Ваня часто не выслушивал идеи других и делал все по-своему. Просьбы участвовать в оформлении работы он игнорировал. За пару дней до защиты он просто раздал ребятам, с которыми работает в группе слова и те просто выучили их. После сдачи недавнего проекта по философии, многие выразили желание работать с ним в группе, но меня такая перспектива не устраивает. Я предпочитаю работать с людьми, которые высказывают свое мнение, предлагают идеи и помогаю с созданием плаката или презентации.

Повернувшись обратно и продолжив писать лекцию, я обратилась к подруге:

— Лиз, если человеку нравится изучать данный предмет, то нет ничего постыдного в том, что Ваня пытается запомнить как можно больше материала.

— Но это же смешно! – рассмеялась подруга и снова продолжила плести браслетик,- я думаю, что из лекции нужно выписывать только самую важную информацию. Нет смысла писать все подряд. Так и материал не усвоишь, и рука устанет…

— С чего ты решила, что он записывает все подряд,- возразила я, пытаясь перебить шум в зале, где все ученики достаточно громко разговаривали, — а может он, делает домашнюю работу по истории, ты же тоже иногда уроки доделываешь, вместо того, чтобы слушать.

— Как же с тобой скучно!

Учитель хлопнул в ладоши, привлекая внимание учеников.

— Таким образом величие возникает позже, в жарких спорах и исследованиях. Должно пройти время, чтобы люди могли оценить по заслугам труды гениев, в число которых, несомненно, входит Николай Гоголь,- преподаватель, наконец, завершил чтение лекции, закрыв записную книжку, и посмотрел на часы.- Буквально через пять минут прозвенит звонок, поэтому, чтобы вас не задерживать, сообщу новость сейчас. На совещании нам сообщили, что Государственный университет города З, устраивает конкурс на самое лучшее художественное произведение в прозе среди подростков 17-18 лет. От каждого колледжа, изучающего гуманитарные науки, требуется отправить один рассказ. Победителю вручат именную грамоту, прорекламируют рассказ во всех социальных сетях и напечатают его произведение во всем нам известном сборнике рассказов юных писателей « Комсомольская правда». Администрация попросила именно нас принять участие. Если вы заинтересованы, поднимите руки. Участие в конкурсе по желанию.

Эта новость потрясла меня. Наконец представился шанс показать свои таланты и применить все полученные знания. Правда, как оказалось, не только я выразила желание участвовать в этом конкурсе. Руки подняли почти все ребята нашей группы, за исключением пары-тройки человек. Меня это сильно удивило, так как в прошлом году никто не захотел принимать участие в создании стенгазеты ко Дню народного единства.

— Сергей Игоревич, поясните, пожалуйста, требования к оформлению работы, — спросил Ваня, приготовившись записывать.

Если рассказывать коротко, то работа должна быть от 7 до 10 листов А4. Принимаются распечатанные тексты, однако желательно писать произведение вручную, чтобы предъявить оригинал и доказать подлинность работы.

Лиза захлопала в ладоши и повернулась ко мне, вся сияя от радости:

— Какая прекрасная возможность представить себя публике! А парные работы приветствуются? – спросила она у преподавателя.

— Да, но думаю, придумать интересный сюжет, в котором будут фигурировать идеи обоих человек достаточно сложно. – лектор поправил свои круглые очки и обратился к аудитории. — Ребята, так как желающих принять участие набралось достаточно много, мы устроим внутренний конкурсный отбор среди вас. Выберем самую лучшую работу и отправим ее. Лекция окончена. Всем спасибо, жду вас на следующей неделе с набросками или готовыми работами. Мы их послушаем, я подкорректирую некоторые моменты и еще через неделю проведем финальный отбор работ.

После окончания лекции начались пары. Я была увлечена новым творческим заданием и весь день думала над сюжетом своей будущей работы. Я придумывала множество вариантов развития событий, но внутреннее чутье подсказывало мне, что эти идеи не подходят для написания. Или герои были слишком шаблонные, или тот сюжет, который я придумывала, давным-давно был реализован.

