Я сижу в инвалидном кресле, вокруг меня десятки людей в таких же креслах. Окинув их робким взглядом, я кладу руки на колени. Зачем я здесь? Для чего? Лучше бы я осталась дома! Глаза наполнились слезами, губы задрожали, я готова была заплакать.
– Внимание всем, внимание, – звучит поздравительная речь организаторов соревнований и главных судий. – Уважаемые спортсмены и сопровождающие, мы рады тому, что вы смогли посетить наши соревнования! Вы все уже герои, потому что в данный момент присутствуете здесь. Спорт должен быть нормой жизни, несмотря на особенности людей. Такая дисциплина как бочча даёт массу возможностей особенным людям, таким как вы, впереди вас ждёт много спортивных достижений, хочу пожелать всем удачи! А сейчас перейдём к церемонии награждения!..
Сердце моё бешено забилось, я закрыла глаза и передо мной промелькнули события, благодаря которым я оказалась здесь, в Подмосковье, на IV Всероссийской летней Спартакиаде инвалидов, которая проходит раз в четыре года!
Воспоминания унесли меня на несколько лет назад, когда я от мамы впервые узнала, что, оказывается, для таких особенных детей, как я, есть специальные виды спорта, и в нашей школе открывается спортивная секция по одному из них – бочча! Я с радостью пошла на первую тренировку. Там произошло моё первое знакомство с игрой бочча. С этого дня я стала посещать тренировки, на них я узнала много нового об этом виде спорта. Например, что бочча – это игра на меткость. Условие игры: бросить свой снаряд ближе к цели, целью является Джек бол – белый кожаный мяч. А снаряды – такие же кожаные мячи, только цветные: красные и синие. Для победы нужно поставить свой снаряд ближе к Джек болу, чем все снаряды соперника.
Я посещала много тренировок, но успехи были небольшими. Я не отличалась особой меткостью, но, как ни удивительно, на моих первых соревнованиях я заняла 1 место. Сначала тренировки вёл наш учитель физкультуры. А когда мы повысили свой навык до начального уровня, он передал нас профессиональному тренеру, Владимиру Николаевичу. Тренировки стали интереснее, мы узнали много нового о специальном оборудовании, о том, как игроки делятся на классы. Некоторые мои знакомые тоже занимались боччей, поэтому мне об этом узнать было вдвойне интереснее. Например, Тимур, мой одноклассник – находится в классе BC-3. Ему для игры нужен ассистент и специальное оборудование. Я нахожусь в классе BC-1, мне для игры нужен ассистент, но я буду делать броски сама. Игрокам класса BC-2 ни ассистент, ни специальное оборудование вообще не нужны. Нас чаще стали брать на соревнования, но мои результаты были низкие.
Я окончила начальную школу и перешла в среднюю, другую школу, в то время как мои друзья всё ещё оставались в начальной школе. О занятиях боччей пришлось забыть, потому что у Владимира Николаевича из-за высокой загруженности не было возможности тренировать нас.
В пятом классе у меня было очень много стресса из-за моего отставания по некоторым предметам. Приходя домой из школы, я почти каждый день плакала по несколько часов, у меня ни на что не хватало сил, я только и ждала, когда этот кошмар закончится. Но вскоре всё нормализовалось, мои друзья перешли в нашу школу, учиться стало легче, тренер начал посещать нас, и мои тренировки возобновились. Теперь тренировки проходили два раза в неделю, они были обязательными для всех боччистов.
Однажды Владимир Николаевич пригласил к нам в гости девочку по имени Алсу, победительницу III Всероссийской Спартакиады для людей с поражением опорно-двигательного аппарата по дисциплине бочча. Тренер сказал, что мы тоже сможем поучаствовать в соревновании. У меня загорелись глаза: эта Спартакиада могла стать моими первыми серьёзными соревнованиями!
За год произошло многое, седьмой класс прошёл, действительно, спокойно. Я стала ходить на учёбу с удовольствием. Мой навык игры в бочче нарастал с каждым днём. Теперь я даже выезжала в специальный спортивный комплекс «Спартак», где тренируются серьёзные спортсмены. Обычно я выезжала туда только на соревнования. А тренировалась я в школе. За этот год я получила свой разряд, третий… На разрядных соревнованиях я разволновалась и заняла третье место, а ещё, хуже того, на отборочных соревнованиях тоже заняла третье место! Думала, что меня не возьмут на Спартакиаду и уже настроилась на то, что летом останусь дома, и спокойно ждала каникул. Но за несколько дней до окончания учебного года нам позвонил тренер и сообщил о том, что меня берут на Спартакиаду, и с начала лета начнутся тренировки!
