«Люблю. Прости. Спасибо.» —разве сложно сказать эти, на первый взгляд, простые слова? Да, порой, действительно сложно проговорить их. Будто каждое из данных слов символизирует собой неподъемный груз, и со страхом застревает в горле. Однако, что будет, если вовремя не сказать то, что на самом деле чувствуешь? Хорошо ли тогда всё сложится?
Слово. Что это такое? Самое сильное изобретение в мире. Словом можно ранить, обрадовать, напугать… С помощью слов люди общаются, передают свои мысли и чувства, выражают настроение. Как можно жить без слов? Слова помогают понять нам друг друга и расставить всё по своим местам. Но почему же тогда люди часто молчать, пытаясь скрыть правду за пеленой тишины? Зачем им нужны все эти недомолвки, образующие настоящие тайны, сокрытые под занавесом обиды, любви или дружбы?
К сожалению, некоторые люди не умеют выражать свои истинные эмоции и чувства через слова, и предпочитают иной раз помолчать, потому что боятся сказать правду. Они боятся жить и потом горько жалеют об этом.
[Примечание: прототипом Виктора Лебедева послужил Сергей Есенин; Марии Бальзамовой – Мария Бальзамова, одна из юношеских возлюбленных крестьянского поэта. Однако напрямую данная история никак не связана с реальной биографией С.А. Есенина и его отношений с М.П. Бальзамовой.]
[1 сентября 1920 года. Москва.]
Наступала безмятежная осень. Листья больших старых деревьев окрашивались в разноцветные цвета, образуя собой красочную мозаику на длинных веток. Листочки окрашивались в яркие цвета: красный, оранжевый, желтый; и картина радовала глаза изобилием праздничной красоты. Казалось, будто неизвестный художник, подобно морозу, рисующему узоры на окнах, спустился с небес, чтобы разукрасить блеклые однотонные листья. Взрослый мужчина, живший в Москве, известный поэт по имени Виктор Лебедев, очень любил осень. Она напоминала ему о милой девушке, с которой он познакомился в детстве под красным осиновым деревом. Мужчина до сих пор с теплотой вспоминал эту незабываемую встречу…
[19 октября 1909 года. Рязань.]
Красочные листья облетали, повествуя о скором приходе холодов. Многие деревья уже стояли голыми, прикасаясь друг к другу своими холодными ветками, будто обнимая, чтобы согреется теплом друг друга. Но какой толк от объятий, если оба деревья насквозь промерзли северными ветрами? Нет, дело было не в тепле, они всего лишь хотели быть поближе, рядышком, не оставлять друг друга в непростой ситуации, когда маленькие дети-листочки покидали их, отправляясь во взрослый путь. Большинство родителей быстро отпускали своих детей, в самом первом осеннем месяце. Это не значит, что им было не тяжело расставаться с юными малютками, напротив, они очень волновались за дальнейшую судьбу листочков. Однако деревья, по типу клёна и рябины, могли смириться с тем, что им придется отпустить своих детей, иначе они никогда не научаться жить самостоятельной жизнью. А вот, например, осины очень долго не решались расставаться со своими листочками, они были к ним привязаны и до последнего момента держали на томных ветвях. Под таким красным осиновым деревом, которое до конца октября берегло своих маленьких деток, и встретились юные ребята.
Витя Лебедев гулял, наслаждаясь осенним ветерком и разноцветной тропинкой под ногами. Перед его глазами промелькнула оранжевая бабочка. Витя был очень любознательным и, увидев крылатое насекомое, сразу же побежал за ним. Бабочка привела его в парк, к осиновому дереву, около которого стояла русоволосая девочка. Насекомое село на неё, и мальчик замер в нескольких шагах от незнакомки. Она сидела на промерзшей траве, рисуя что-то в своем альбоме. Витя подошел поближе, чтобы увидеть, чем так упорно занята незнакомка. Заглянув ей через плечо, перед взором мальчика всплыла красочная картина, на которой был изображен осенний лес с семейством рыженьких пушистых белочек. Девочка заметила мальчика, удивленно взглянула на него, но затем улыбнулась. Витя не знал, чему она улыбается, но тоже приветливо улыбнулся. У неё были глубокие карие глаза, выражающие всю глубину детской души. Они были так красивы потому, что с каждым мгновением наполнялись искренностью и легкостью, однако, одновременно с этим, в глазах девочки было заметно странное чувство печали. Это была не та печаль, которую вызывала человеческая беда; это казалось врожденной печалью, словно родимым клеймом на душе. Девочка не была грустна, напротив, она улыбалась. Но в карих глазах всё равно отражался оттенок внутренней грусти. Именно поэтому ему и запомнился её взгляд.