После занятий мы с Лизой переодевались в гардеробной, чтобы вместе пойти домой. На улице было прохладно, и шел сильный дождь, поэтому поверх своей одежды я надела куртку. Лиза же накинула пальто. Она живет совсем рядом с колледжем и часто ходит пешком, поэтому уже привыкла к холодной погоде.

— Ань, я вот сегодня весь день думала о конкурсе и знаешь, пришла к выводу, что писать произведение нам нужно вместе. С твоими творческими способностями и моими знаниями, мы можем написать отличную работу! Она точно пройдет конкурсный отбор! – сказала Лиза, перекладывая ключи от квартиры к себе в карман.

Мне было очень сложно придумать отказ от совместной работы. Когда ты постоянно общаешься с одним и тем же человеком, выполняешь с ним все проекты, то невольно стремишься выкрасть любую возможность, чтобы хотя бы что-то сделать самостоятельно.

— Я тоже об этом думала, Лиз. Но, понимаешь,- начала я, — мне хочется написать работу отдельно.

— Почему? Мы же всегда все делали вместе…

— Я хочу хотя бы одну работу сделать сама и представить ее сама,- пояснила я,- мы всегда делали работы вместе, из-за этого терялась та уникальность, которую я стремилась вложить в какой бы то ни было проект. Мне хочется видеть работу такой, какой я ее представляю. Тем более так между нами будет меньше разногласий.

— Ладно, конечно, я понимаю. Не переживай, значит будем работать отдельно,- сказала подруга и улыбнулась мне.

Я от всей души поблагодарила ее за понимание, и мы, как ни в чем не бывало, вместе отправились к остановке, возле которой и разминулись.

II

Вся следующая неделя прошла в сплошном тумане. Каждый день подготовка к экзаменам, контрольные, проверочные, зачеты и огромное количество домашнего задания. Со всей этой суматохой я не успевала работать над своим произведением. Время поджимало, приближалась пятница, поэтому чтобы точно успеть к сроку, в среду я сделала домашнее задание на два дня вперед.

Однако мои родители стали замечать, что я полностью погрузилась в учебу и работу. Из-за этого я перестала выполнять домашние обязанности. Мама устраивала мне скандал по любому поводу. Если посуду не помыла, пыль не вытерла, следует вообще не показываться ей на глаза, иначе двух часовых нотаций не избежать. Я постоянно жаловалась на то, что мама не понимает меня. Такой шанс бывает не так часто и нужно использовать любую возможность.

Я часто закрывалась у себя в комнате и писала. Сначала ничего не получалось, но постепенно персонажи оживали, сюжет развивался, герои менялись и развивались, делали выборы, пусть иногда глупые, но способные привести к нужному пути. Так и родился мой рассказ под названием «Возрождение». Он повествует о девушке, которая путешествовала по Швейцарии, но заблудилась по дороге к съемному дому. На протяжении всего пути она встречает множество интересных людей, которые становятся для нее не только друзьями, но не редко и врагами. Таким образом, мой рассказ был полностью закончен в четверг.

В этот последний день перед сдачей работ, я шла в колледж со своей написанной работой, чтобы подправить кое-какие детали. Как я уже упоминала об этом ранее, времени не хватало на то, чтобы просто посидеть и спокойно поразмышлять над правками. Проверочные были каждый день, приходилось сидеть до поздней ночи, чтобы хоть что-то выучить. Поэтому, я решила взять свою работу в колледж и на перерывах заниматься исправлениями ошибок.

Однако мои ожидания не оправдались. После каждой пары нас часто задерживали на перемену, и времени хватало только на то, чтобы добежать из одного кабинета в другой. Вы просто не можете себе представить мое состояние в эти дни. Я попросила Лизу не общаться со мной пару дней, ведь если она сделает что-то не так как нужно, я просто сорвусь.