Начались усиленные тренировки. За время тренировок мой навык, действительно, вырос. Во время подготовки я играла даже со спортсменом высокой классификации, мастером спорта! В конце игры он был впечатлён моими навыками.
В школе о нём все знают. А вам я сейчас расскажу о нём подробнее.
Впервые я сыграла с ним ещё в мае. Это взрослый мужчина, ему 36 лет, он уже давно занимается боччей и является профессионалом. А я только начинающий спортсмен, играть с ним поначалу было так волнительно! Зато у меня получалось хорошо, потому что мне не хотелось сесть в лужу перед опытным спортсменом, имеющим большой навык игры. Он воспринимал меня как серьёзную соперницу, и за время подготовки к Спартакиаде мой навык вырос ещё сильнее благодаря играм с ним. За время подготовки к поездке я много раз думала, стоит ли ехать. Чего я могу добиться? Я же только всех опозорю. Эти мысли поглотили меня целиком. Спартакиада приближается! Я всё чаще думаю, что не стоит ехать, надо остановить это всё, попробовать отказаться, но спортивные костюмы уже сшиты, билеты куплены, проживание и питание оплачены. Списки спортсменов поданы. Деваться некуда!
И вот день поездки настал. Со мной едут мои друзья, мы уже выехали из города, поезд движется по рельсам. По-моему, кроме меня никто даже не думает о бочче, все смеются, шутят. Каждый нашёл себе занятие, кроме меня, а может, мне просто так кажется, и все тоже переживают? Как же страшно! Только бы не проиграть! Завтра мы уже будем в Москве. Я закрываю глаза, засыпаю.
– Просыпайся! – говорит мама. – Мы подъезжаем к Москве. Ещё несколько часов в дороге. Мне становится страшно. Не хочу ничего есть. Не могу думать ни о чём, кроме Спартакиады.
Поезд остановился. Моё сердце словно остановилось вместе с поездом… Но мы уже выходим из поезда, идём по вокзалу, мы находим тренера, и я прихожу в себя. Все шутят, радуются, веселятся, будто забыли о предстоящих соревнованиях. Я на некоторое время погружаюсь в эту атмосферу. Но прибывает автобус, который должен привезти нас в город Раменское. Да, Спартакиада будет проходить не в Москве, а в городе Раменское Московской области. Мы загружаемся в автобус, едем. Вот и наша гостиница. Мы выходим из автобуса, впереди заселение в гостиницу.
Летом я часто езжу на реабилитацию, и чувство, что я приехала на реабилитацию не покидало меня до заселения в гостиницу. Сложно описать, что я чувствовала, когда осознала, что приехала на Спартакиаду. «Домой, пожалуйста домой! Я ничего не смогу, домой, домой – стучало в моей голове, – а может, я всё-таки выиграю?» В голове прозвучал грубый ответ самой себе: «Выиграешь, смеюсь тебе в лицо, выиграешь, ты выиграешь!» – насмешка над собой продолжалась долго. Было обидно, больно, что даже я сама не верю в себя. «Прекрати, пожалуйста, если захотеть, можно выиграть!» – кое-как мне удалось совладать со своими эмоциями…
Впереди была тренировка. Мама подкатила меня в коляске в спортивный комплекс, где завтра будут проходить соревнования. Большой спортивный зал! Дыхание перехватило, я тренируюсь ужасно, все мячи летят мимо.
Потом был перерыв, а затем классификация. Я захожу в кабинет, где проходит классификация, и там я показываю свои способности так ужасно, как только могу. От волнений и переживаний перехватывает дыхание, руки становятся ватными. Вышла я оттуда грустнее самого грустного человека на Земле. Наконец я решила поделиться своими переживаниями с тренером. Сказала, что не смогла никуда попасть. Ответ тренера: «А ты ведь, действительно, ничего не можешь!» Дыхание перехватило, я не ожидала услышать такие слова от своего тренера, было очень обидно. «Это ведь правда, я ничего не умею!» – в тот момент промелькнуло у меня в голове. Не могу это забыть до сих пор. Я хотела получить всего лишь поддержку, а услышала это!
