Принято заявок
1391

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 10 до 13 лет
«Мама Аля, или Рассказ о настоящем учителе!»(посвящается памяти Пономаревой Альбины Николаевны – заслуженного учителя РСФСР «Евгащинской СОШ им. Д.М. Ефименко»)

Шестиклассница Настя чувствовала себя самым счастливым человеком на земле, потому что у нее есть всё, что нужно человеку для счастья: любимые родители, две сестры и маленький брат. А еще у нее много хороших и верных друзей! А еще у нее замечательная школа и самые лучшие учителя! От такого счастья просто кружилась голова, и хотелось летать.

Когда закончились уроки, Настя, как обычно, отправилась домой вместе со своими подружками. Они шли не спеша, вспоминали смешные случаи за сегодняшний школьный день, разговаривали про учителей, думали, как интересно поздравить их с грядущим профессиональным праздником. Было решено изготовить стенгазету и самостоятельно испечь торт! Именно в таком воодушевленном состоянии Настя зашла домой.

— Мама, мама! – громко закричала Настя.

Ничего не понимающая мама выбежала в прихожую, но, увидев счастливую дочь, успокоилась и строго спросила:

— Что случилось? Почему так кричишь?

— Ой, мамочка, мы такое придумали с девчонками…- и Настя расплылась в довольной улыбке, — мы знаем, как поздравим наших любимых учителей!

Мама улыбнулась в ответ, но в глазах появилась грустинка, и как-то печально и тяжело опустились её плечи.

— Как здорово, что вы об этом уже подумали. Какие вы молодцы!

-А почему тебе стало грустно?- Настя прижалась к мамочке, обняв её крепко-крепко.

— Я тоже была когда-то школьницей. И мы тоже поздравляли своих учителей. Поздравляли всегда, даже став взрослыми…Особенные комплименты доставались нашей самой милой и самой сдержанной маме Але…

— А кто это мама Аля? – с любопытством спросила Настя.

Мама вздохнула, вышла в зал и вернулась со своим школьным альбомом.

— Пойдем на кухню за стол. Я расскажу…

… Мама листает страницу за страницей, переворачивая вереницу прожитых дней, а Настя, едва сдерживая свой пытливый детский взгляд, попадает в плен старых пожелтевших снимков. Они хранят секрет, и хочется узнать все. Медленно мама начинает свой рассказ:

«С Альбиной Николаевной мы познакомились, когда перешли в 5 класс. Были шумными, непоседливыми и озорными. Вечно у нас что-то случалось! И вот такому несдержанному классу досталась, на удивление, самая спокойная и сдержанная классная руководительница, — мамочка вздохнула и улыбнулась, погрузившись в свои воспоминания…- Целых 7 лет нам суждено было быть вместе!»

На фотографии, которую мама держала в руке, Настя увидела её: светлую, удивительно красивую и скромную женщину – Альбину Николаевну или, как её называли, маму Алю.

«…Класс-атас! Проблемы с учёбой, посещением уроков, поведением… Нас было 32: 16 девочек и 16 мальчиков. Все могли учиться без двоек, человек 20 без троек, и была группа активистов. Класс мощный, но неорганизованный.

Начало 5 класса. Ждём, когда нас начнут «строить» и «воспитывать». Но…ничего не происходит. Идём в лаборантскую:

-Альбина Николаевна, надо классный актив выбирать.

— В чём дело? Выбирайте!

Идём в класс. Шум, гам. Она в лаборантской. Проголосовали, выбрали, список отдали. Взяла молча. Мы вышли. Опять ничего не происходит.

-Альбина Николаевна, надо составить план работы.

— Составляйте!– лишь плечами пожала наша классная руководительница.

Мы в класс — она следом. Села за последнюю парту. После обсуждения подошли к ней, показали план: что – то убрали, что – то добавили. Но Альбина Николаевна сделала это так умело и незаметно, что было ощущение, что это наши решения. Так и повелось дальше: мы предлагаем и вместе решаем. В этом проявилась её удивительная черта: быть всегда рядом, быть в курсе всех дел. Не над нами, не сверху, не впереди, а рядом, чтобы видеть всех и вовремя помочь слабому или отставшему. Эту мудрость, умение чувствовать людей и направлять их незаметно, но настойчиво, чувство такта и меры в отношениях мы не забудем никогда… Только теперь мы понимаем, что наша учительница жила по принципу: «Сначала дай людям возможность принять тебя, а потом веди за собой».

Так и жили мы с ней. Что помнится? Осенние воскресные походы в леса, на луга, в рощу. Золотая осень, синь реки, берёзовая роща. Горелки, лапта, футбол, третий лишний. В конце каждого класса – многодневные походы. Особенно запомнился поход на озеро Данилово: она вместе со всеми идёт за соломой, дровами — равноправный участник коллектива, а не сидящий у костра руководитель. Чтобы не происходило в классе, она с нами. С лёгкой улыбкой, лукавой и мудрой хитринкой в глазах, необидчивым юмором и тихим голосом…» — мама опять вздохнула, перевернула страницу альбома и взяла в руки очередную фотографию. Настя, затаив дыхание, слушала продолжение рассказа…

«Наша Альбина Николаевна была организатором школьных КВНов – это было невероятно интересно. Даже двоечники с удовольствием участвовали: переодевались, играли разные роли и пели песни про колбы и пробирки. Однажды я была капитаном команды «КОЛДУНЫ». И моей задумкой было – сделать химическую реакцию на сцене в актовом зале. Мне было нужно, чтобы все искрилось, дымилось, чтобы получилось, как настоящее колдовство. В одной книжке я нашла схему этой реакции. Пришла посоветоваться с Альбиной Николаевной. Спросила, сможем ли такое воплотить? Честно, я бы поняла учителя, если бы услышала отказ — уж очень дерзкая идея с реактивами на сцене. Но… Альбина Николаевна не отказала! Она сама провела сначала эту реакцию в лаборантской, а потом научила меня… Все было проведено, как задумывалось – сказочное волшебство случилось прямо на сцене. В итоге, наша команда победила!

И я до сих пор восхищаюсь этим поступком учителя – она позволила воплотиться самой безумной идее, поддержала её безоговорочно. И в такой момент приходит осознание того, что фантазии могут быть безграничными и все, абсолютно все возможно – для творчества нет преград!

Уже в старших классах во время душевного разговора по-взрослому наша любимая классная руководительница сказала, что живет по простому принципу трех «П»: всегда помнить, каким был ты; понимать, что человек имеет право допускать ошибки и иметь возможность исправлять их; принимать окружающих такими, какие они есть, не давить и заставлять «быть хорошим», а помогать.

А теперь о самом сокровенном: была у нашей милой учительницы ещё одна замечательная черта – она верила в людей, в своих выпускников и радовалась их достижениям, гордилась ими, как МАТЬ гордится своими детьми. Не зря между собой мы звали её «МАМА Аля»: и в школьные годы — «Пошла на ковёр к Маме Але», и в телефонных разговорах с друзьями до недавнего времени – «Как там Мама Аля?». А теперь её нет. Но она есть. Ведь говорят, что человек жив, пока жива память о нём. И наш учитель всегда будет жить, пока бьются наши сердца! Мы благодарны нашей МАМЕ Але за любовь, заботу и жизненную науку…» — мама замолчала и закрыла альбом.

Настя еще долго сидела, размышляя о жизни, о ее ценностях и о важности быть благодарными. И какое счастье, что и ей, и её одноклассникам тоже так повезло – повезло с УЧИТЕЛЯМИ!

Аушева Анастасия Вадимовна
Страна: Россия
Город: Большеречье