Определений слову «литература» много, однако большая часть умов привыкла понимать этот вид искусства как конкретные плоды человеческих размышлений, структурированные и выраженные в письменной форме. Говоря проще, литература — стихи, поэмы, рассказы, повести, статьи и т.д. Общественное недоразумение подчёркивает «Википедия», определяя её как «любой написанный текст».
Противоречия и сомнения возникают сразу: можно ли причислить к литературе, скажем, мою шпаргалку, или ежедневник, а сообщение в соцсети? Определение настолько размыто, что достаточно иметь зачатки фантазии, чтобы находить всё новые и новые опровержения. Оно, мягко говоря, неполно и не отражает реальный смысл.
Раз эта трактовка неверна, нужно сформулировать истинную. Откуда появилось это абстрактное явление? Все ответы можно обобщить — из быта. Человек всегда стремился описать то, что видел, чем жил. Его волновали и продолжают волновать конкретные события, чувства. Писатели на протяжении всей человеческой истории выражали реальные ситуации через выдуманные рассказы, включая в них оттенки своего мнения, восприятия произошедшего.
Говоря об описанных событиях, нельзя не вспомнить всемирную историю. Она есть последовательность событий в мире, а также их связи друг между другом. На её основе родились многие жанры: исторические романы, пьесы и проч. Творцы, опираясь на всем известные случаи, показывали реакции конкретных, иногда вымышленных героев. «Илиада» и «Одиссея» Гомера демонстрируют вечность связи литературы и истории. Что даёт эта связь? Несомненно, она вручает ключи к восприятию глобальных явлений со стороны личности, а не общества, позволяет представить себя на месте героев, предположить, как мы поведём себя в событиях, в которых, возможно, никогда не окажемся.
Посмотрев на изложенные связи, можно заметить сходство литературы с философией. Но в таком случае первая может являться только частным случаем прародительницы наук. Она сохранила её общие признаки: абстрактность мышления, разноплановость, и главное — неопределённость. Её, как и философию, можно понимать по-разному, всё равно единственно правильной трактовки быть не может. Но если же философия толкует обо всём прямо, стараясь точно донести мысль, литература основную мысль прячет за пеленой красивых слов и формулировок. Литература, в отличие от философии, одновременно конкретна и абстрактна. Обычному читателю она рассказывает определённую историю о вымышленных героях, но истинному ценителю она предлагает отыскать скрытый смысл (чаще всего философское учение). Именно в этих идеях прячется ценность литературы, именно в двусмысленности, метафоричности кроется её суть.
Из того, что мы уже выяснили, можно сформулировать некое подобие определения. Литература — своеобразная форма философии, возникшая из бытовых ситуаций, особенностью которой является непрямое донесение заложенного смысла. Но на достигнутом нельзя останавливаться. Чтобы познать явление до конца, нужно выяснить причины его появления.
Стремясь дополнить определение, необходимо ответить на вопрос: «Почему литература появилась и всё ещё существует?» Через неё человек выражает свои порывы создавать произведения искусства. Значит, она относится к его формам и несёт в себе эстетическую ценность. В книге «Структура художественного текста» Юрий Михайлович Лотман писал: «Давно уже было указано на то, что необходимость искусства родственна необходимости знания, а само искусство — одна из форм познания жизни, борьбы человечества за необходимую ему истину». Из этой цитаты следует, что искусство существовало всегда вместе с человеком и является его неотъемлемой частью.
И, наконец, мы подошли к истинному определению. Литература — письменное выражение человеческих мыслей и чувств, носящее иносказательный характер, имеющее эстетическую ценность, являющееся частью искусства, а также своеобразной формой философии.