Потом был ужин, после ужина мы пошли гулять по парку всей командой, с родителями и тренером. Мне грустно из-за слов тренера, они, словно нож, вонзились в моё сердце. Я вроде бы улыбаюсь, но в душе мне очень плохо. Ночью я спала не очень хорошо, мне было тяжело заснуть, я бредила, говорила о бочче, об игровых снарядах, не могла остановиться, но наступило утро, мама отвела меня в ванную умываться. Зачем-то на открытие Спартакиады я крашусь, зачем всё это? Я всё равно ничего не смогу. Просто нужно было ехать домой, отказаться от всего этого.
На торжественном открытии вижу огромное количество участников рядом. «Можно, пожалуйста, поехать домой?!» – стучит в голове. Я не могу эту мысль выбросить из головы. А через час будет моя первая игра! Открытие заканчивается. Я просто хочу уехать из зала и никогда туда не возвращаться. И вообще закрыться дома в комнате и никогда оттуда не выходить! Заколотить свою дверь и повесить замок!
Но нас зовут на кворум. Это место для ожидания игры. Там я впервые вижу свою соперницу. Я думала, что мои соперники играют на сверх- профессиональном уровне, но, увидев волнение своей соперницы, я успокоилась. Наконец-то нас вызывают на третий корт. Разминка две минуты. Разминаясь, смотрю на то, как разминается моя соперница. Хочу обратить ваше внимание на то, что девочки играли с девочками, а мальчики с мальчиками. Наблюдая за разминкой соперницы, я могу видеть её уровень. Тут я внезапно замечаю, что её уровень ненамного выше моего.
Первый раунд. Я играю синими мячами. Бросок за соперницей. Она делает первый бросок, волнуется, мяч летит мимо. Я делаю первый бросок, волнуюсь, мяч летит мимо. Снова броски соперницы – мимо, мимо, мимо! Теперь мой бросок – чуть лучше. Бросок соперницы – мимо! Мой бросок – точное попадание! Бросок соперницы – довольно-таки близко! Мой бросок – близко, но неидеально! Бросок соперницы – мимо! Счёт 1: 0, победили синие. Минута перерыва.
Перед выходом на корт проводят жеребьёвку, где определяется, кто какими мячами будет играть. Мне выпали синие, а сопернице красные. Красные всегда начинают игру. Я тогда так разволновалась, но в первом туре из четырёх я уже выиграла. Также стоит обратить ваше внимание на то, что если я брошу мяч ближе, чем соперник, то следующим будет бросать соперник, потому что в бочче кто кинет дальше, тот и следующим бросает. Поэтому соперница делала несколько бросков, а я один.
Второй раунд. Игра аналогична первой, но всё также напряжена. Броски.
Броски. Летящие мячи. Вдох-выдох. Собраться! Один синий. Я рада! Минута перерыва.
Я смотрю и не верю своим глазам. Тренер говорил, что на Спартакиаде могут участвовать только большие профессионалы, и поэтому мы не сможем выиграть. Поездка на Спартакиаду для нас, как экскурсия, просто посмотреть, как проходят большие соревнования. Но каждый из нас в душе надеялся выиграть.
Третий раунд. Бросок. Ещё бросок. Летящие мячи, рассекающие воздух. Мячи, подкатывающие к Джеку. Один синий. Счёт 3:0. Минута перерыва. Ух, выдохнуть! Возможно, выигрыш будет за мной!
Четвёртый раунд. Все броски соперницы летят мимо. А мои точно к цели. Максимальное количество очков, которое можно набрать за одну игру-двадцать четыре. За один раунд – шесть. Все шесть моих мячей точно у цели. Итоговый счёт 9:0.
Игра окончена. Радости моей нет предела! Все меня поздравляют, все рады, мама обнимает меня обледеневшими руками, рассказывая о том, как волновалась и переживала за меня. Я оглядываюсь на соперницу, её мама злится и кричит, девочка плачет. Я жду, пока пройдут другие игры. У соперницы случается истерика, чувство вины захлёстывает меня: хорошо, что я выиграла, но мне так стыдно перед ней и так жалко её! Соперница ведь тоже надеялась выиграть. Все вокруг твердят, что это спорт и не нужно так реагировать на поражение соперника, нужно только радоваться победе. Я знаю, что это утверждение является правильным. Но глядя на то, как в другом углу зала плачет побеждённая соперница, моё сердце разрывается пополам. «Что же такое? – думаю я, – почему я и проиграть боюсь, и выиграть мне стыдно? Так нельзя!»