— Привет, — сказал он. Незнакомка же достала из кармана куртки блокнот, открыла его и что-то написала на одном из листочков. Она развернула блокнот к мальчику; на белом листочке черными чернилами была нарисована девочка с перечеркнутым горлом. Незнакомка оказалась немой. Она не могла говорить. Свои эмоции и чувства девочка выражала на бумаге; с детства училась языку жестов, а вот писать не любила и не умела. Больше всего ей нравилось рисовать. На рисунках девочка могла отобразить всё, о чем думала, и что чувствовала.
Ребята учились в параллельных классах. Мальчик учил девочку писать, а она, взамен, учила его рисовать. Однако Вите совсем это не давалось, все его рисунки получались некрасивыми и странными. Девочка же, даже когда выводила слово «собака», ей обязательно, для наглядности, нужно было нарисовать рядом с текстом эту самую собаку.
Сначала Витя относился к ней, как к другу. Но, со временем, в нем начало пробуждаться доселе незнакомое мальчику чувство. Оно было таким великим и нежным, что невообразимо описать словами эмоции, которые испытывал Витя, когда находился рядом с молчаливой девочкой. Прошли годы, и ребята стали лучшими друзьями, влюбленными друг в друга. Однако они совсем не знали, как выразить свои чувства. Витя писал стихи, посвященные возлюбленной, и читал их своим верным друзьям:
« Я помню наше первое знакомства,
Мимолетное, словно мысль;
Давай друг другу улыбнемся,
И свяжем нашу общую жизнь.
Я помню твое молчаливое пение –
В тот миг бежали мы домой,
И ты была моим спасением,
Моей недосягаемой звездой!
Я помню наше расставание
В тот день знакомства роковой;
И это долгое прощание
Под чёрной и вечерней мглой.»
Витя хотел в будущем стать великим поэтом, который бы выражал все чувства на бумаге. Однако в реальности ему было сложно рассказать о своих эмоциях, гораздо легче давалось написать. Мальчик много раз хотел признаться той девочке в своей любви, но ему постоянно что-то мешало, и каждый раз Витя не решался. За все семь лет совместной учёбы он никогда не читал ей своих стихов. Сколько раз мальчик хотел отправить возлюбленной хотя бы одно стихотворение, чтобы она оценила его талант и поняла, какие Витя испытывает чувства! Однако ему не хватало смелости, чтобы осуществить свои тайные замыслы.
Через четыре года закончился последний год учебы в школе. Выпускники отправлялись в дальнее плавание по длинной реке жизни, как только что облетевшие осенние листочки. Витя собирался уезжать в Москву. Он не любил прощания и перед отъездом не собирался заходить к немой девочке. Витя уехал в столицу России. Его семья осталась жить в Рязани. Свою возлюбленную из детства он больше не видел.
[28 декабря 1920 года. Москва.]
Прошло много лет. Если быть точнее, то восемь лет после окончания школы. Витя превратился в Виктора Сергеевича, который выучился на журналиста, устроился работать редактором литературного журнала и продолжил сочинять стихи. Он стал довольно известным поэтом в Москве, имел много связей с людьми из разных сфер деятельности и мало в чем нуждался. Он научился общаться с другими людьми; общаться, но не выражать свои настоящие чувства. Виктор Сергеевич имел много знакомых, которых, к сожалению, не мог назвать друзьями. Он пользовался популярностью у женщин, однако, на самом деле, практически ни к кому не испытывал настоящих чувств. Была только одна девушка, которая за все эти годы одиночества смогла тронуть его сердце. Её звали Анной. На ней мужчина был женат около двух лет. Правда, спустя годы, его чувства охладели, и вскоре они развелись. Именно Анна помогла ему продвинуться в карьере поэта, поскольку была старше Виктора и, на момент их знакомства, уже работала редактором в журнале. Ей очень понравились стихи молодого поэта, и она предложила ему вакансию помощника редактора. На первых порах девушка помогала парню со статьями и произведениями. Со временем, благодаря таланту, Виктор обрел популярность среди читателей и вышел на новый уровень. После расставания с Анной они больше не виделись, и он ни разу не поблагодарил её за оказанную в молодости помощь.
