Известному на весь мир роману «Обломов» русского писателя Ивана Александровича Гончарова в 2024 году исполнилось 165 лет.
Роман и его заглавный герой вознесли прозаика сначала на отечественный литературный Олимп, а затем переведённый на многие европейские языки «Обломов» прочно занял место в ряду мировой классики. По-другому и не могло быть, ведь автор произведения поднимает такие общечеловеческие духовные и нравственные вопросы, как воспитание, семья, дружба, любовь, ответственность, смысл жизни. Они волнуют всех и каждого, вне зависимости от страны проживания и национальности. Основные герои романа Илья Обломов, Андрей Штольц, Ольга Ильинская поставлены автором в такие жизненные ситуации, в которых им приходится решать непростые нравственные задачи. И сегодня, спустя 165 лет, мы с удивлением обнаруживаем, что нам, читателям 21 века, близки их переживания. Нас, как и героев романа, по-прежнему волнует: как воспитать ребёнка, чтобы он был счастлив? в чем проявляется настоящая дружба? как построить гармоничные отношения в любви? Однако не следует искать в этом бессмертном романе готовых рекомендаций на поставленные актуальные вопросы. Надо вдумчиво читать и размышлять вместе с писателем и его героями, тогда найдутся пути и решения.
Многие темы и проблемы, поднятые в книге, оказались мне близки. Но особенно меня как будущего педагога затронула тема взаимосвязи воспитания ребёнка с его будущим. Одна из важнейших ценностей общества во все времена воспитание счастливого и успешного человека. Не утрачена она и сегодня. Судьба главного героя романа Ильи Обломова даёт много материала для размышления над этой темой, заставляет современного читателя сравнивать и делать свои выводы.
С первых же страниц роман и его заглавный герой Обломов взволновали меня. Подумать только, мужчине 32-33 года, а он лежит на диване в своей квартире «в одном из больших домов» города Петербурга. Не может справиться с элементарными делами: встать и умыться, ответить на письмо старосты из своей деревни. В комнатах у него грязно, он нигде не служит и всем задолжал так, что скоро его выгонят и из квартиры. В чём же дело? Неужели Илье Ильичу в самом деятельном возрасте нравится такая жизнь? Вначале чтения романа в голове одни вопросы. На это и рассчитывает Гончаров, он захватывает вдумчивого читателя так, что уже не отпустит, пока не прояснит, не откроет тайну своего героя.
И вот передо мной 9 глава «Сон Обломова», единственная из всех глав романа, имеющая название. Именно её первой увидели читатели в 1849 году в журнале «Современник» за десять лет до выхода всей книги. Расположенная в первой части романа, она становится его смысловым центром, так как показывает нам истоки жизненной позиции героя, даёт понимание читателю, отчего Обломов в свои 32-33 года, словно обломок, «отвалился» от жизни, ни к чему не годен и не знает, как ему жить дальше.
«Сон Обломова» отправляет нас вместе с героем в его детство и показывает условия воспитания Илюши. Литературный гений Гончарова в этой главе предвосхитил открытие психологов 20 века о том, что корни многих наших личных проблем надо искать в детстве.
В условиях мертвящего покоя проходило воспитание Ильи Ильича. Ленивое переползание изо дня в день, бездеятельность, отсутствие жизненных целей вот что характеризует быт Обломовки, где рос ребёнок. Дворовые предупреждали всякое его движение. Родители, сами не умея и не желая трудиться, своим примером формировали у ребёнка понятие, что сидеть сложа руки почётнее, чем заниматься делами.