Впереди перерыв, который позволил перевести дух. Затем вторая игра. Заезжаю в зал, внезапно мне становится плохо. Не от волнения, а просто так. Стоит упомянуть, что с детства я страдаю безумными головными болями. Они буквально не дают мне жить. Мне безумно больно во время этих приступов. Я не могу думать ни о чём в такие моменты.
Первый раунд игры. Броски, броски, броски, я чувствую, что я не имею понятия, что происходит вокруг меня, в глазах двоится, мне то ли холодно, то ли жарко, не понимаю ничего, зрение затуманилось. Минута перерыва.
Второй раунд. Броски, броски, броски, ничего не понимаю, кто выигрывает. Я каким-то чудом набираю один балл. Минута перерыва.
А затем третий раунд. Броски, броски, броски, голова болит всё сильнее, сильнее, сердце стучит тяжело, хочется лечь и не вставать. Минута перерыва. Опираюсь на спинку коляски и принимаю положение полулёжа: не хочу играть, остановите всё, мне очень плохо!
Четвёртый раунд. Броски, бросаю последний мяч с агрессией. Он каким-то образом попадает в цель. Проигрываю со счётом 3:2. «Но это не так плохо, – думаю я, – учитывая, что я в прошлой игре выиграла со счётом 9:0».
В голове полно разных мыслей, в следующую секунду замечаю, что они собираются одним огромным клубком, не могу больше думать, на улицу, на улицу, пожалуйста. На улице я пью воду, становится легче. Осознаю, что могла проиграть со счётом 24:0, думаю, что всё-таки я молодец. Горжусь собой, но мне всё ещё плохо.
Идём на ужин. Затем гуляем по парку. Сегодня хочу сходить на святой источник, чтобы завтра успешно сыграть. Пока гуляем, мы не забываем об игре, гуляем одной большой компанией друзей. Тренер уже не тренер, а заботливый родитель для всех. Ну тут внезапно в сети публикуются списки тех, у кого завтра будут игры, меня там нет. Паника, у меня наступает истерика, не могу успокоиться, не могу понять, почему, счёт 9:0, как такое может быть, я же выиграла в первой игре! Тренер всё объясняет. Дело в том, что у меня сегодня было две игры, а у кого-то одна, и у них две игры завтра. Неизвестно ещё, кто прошёл в полуфинал. Тренер успокаивает меня:
–Завтра полуфинал, я думаю, ты в него прошла. Завтра будут играть две твои сегодняшние соперницы, и оттого, как они сыграют, будет зависеть, прошла ты или нет в полуфинал. Но ты уже на сто процентов там есть!
Что ж, я успокоилась, но пока ничего не поняла, зато утренней игры у меня завтра точно нет, и можно выспаться. Ночью я опять спала плохо, все мои планы были разрушены, хорошо, что утренней игры не было. Я спокойно позавтракала, порисовала, и вот наступила вечерняя игра. Если я проиграю, то я буду играть за третье место, если выиграю, то за первое.
Собраться, бросок, первый мяч соперницы мимо, второй бросок мой, я долго целюсь, бросаю, а затем отъезжаю назад. Опять долго целюсь, бросаю, попадаю достаточно близко, снова отъезжаю назад. Следующий бросок – это бросок моей соперницы. Она бросает и попадает прямо между моим мячом и Джек болом. Я думаю: «Ну всё, проигрываю», – но всё-таки решаю доиграть до конца, бросаю, все мячи мимо! Следующие броски соперницы, она бросает, все мячи очень близко, так что я проигрываю в первом раунде со счётом 1:0, в пользу моей соперницы.
Во втором раунде игра серьёзная, мне тревожно. Бросок, я выигрываю со счётом 2:0. Общий счёт 2:1, в мою пользу. Очень волнительно. Следующий раунд. Броски, броски, 1:0, в мою пользу. Общий счёт 3:0.