Теперь же Виктору было уже 25 лет. Кажется, что это не такая большая цифра, и за свою маленькую жизнь мужчина еще много чего не сделал. Но его уже настигала хандра и разочарованность в жизни. Ничего не приносило радости или грусти, все дни были скучны и однотонны.
Приближался очередной Новый год. По этому поводу организовывалось множество разных мероприятий. На одно из таких торжеств был приглашен Виктор Сергеевич. Это была выставка картин, на которую приходили все более-менее известные ценители искусства в Москве. И молодой поэт тоже входил в их число. Виктор не думал, что этот вечер принесет в его жизнь какие-то важные знакомства или изменит жизнь. Нет, он лишь надеялся хоть чем-то разнообразить свое томное существование, полюбовавшись красивыми картинами.
Приехав на мероприятие, Виктор Сергеевич долго приветствовал всех знакомых, встреченных там. Многие долго не отпускали его, поскольку для них он был интересным собеседником. Из вежливости мужчина ждал, пока они выговорятся. Однако в душе ему хотелось уйти, чтобы все надоедливые люди оставили его в молчаливом одиночестве. Ему с детства нравилась тишина. К счастью, после получасового выслушивания нытья о бренности сия жизни, нашем бессмысленном существовании, несправедливости новых политических законах, Виктору все-таки удалось уйти подальше от зала с толпой людей. Дело было даже не в том, что Виктора Сергеевича не волновали эти человеческие проблемы; просто он уже давно над ними размышлял, и перестал пылать страстью к их обсуждению. Ведь всё равно, сколько об этом не говори, ничем не поможешь в решении глобальных проблем. Слово одного великого человека может изменить мир, но какой толк будет от обсуждения?
Поэтому он решил пройтись по выставке. Мужчина долго разглядывал разные картины, однако почти ни одно произведение не привлекло его внимания. Виктор уже хотел уехать со скучного мероприятия в полном разочаровании. Но вдруг ему на глаза попалась любопытная картина. Она была небольшой, особо не выделялась своей красочностью, однако было в ней что-то такое, что заставило Виктора остановиться. На картине была изображена юная пара, стоящая под высоким деревом в осеннюю пору. Героиня держала в своих руках альбом; герой же восторженно что-то писал на белом листе бумаги. Невольно в его памяти всплыл образ той немой девочки, с которой он познакомился в конце октября. Но Виктор никак не мог вспомнить имя той любимой его сердцу девушки. Какое же было имя единственной дамы, что заставляла его трепетать одним лишь своим глубоким чувственным взглядом? Мужчина посвятил ей десятки любовных стихов, однако не мог вспомнить имени возлюбленной из детства. Он решил спросить автора данной картины у организатора выставки; его хорошего друга и известного художника. Друг сообщил, что автором является молодая девушка, жена богатого чиновника Бровкина. Молодая пара приехала из Рязани в Москву на несколько недель, однако уже сегодня вечером должна была уехать. Поэтому они не смогли прийти на новогодний вечер. Виктор Сергеевич спросил у художника имя этой самой жены. Друг задумался, потупился и в растерянности ответил, что не знает. Тогда мужчина решил немедленно разыскать девушку, чтобы узнать её имя. Почему-то эта деталь очень волновала и не давала ему покоя.
