Принято заявок
2687

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Эссеистика на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
«Мир, в котором мы живем» по рассказу Тамары Крюковой «Ведьма»

 

Недавно мне довелось познакомиться с произведением Тамары Крюковой «Ведьма». Оно произвело на меня неизгладимое впечатление и заставило задуматься. В этом рассказе поднимаются проблемы, присущие почти каждому подростку: непонимание между родителями и детьми, равнодушие и безразличие толпы, запоздалое раскаяние за непоправимые ошибки в дружбе и любви. Неважно, где разворачивается сюжет рассказа, это может быть и лагерь на берегу моря, школа недалеко от дома или двор знакомый с детства. Важно то, что происходит в коллективе и какие отношения складываются между подростками, что движет ими и какие чувства они испытывают. Именно это, так точно передала автор на примере двух главных героинь: красивой и современной, но эгоистичной и бездушной Люды, являющейся прирожденным лидером, и тихой и одинокой, но доброй и душевной Тони, занимающей в коллективе нишу изгоя. Также главным героем является воспитанный и понимающий, но трусливый и мягкотелый Егор, испытывающий симпатию к красавице Люде и жалость к тихоне Тоне. Остальные же являются второстепенными участниками и статистами происходящего действия, но тем не менее играют важную роль, ведь они так или иначе могли повлиять на исход событий, и ,возможно, все могло сложиться по другому: Тоня осталась бы жива, а ее желание исполнилось. Поэтому нельзя сказать, что в смерти девушки виновна только одна Люда.

    Кто скрывается, под какой маской, показал эпизод с избиением Тони. Девушки, не раздумывая, стали наносить удары, вымещая свою злость и ярость. Тоня не сопротивлялась, она ощущала вину за все несовершенные грехи. Девушка вела дневник, чтобы приоткрыть дверцу Людкиной души, только никто не захотел понять этого и защитить ее, всем было легче не обращать внимания на несправедливое обвинение, чем навлечь гнев Люды. За этот незначительный проступок она стала изгоем, все сторонились ее и делали вид, что никакой драки не было. Но Люда не остановилась на этом, а сделала еще одну подлость, которая привела к позору Тони на весь лагерь. Девушка боялась ее сверхъестественных способностей, а чувство страха прятала за ненавистью и злостью. Ошибка Люды состояла том, что она оценивала поступки Тони по своему характеру: предполагала, что девушка попытается отбить у нее Егора, рассказав ему содержание дневника, когда же Тоня желала им счастья и хотела понять внутренний мир Люды. Люда должна была осознавать, что с большой силой, приходит большая ответственность.

В такое противоречивое и сложное время для подростка требуется понимающий взрослый. В роли этого взрослого могут выступать родители, родственники или преподаватели. В данном же произведении рядом с подростками находится не мудрый наставник, а занудный воспитатель Палыч, метко прозванный Нафталином, за постоянные нотации. Главной его ошибкой является то, что он не пытается разобраться в конфликте, понять чувства воспитанников, оказать моральную поддержку, а лишь закрывает глаза на сложившуюся ситуацию, мечтая быстрее доработать лагерную смену.

Вся эта цепь случайных и намеренных событий приводит к трагической развязке. Тоня под действием лунатизма взбирается на скалу, чтобы загадать свое заветное желание. Она искренне верит, что «Завтра все будет иначе», люди полюбят друг друга и мир станет светлее. Люда же, прожив с ней достаточно времени, так и не понимает каким светлым человеком является Тоня, поэтому думает о ней только плохое. Зная о болезни девушки, она стоит перед выбором: окликнуть и убить ее или оставить в живых. Отдавая отчет в своих действиях, Люда выбирает первый вариант, который приводит к гибели. Позже, прочитав желание Тони, написанное на бумажке, все кроме Люды понимают, что за невзрачной оболочкой не разглядели большое доброе сердце. Им становится стыдно за то, что поддавшись влиянию манипулятора Люды, они игнорировали, издевались, смеялись над ней. А она вместо мести, как истинный ангел, желала: » Я хочу, чтобы люди любили друг друга». Только теперь, столкнувшись со страшной смертью, все становится на свои места, ребята понимают, кто является ведьмой, а кто ангелом. Больше всех переживает Егор, который в отличие от остальных успел познакомиться с внутренним миром девушки. Ребята получают жестокий урок на всю жизнь, и я надеюсь, что впредь такого не случится.     

   Это произведение научило меня многому. Я поняла, что равнодушие и бессердечие толпы может привести необратимым последствиям, которые оставят след на всю жизнь, что нужно быть более внимательным к людям, не только иметь свое мнение, но отстаивать его и не сдаваться. Думаю, что каждый подросток должен прочесть этот рассказ, возможно, он переосмыслит свои поступки, и мир, хотя бы на чуточку, станет добрее и лучше.

 

Хакимова Лилия Акрамовна