На парах я сидела за одной партой с другими ребятами, а Лиза почему-то всегда сидела одна. В ожидании урока стояла молча в уголке, ни с кем не общалась и занималась своими делами. Я же в это время занималась правками.

В этот же день у нас была физкультура. Единственный предмет, где не нужно мыслить и думать логически. Это просто разминка для всего тела. Сейчас мне это было очень нужно. Нам повезло, что перед этим уроком нас отпустили пораньше с русского языка, и мне хватило времени исправить все ошибки, что меня порадовало. Правда, к тому моменту, когда закончила, уже прозвенел звонок, в суматохе я спрятала работу в отдельный раздел рюкзака и побежала на занятие.

III

Сегодня пятница, время сдавать учителю наброски своих работ. Сказать честно, я очень переживаю, что моя работа не сможет пройти конкурсный отбор. Когда я заходила в аудиторию, мое сердце бешено колотилось, и так сложно было сконцентрироваться на чем-либо. Руки вспотели, были мокрыми и холодными.

— Всем привет, ребята! – «радостно» обратилась ко всем. — Лиза, привет! Ну что, написала? – решила спросить я у подруги.

— Ну, привет, Ань. Не ты ли просила, чтобы тебя оставили в покое, из-за твоего плохого настроения? – ответила мне Лиза, пряча какой-то листок в конце тетради для лекций.

— Я, наконец, закончила свое произведение. Хочешь узнать, как оно называется?

— Ну, допустим…- с интересом посмотрела на меня подруга.

— Возрождение! Я очень долго думала над названием и в итоге решила, что именно это больше всего подходит,- мне так хотелось рассказать Лизе обо всем, что произошло. Как я додумалась до этой идеи, как придумала название…

— Очень интригующее!

— А ты как свое назвала?

— Хочу удивить тебя,- только лишь ответила Лиза, убирая свою сумку под стол.

Спустя пять минут подошел Сергей Игоревич и прозвенел звонок. Все ребята в классе заняли свои места. Я судорожно пыталась найти свою работу в рюкзаке. Точно помню, что положила ее в отдельный раздел. Пока другие презентовали свою работу, а преподаватель вносил свои корректировки и исправления, я просматривала все тетради, которые брала на сегодня, но своей работы так и не нашла. Вот уже очередь дошла и до Вани, который сидел сзади меня и Лизы. Он встал со своего места, но выходить к доске не спешил.

— В чем дело, Алиев? Мы ждем твоей работы,- сказал Сергей Игоревич, записывая все произведения учеников у себя на листочке.

— Сергей Игоревич, понимаете, я написал свою работу и положил ее вот в этот пакет,- Ваня достал маленький пакетик, в котором лежал небольшой перекус,- но сейчас ее здесь нет. Я просмотрел почти все учебники и тетради…

— Есть ли вероятность того, что ты оставил работу дома? – нахмурившись, спросил преподаватель.

— Нет, такого не может быть, я точно помню, что брал ее с собой. Моя работа получилась ровно на 8 страниц.

— Раз уж у тебя нет работы, мы послушаем других ребят. Гагарина Анна, у тебя что?

Нужно было соображать быстро. Однако лучшим решением, как я посчитала, было сказать правду. «Давай, Аня, ты справишься!». Я набралась смелости и с грустью в голосе сказала:

— У меня возникла та же ситуация. Моя работа была утеряна…

— Что ж, очень жаль,- ответил преподаватель и обратился к Лизе,- у тебя тоже нет работы?

— У меня есть, я не такая растяпа, как некоторые,- ответила Лиза, посмотрев на меня. Я смотрела на нее с широко открытыми глазами. Мы никогда не позволяли себе использовать подобные несколько грубые слова в адрес друг друга. Тогда именно эта фраза должна была заставить меня насторожиться.