По знакомым Виктор узнал, с какой именно станции города отправлялся поезд, на который должны были сесть Бровкины. Он незамедлительно прибыл на железнодорожную станцию, где внимательно изучил расписание рейсов в Рязань. И увидел, что последний поезд отправляется прямо сейчас. В спешке Виктор начал торопливо разглядывать всех женщин, заходящих в тусклые вагоны транспорта. И на секунду, когда взгляд мужчины остановился на русоволосой даме с черной шляпкой в руках, ему показалось, что он нашел ту девушку из детства, которую искал. По непонятной причине его тянуло именно к этой загадочной девушки, стоящей к нему спиной и держащей в хрупких женственных руках шляпу. Девушка начала медленно поворачиваться в его сторону. Она сразу заметила Виктора, стоящего в нескольких метрах от неё. Черты лица возлюбленной, всплывшие из недр далекой памяти, приобрели свое место в искаженных очертаниях таинственной девушки. Несомненно, это была она. Время не смогло притронуться к ангельскому облику русоволосой нимфы, и с годами девушка ещё красивее. Она с беспокойством взглянула на него. Виктор подошел к ней, и девушка кинулась к нему в объятия. В долю секунды она достала из кармана зимнего пальто блокнот, в котором начеркала несколько предложений: «Забери меня. Сейчас придет мой муж, и мы отправимся на поезде в Рязань. Прошу, забери меня.»
Но Виктор ничего не сделал. Он не знал, что ему делать. Вскоре подошел муж. Девушка отстранилась от Виктора и печально взглянула не него. Она вырвала листок из блокнота, что-то написала на нём и вручила Виктору, после чего направилась к мужу. Они направились к двери вагона. В следующую же секунду поезд тронулся с места, мгновенно приведя Виктора в сознание. Мужчина, одиноко стоявший на перроне, побежал за поездом в надежде увидеть ту девушку со шляпкой хотя бы через окно. Но было поздно. На оставшемся от неё листке было написано: «Приезжай в Рязань. Я буду ждать тебя.»
С того вечера Виктор обрел новый смысл жить. Хандра отступила, поскольку он загорелся желанием узнать имя возлюбленной из детства. Как назло, практически никто ничего не знал о ней. Все только говорили, что она жена Бровкина. Тогда мужчина долго думал, стоит ли ему ехать в Рязань на поиски этой дамы. Он дико не хотел туда отправляться, поскольку в родном доме его бы ждала мама, которая так хотела сосватать известного сына за Софию Волконскую. Виктор не желал жениться на той, к которой его сердце равнодушно бьется, и по этому поводу около полугода назад поссорился с мамой. С тех пор они не переписывались.
После Нового года Виктор почувствовал новый прилив вдохновения. Он решил не ехать в Рязань, поскольку в его творчестве наконец-то настал плодотворный период. Да и что он мог сейчас предложить той девушке? У неё богатый муж, хорошая семья и прекрасная жизнь. Мужчина не хотел портить её своим присутствием, поэтому остался в Москве. День и ночь он сидел в своем доме, сочиняя стихи про образ загадочный нимфы с черной шляпкой. Так прошло полгода.
Через шесть месяцев ему пришло еще одно письмо от сестры Кати. Однако он не спешил открывать его, поскольку ему было не до этого. Виктор полностью погрузился в работу, не обращая никакого внимания на события, происходящие вокруг него. Музой для него стал тот таинственной образ девушки с «немым» именем. У неё не было имени, она не умела говорить, выражала все свои чувства в рисунках и скрывала за элегантной внешностью невинную душу, с рождения затронутую молчаливой печалью.
Спустя месяц Виктор всё-таки распечатал письмо, присланное от сестры. В нем говорилось, что мать умирает, и надобно приехать. Молодой поэт только сейчас понял, какую глупость совершил, отложив письмо в дальний ящик. Виктор Сергеевич тотчас же собрал вещи и поехал в Рязань.
Прибыв в родной дом, он застал только грустную Катю. С печальным видом она смотрела себе под ноги. Катя сказала, что он опоздал. Вчера вечером мать умерла.
Виктор Сергеевич зашел в комнату, в которой, на кровати, одиноко лежал труп бедной седой матери. Он встал перед ней на колени, извинился и горько заплакал.
На следующий день её похоронили. Виктор отдал все свои деньги, чтобы устроить достойные похороны. Он хотел снять с себя вину за то, что опоздал. Но почему-то, даже после дорогих похорон, всё равно чувствовал себя виноватым. Будто ему поставили на сердце клеймо вечной вины.