В романе мы читаем, что их «главною заботою была кухня и обед». Конечно, заботиться о хорошем питании важно, но это не должно быть равно смыслу жизни. Воспитание ребёнка и формирование его личности должны, на мой взгляд, в первую очередь волновать родителей. Мама и папа Илюши не придавали важности образованию в жизни человека, не видели связи с будущим ребёнка. «Добыть как-нибудь аттестат» вот к чему они направляли «усилия» ребёнка. Под всякими предлогами стремились освободить сына от бремени учёбы, оставляли дома, чтобы дитя не похудело, не измучилось. В результате ребёнок не интересовался науками, а в классе отсиживал положенные часы без усердия и интереса. Следствием такого воспитания становится не только отсутствие интереса к знаниям, но и не сформировано умение прикладывать усилия к достижению цели, брать ответственность за свои поступки, а любой труд становится непосильным. Как жить без этих качеств взрослому мужчине, как строить семью, своё будущее? Не знает и не умеет этого Илья Ильич в свои 33 года. А ещё была гиперопека родителей, которая ограждала любознательного ребёнка и от познания мира, от получения собственного жизненного опыта: «Не бегай, не ходи, не отворяй: убьёшься, простудишься». Резвость и любознательность ребёнка постепенно сходят на нет, уступая место лени и апатии: «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». Читаешь «Сон Обломова» и удивляешься, сколько ошибок совершили родители героя, не желая и не умея прикладывать со своей стороны усилия для воспитания ребёнка, заботясь только о том, «чтобы дитя было всегда весело и кушало много». А разве сегодня мы не встречаем подобных родителей и их Илюш?!
Проницательный писатель и психолог И.А. Гончаров последовательно подводит читателя к мысли о том, что апатия взрослого Обломова, отсутствие у него стремлений и цели явились следствием его воспитания. Если бы Илюша был поставлен в другие условия жизни, если бы его воспитанием занимались, то из него вырос бы совсем другой человек, способный на многое.
Безусловно, Илья Ильич Обломов не отрицательный герой. Он симпатичен читателю своей добротой, искренностью, чистотой души. За это его ценит Андрей Штольц, за это полюбила Ольга Ильинская. Но этих качеств оказалось не достаточно для счастливой жизни.
Любовь к Ольге в прямом смысле поднимает Обломова с дивана, взаимность чувства побуждает героя развиваться. Но только на короткий романтический период, пока не нужно решать бытовые вопросы. Предложение руки и сердца Ольге накладывает на героя ряд необходимых обязательств: решение вопроса с имением, где предполагается жить семье; финансовые расходы в связи с бракосочетанием. Всё это пугает героя, он не может решить ни одного из этих дел. Не воспитанное в детстве умение прилагать усилие для достижения цели, неумение брать на себя ответственность всё это приведёт героя к личной трагедии, к невозможности создать семью с любимым человеком. А разве есть что-то важнее? В последнем прощальном разговоре с Ольгой на её вопрос: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу», он ответил, поняв причины своей «гибели»: «Есть… Обломовщина!»
«Обломовское» воспитание не смогла изменить даже любовь. Личная трагедия героя не может оставить читателя равнодушным и мыслями снова возвращает в его детство, где не были заложены основы счастливой жизни.
У Ильи Ильича появится семья с Агафьей Пшеницыной, будет сын. Но стал ли герой счастливым? Чувствуя близкую смерть, Илья Обломов просит Штольца забрать к себе своего маленького сына Андрея и воспитать по-другому. Он не хочет повторения той же судьбы у своего ребёнка. В этом осознании сила Ильи Ильича, но сам он уже обречён.
Воспитание человека, формирование его личности с детства, очень непростая задача. Она является самой важной, так как закладывает основы счастья. Важная роль в этом вопросе принадлежит, несомненно, родителям. Это их главная духовная обязанность.
Написанный 165 лет назад роман «Обломов» не утратил своего важного нравственного звучания. Воспитание человека, который займёт достойное место в обществе, будет заниматься созидательным трудом, создаст семью и будет счастлив это главная духовная и нравственная ценность и задача общества во все времена.
Остаётся надеяться, что в наше время среди вдумчивых читателей романа «Обломов» обязательно будут те, кому поручено заниматься воспитанием и образованием детей: родители и педагоги. Они сделают верные выводы и вырастят счастливого человека.