Лиза вышла к доске и начала читать свой рассказ. После первого же предложения я обомлела и не смогла сказать ни слова. Я просто смотрела на ее довольное лицо и не могла поверить в то, что это действительно произошло со мной, снова…

Эта особа читала мое произведение ровно до того переломного момента, когда главная героиня понимает, что заблудилась. После этого события стали развиваться совершенно по-другому. Однако возмущенные восклицания за спиной заставили полностью осознать поступок своей подруги.

После завершения чтения, зал раздался громкими аплодисментами. Все наперебой хвалили мою подругу, а я сидела с мокрыми глазами, пытаясь не выдать своего разочарования.

— Елизавета, ваше творение пока что является лучшим среди всех, которые мы послушали, можешь присаживаться.

— Сергей Игоревич, можно ли сдать работу на следующей неделе? Время же еще есть…,- решила уточнить я, вдруг еще есть шанс поучаствовать.

— Если вы успеете найти свои работы до следующей пятницы, то тогда конечно.

Однако вам следует поторопиться. До 8 часов вечера следующей пятницы мне уже нужно будет отправить работу,- ответил Сергей Игоревич.- Итак, на следующей неделе мы с вами дослушиваем оставшиеся работы, и я уже буду принимать решение. Всем спасибо, урок окончен.

IV

— И как это называется?! – возмущенно спросил Ваня, прижав Лизу к стене.

— Зачем ты украла наши работы? За весь год нашей дружбы я относилась к тебе нормально и всегда помогала, да и ты мне тоже. Почему тогда решила так поступить? – мне было тяжело сдерживать слезы обиды, но я старалась, как могла.

— Я, конечно тебя не знаю, хотя каждый день вижу в классе, — начал Ваня, нахмурив брови,- но я ни за что не украл бы то, над чем ты работала столько времени.

— А вам было бы приятно чувствовать себя одиноким в коллективе? С тобой никто не разговаривает, не замечает и не слышит. Когда ты что-то пытаешься сказать, тебя просто не видят. А вот когда ты перешла к нам в 10 классе,- обратилась она ко мне,- все наладилось. Рядом с тобой я стала заметной. У меня спрашивали домашнее задание, просили списать или помочь с конспектами. Однако после того, как ты мне сказала, чтобы я пару дней не общалась с тобой, все вернулось на круги своя. Я снова сидела одна за партой и со мной никто не общался.

— А ты не пробовала сама подойди к кому-нибудь и начать диалог? – спросил недоуменно Алиев.

— Нет, зачем? Раз мы с ребятами вместе учимся в группе, общение должно быть само собой разумеющееся. И раз уж ты, Аня, меня бросила, я решила выбиться в люди с помощью этого конкурса, чтобы больше никто не игнорировал меня. За весь год, что я общалась с тобой, я поняла, что ты очень хорошо разбираешься в литературе и каждая лекция помогает тебе развивать твои способности. А ты Ваня за две недели показал себя активным и старательным. Поэтому я решила ненадолго «одолжить» ваши работы…

— Как ты вообще их нашла? – спросила я.

— Хах, это было просто! – сказала Лиза, ухмыляясь,- Ань, я видела, как ты на перемене перед физкультурой делала правки, а потом спрятала работу в рюкзак. Я просто взяла эти бумаги, когда ты побежала в зал.

— Ты копалась в моих вещах?

— Надо же мне было как-то эти бумаги оттуда достать, странная ты…С Ваней было сложнее. Ты снимал свой рюкзак только перед парами, поэтому, в эти дни, когда мы с Аней не общались, я просто села сзади тебя и во время урока стащила твои наброски. Никто не заметил, потому что как я уже говорила, меня особо не замечают.