Раунд номер четыре. Бросаем, бросаем, раунд напряжённый, как и предыдущие. Проигрываю со счётом 1:0. Но общий счёт 3:0, так что я прошла в финал! И в финале буду играть либо за первое, либо второе место! Я в шоке, не ожидала, конечно, такого. Мы приехали просто на выездную экскурсию. Тренер Чувашской Республики просто вывез нас для того, чтобы показать, как проходят крупные соревнования, а я занимаю второе место! Но это ещё неизвестно, может, и первое будет…
Перед поездкой на Спартакиаду я посмотрела очень много исторических фильмов, и теперь чувствую себя Екатериной II. Её привезли из другой страны в Россию для того, чтобы она принесла наследника для династии Романовых. А она стала одной из самых великих императриц Российской Империи! Да, сравнение странное, но я горда собой.
Что ж, сегодня планирую долго гулять в парке после ужина, опять сходить на родник, ополоснуть руки святой водой, умыть лицо, может быть, мои руки станут сильнее, и я от этого, действительно, выиграю. А затем хочу выйти в город, неподалёку от нашей гостиницы есть множество магазинов, мне необходимо купить глазные капли. На соревнованиях оттого что я напрягаю глаза, они часто болят.
На прогулке мы гуляли очень долго, сходили к источнику, а потом попытались найти белок. Прохожие, у которых мы спрашивали, говорили, что они обитают в этом парке. Мы увидели парочку, но, к сожалению, только издалека. Как хорошо в парке под дождём в поисках белок, когда всё позади! Я с детства очень люблю дождь. Во время дождя у меня хорошее настроение и нет головных болей. Да, когда погода меняется и дождь только начинается, голова чаще всего болит, но во время самого дождя у меня головной боли не бывает. Я не могу забыть тот вчерашний приступ на соревнованиях. Кроме приступа это никак назвать было нельзя, в глазах потемнело, и я просто хотела прилечь где-нибудь, закрыть глаза и уснуть.
Но вернёмся к глазным каплям. После аптеки мы с мамой ещё немного погуляли, а затем вернулись в гостиницу, где я опять плохо спала. Завтра финальная игра, она рано утром. У меня призовое место, я уже горжусь собой. Доброе утро! И сегодня оно, действительно, доброе! Я дошла до финала, и даже если проиграю в сегодняшней игре, то всё равно займу второе место. А занять второе место на Всероссийских соревнованиях – это большая честь. Я уже настроилась стоять на пьедестале с блестящей серебряной медалью. Несколько часов, и это произойдёт со мной! Как же я горда собой!
Спокойно позавтракав, я отправилась в зал для тренировок. Зачем-то решила перед игрой хорошенько потренироваться. Наверное, всё-таки надежда на первое место осталась где-то глубоко в душе… Долго тренировалась, потом ждала игру. Волнение всё равно не уходит. Мама говорит, что я могу выиграть. Эх, интересно, почему никого не устраивает второе место, мне тоже хочется первое, но я горжусь собой и согласна на второе место. Второе место на Всероссийской Спартакиаде, только вдумайтесь!
И вот наступает игра. Кворум – место для ожидания игр. Я вижу свою соперницу. Надежда на то, что я выиграю, всё-таки осталась. Нас вызывают на третий корт. Впервые за всю Спартакиаду в этой игре мне достались красные мячи. Так что я начинаю игру, я больше люблю красные. Теперь я больше верю, что выиграю. Интересно, почему меня тоже перестало устраивать второе место? Оно же меня устраивало. Ну просто лучше было бы, если бы я выиграла, не правда ли? Вдох-выдох, волнение начинает овладевать мной. Я планирую выложиться на сто процентов. Всё, настроилась на выигрыш, вперёд!
В первом раунде я просто проиграла один балл сопернице. В этот раз она, действительно, оказалась сильной. У неё не стыдно было выиграть. Второй раз у неё было право кидать Джек. И она кинула его очень далеко, а затем попала цветным мячом прямо в него, заблокировала меня, у меня не было шансов выиграть. Так что просто попытаюсь поставить свои мячи как можно ближе к Джеку, чтобы заблокировать следующее попадание для неё. И да, действительно, во втором раунде я проиграла только один балл.