Недалеко отсюда жила семья Бровкиных. И, через неделю после похорон, поэт отправился к дому Бровкиных. Но он не застал их. Соседи сказали Виктору, что семья, жившая в этом доме, уехала за границу еще два месяца назад. Одна из соседок, толстая женщина средних лет, признала в таинственном незнакомце молодого поэта Виктора Лебедева, и передала ему запечатанное письмо, написанное Марией Бровкиной перед отъездом.
— Кто такая Мария Бровкина? – с недоумением спросил поэт.
— Как кто? Вы разве не знаете? Жена чиновника Бровкина. Она говорила, что вы её близкий друг, и просила передать письмо, если вы решите наведаться сюда, — ответила толстая женщина.
Точно! Ту самую немую художницу и возлюбленную из детства звали Марией! Виктор Сергеевич незамедлительно распечатал письмо, и жадно начал читать одну строку за другой.
«Мой милый Виктор! Не знаю, когда ты получил это письмо, возможно, даже никогда. Но, если ты всё-таки получил его, значит, я тебе хоть сколько-нибудь дорога, и это делает меня счастливой. Я буду надеяться, что ты получил это письмо.
Что же я хотела сказать тебе? Мне было грустно. Почему ты не пришел? Я ждала тебя, очень долго ждала. Я ждала тебя девять лет. Но ты так и не пришел. Прости, я устала ждать. Вместе с мужем я уехала за границу, и больше не жду тебя. Прости. Все эти годы я любила тебя. В тот день, 28 декабря, когда я увидела тебя на перроне, я подумала, что это конец. Ты заберешь меня, и мы вновь начнем жить вместе. Я надеялась на это. Я хотела жить счастливо вместе с тобой, ведь с моим мужем, как ни грустно это признавать, я несчастна, потому что не люблю его. Я подумала, что и ты до сих по любишь меня, раз пришел на перрон. Но любишь ли ты меня? Если да, то почему тогда, девять лет назад, уехал, ни сказав не слова? Если да, то почему не забрал меня тогда и позволил уехать поезду? Если да, то почему до сих пор не приехал? Наверное, ты никогда не любил меня, и мне становится грустно от этой мысли.
Прости. Я никогда не говорила тебе, что люблю. Боялась. Думала, что ты меня не любил. А сейчас пишу тебе, потому что уезжаю, и уже больше никогда тебя не увижу. От этого становится ещё более грустно. Я жалею, что не сказала тебе об этом раньше. Как глупо мы скрываем друг от друга чувства, боясь признаться в своей искренности. Прости. Но теперь уже ничего нельзя изменить. Прощай.»
«Прости, — подумал Виктор, —ты, прекрасная немая художница, смогла сказать больше, чем я – известный литератор, которому с рождения дан дар жечь глаголом сердца людей… Прости, Мария! Я обещаю, что найду тебя, и скажу обо всем, что чувствую к тебе!»
— Куда они уехали? —поинтересовался Виктор сразу после прочтения письма.
— Да бог знает. Вроде бы, в Женеву собирались.
И молодой поэт сразу отправился в Женеву. И долго-долго искал свою любовь, сочиняя печальные стихи, посвященные Марии.
***
Прошло более десяти лет. Два дня назад Виктор Лебедев опубликовал сборник любовных стихов, написав, что он посвящен юношеской любви поэта — Марии. Сейчас Виктор находился в Санкт-Петербурге, где посетил одну картинную выставку. Там он увидел свой портрет. Вернее сказать, посетил он эту выставку потому, что там должен был быть его портрет. Но каково же было его удивление, когда он узнал, что автором портрета является та самая Мария Бальзамова, которую он упорно искал в Женеве около трех лет.
— Где сейчас автор моего портрета? — спросил Виктор Сергеевич у организатора. Однако собеседник лишь пожал плечами.
— К сожалению, вам не удастся увидеться с ней. Неделю назад она умерла от чахотки.
***
«Люблю. Прости. Спасибо.» —говорите друг другу эти простые слова. Говорите о своих истинных чувствах, пока не стало поздно. Порой это сложно, но надо попытаться. И тогда вы будете счастливы.