— Да потому что ты сама не хочешь быть заметной! – закричала я.- Как люди будут с тобой общаться, если ты сама не стремишься к ним! Ты тоже была моей единственной подругой, которой я смогла довериться после предательства в прошлом! Сколько времени я потратила на то, чтобы выйти из своего «домика»?!Ты знала об этом?! Ты представляешь, как тяжело было мне снова поверить кому-то! Ты осознаешь, сколько времени я потратила на создание этой работы?

После этих слов, Лиза, выбравшись из западни подошла и просто обняла меня. В тот момент я была готова ударить ее, но Ваня схватил меня за руку, слегка сжал и мягко посмотрев в глаза сказал:

— Она не стоит твоих нервов и слез, мы напишем еще один рассказ, и он будет в сто раз лучше предыдущего. Будем работать вместе, объединим наши идеи.

Я высвободилась из ее объятий и отошла на пару шагов назад. Лиза лишь с грустью покачала головой.

— Прости меня, Ань, да и ты Ваня тоже. Ань, я же особо ничего не знала о твоем прошлом, я не думала, что ты так болезненно все воспримешь, но сказать честно, вы не сможете написать произведение лучше, чем было. Вы двое – талантливые воображалы. Если бы лектор услышал ваши работы, он бы не смог выбрать лучшую, они обе потрясающие, но такой успех нельзя повторить дважды. Даже если вы и напишете произведение, на следующий этап пройду лишь я. Мне очень жаль! Когда я стояла перед выбором, я хотела повернуть назад, правда, я понимала, что тебе будет плохо, Ань, но я не могу на всю жизнь остаться одна. Как бы то ни было, всегда нужно чем-то жертвовать.

После этих слов Лиза ушла. Я осталась стоять в коридоре полностью разбитая и опустошенная, но в этот раз, я не убегу, я дойду до конца…

V

Как и предполагала Лиза, наше с Ваней произведение не прошло на следующий официальный этап, хотя многим оно очень понравилось. Мы над ним работали всю неделю. Это было очень весело! То, что мы придумывали было глупым, но до боли смешным. Конечно, пришлось изрядно попотеть, чтобы убедить Ваню вписывать в работу и мои придуманные реплики, идеи и персонажей. И как итог, у нас все получилось. Мы считаем, что наша работа самая лучшая, намного интереснее чем те, которые представляла Лиза. Но Сергей Игоревич же посчитал, что ее работа более структурирована и тщательнее отработана. «Возрождение и путешествие к облакам» прошло дальше и вскоре моя бывшая подруга отчислилась из колледжа. Хотя осадок на душе еще остался, я больше не переживаю. В этом мне помог Ваня. Он научил меня правильно распределять свое время, помог помириться с семьей и даже предложил написать книгу. Сейчас мы с ним лучшие друзья. Он познакомил меня с многими его приятелями и помог побороть робость в общении. Я же в свою очередь помогла справится ему с проблемой недоверия и чрезмерной уверенности в собственных силах. Оказалось, в седьмом классе он решил поставить спектакль на Новый Год, но постановка провалилась из-за паясничества ребят. После этого он решил, что будет все делать сам, ведь, цитирую «Так надежнее…» Однако даже при наличии разносторонних навыков, и принимая во внимание профессионализм во многих сферах деятельности, ВСЁ сделать самому вряд ли кому-то удастся.

На данный момент за окном начало декабря. Сегодня выпал первый снег. Я хожу в колледж, учусь и готовлюсь к предстоящим экзаменам, не забывая помогать родителям и гулять с друзьями. Не всегда, конечно, получается все успевать, но я стараюсь. Подруга всегда считалась для меня авторитетом, а активист группы хвастуном и выскочкой. Всегда наступает переломный момент, который полностью меняет твою жизнь…

— Аня, пошли! Нам в аудиторию пора, скоро звонок!

— Иду, Вань…

Григорьева Арина Андреевна
Возраст: 16 лет
Дата рождения: 25.12.2005
Место учебы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением английского языка »
Страна: Россия
Регион: Татарстан
Район: Казань
Город: Казань