Третий раунд. Что ж, я начинаю игру, мой цветной мяч попал вплотную к Джеку, а соперница моя была выше уровнем, чем я и мои предыдущие соперницы, и поэтому уже потихоньку стала использовать специальные ходы и тактики. Она пыталась отодвинуть свой мяч от Джек бола, попав в него, чтобы он откатился подальше от моего снаряда от удара её мяча. Но так как она ещё достаточно неопытна в использовании приёмов, как и я, она кинула практически все свои мячи мимо. Один мяч всё-таки встал близко, и если бы не этот мяч, я бы смогла в этом раунде заработать все шесть баллов. А тут я разволновалась и заработала всего лишь два! Хотя возможность заработать шесть всё ещё была, и это было достаточно легко. Но эмоции завладели мной, и я заработала всего лишь два балла. Ну что ж, счёт 3:2.
Четвёртый раунд. Я уже настроилась на проигрыш, но тут один из моих мячей попадает достаточно близко к Джеку. Я могла бы выиграть один балл, и если бы счёт был равным, то есть 3:3, мы бы вышли на тай-брейк. Тай-брейк– это дополнительный раунд, он проходит в случае, если счёт равный. Во время тай-брейка я могла бы разволноваться и проиграть, поэтому я старалась выиграть в четвёртом раунде. Мне повезло, остальные мячи соперницы хоть и встали относительно близко к Джеку, у меня всё ещё была возможность выиграть, последние броски были за мной. Все мои мячи летели криво, очень криво. Наконец, я разозлилась и бросила последний мяч с агрессией, даже не контролируя направление, и он встал прямо рядом с Джек болом, около моего предыдущего мяча. Таким образом, счёт получился 4:3, в мою пользу… Ура! Я – чемпион России!!! Не зря мне все советовали сегодня показать всю свою силу! Время десять тридцать утра, моя игра закончена.
Сейчас пройдут игры других людей. Я на них с удовольствием посмотрю, потому что в них участвуют мои друзья Кирилл и Тимур. Кирилл боролся за третье место, если он проиграет, то займёт четвёртое. Игры начались. Тимур проигрывает. Кирилл тоже. У Кирилла четвёртое, у Тимура пятое, ещё у одной девочки, которая принимала участие в Спартакиаде вместе с нами, тоже пятое место. Из нашего региона выиграла одна я.
Церемония награждения. Я так волнуюсь, такое ощущение что я не выиграла, медаль не моя. Жду, пока будут озвучивать победителей из моего класса BC1. А в это время волна сожаления охватывает меня. Жалко соперницу, которую я обыграла со счётом 9:0. Она очень переживала, перед началом игры мама её обняла, а потом разозлилась на неё. На вторую девочку, у которой я выиграла, разозлилась её тренерша. Что ж, я рада только за девочку, которой я проиграла. Тем более этот проигрыш ничего не значит. Я всё равно заняла первое место. Перед игрой эта девочка сказала: «Мне уже надоело проигрывать!», и внезапно выиграла. Я очень рада за неё, я рада, что она смогла порадоваться своему выигрышу. Ещё жалко девочку, которую я обыграла в последний раз со счётом 4:3. А ведь она тоже могла выиграть, и она выиграла бы, если бы не мой последний бросок. Всех жалко! А особенно Тимура. Когда озвучивали победителей класса BC3, выяснилось, что BC3 – это единственный класс, где не делят победителей на мальчиков и девочек, то есть мальчики и девочки играли вместе, потому что спортсменов этого класса было мало. Тимур был единственным мальчиком в своём классе на Спартакиаде, он был бы первым, но мальчиков и девочек решили смешать, а он всем проигрывал. Поэтому он стал пятым. Он верил в то, что будет первым, потому что был единственным мальчиком. Во всех классах мальчиков и девочек делили, то есть было шесть победителей. Три призовых места у мальчиков, три призовых места у девочек, и так в каждом классе. Когда я выиграла, мне было грустно, потому что столько людей могло бы выиграть, если бы не я. Странные эмоции. Их быть не должно.
Остаток дня прошёл спокойно, отдых в комнате, вечерняя прогулка с мороженым. Мороженым я отмечала свою победу. Сегодня надо собирать сумки. Завтра мы едем домой. Утром нас заберёт автобус и довезёт до вокзала в Москве. А ровно в двадцать ноль-ноль колёса поезда застучат по рельсам, и мы отправимся домой.
Вот так! Тот, кто ничего не умеет, может стать чемпионом России!