Принято заявок
2688

XI Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Крысы и вороны

И еще одна новая волна…

…Уже меняются местами верхи и низы.

«Дайте танк(!)» – «Волна»

Я отодвигаю доску, закрывающую вход в наше убежище, и прохожу внутрь. Этот поезд остался ничейным. Мы разогнали всех крыс здесь и заняли их место.

Я наблюдаю, как кто-то зажигает свечу и начинает передавать огонек фитилю соседа – они меня услышали. Свечки медленно загораются в руках мальчиков и девочек, сидящих в этом вагоне. Почти все ребята сползлись сюда, но знаю, что ждут не меня, а того, кто пришел со мной.

Мальчики и девочки подползают к подобранцу Джеймсу, которого я по чистой случайности взял с улицы несколько недель назад. Он бухается на пол, устало вздыхая. Маленькая девочка забирает у него мертвого зайца и прячет его в деревянный ящик под сиденье, в самое холодное место поезда.

–А-а-а, Крист, у него фто, ресницы из золота?! – изумляется Берес, мальчик, у которого два передних зуба не во рту, а в лоскутке зеленого бархата на шее. Амулет он носит под изношенной рубашкой и никому не дает смотреть, что внутри. Мне даже стыдно, что когда-то случайно увидел секретное содержимое.

– Нет. И из-за того, что ты постоянно это спрашиваешь, они не станут золотыми. Мы не можем их продать, уймись.

– Но почему тогда….

Шикаю на детей. Они разбегаются по углам, гася свечи. Подхожу к самодельному столу из досок и выкладываю на него ворованный хлеб и яблоки.

– Пойдем, – хриплю я Джеймсу.

Он молчит. Мне мерещится, что на полу сидит не человек и уж тем более не молодой принц. Темнота сделала его похожим на нарост плесени, медленно расползающийся по стене, всасывающий сырость и грязь, которая бывает только за пределами улиц Центрального кольца.

Зажигаю керосиновый фонарь, глаза перестают обманывать.

– Принц Джеймс, соизвольте встать, пожалуйста, – говорю в наигранном поклоне, хотя и стараюсь не сильно злорадствовать.

Джеймс нехотя подчиняется и подходит ко мне. Он смотрит на меня недовольно, я смотрю на золотые ресницы и тоже делаюсь угрюмым. Сую в карман вяленую рыбу и железную флягу с жидкостью (надеюсь, там вода), беру фонарь, и мы идем к последнему вагону.

Длинные штанины шоркают по сырому полу, намокают и противно липнут к коже.

Сиденья в поезде деревянные и полые. Обивка на них изодрана, чтобы можно было спрятаться внутри. Дети, как крысята, высовывают морды из гнезд и громко сопят носом, принюхиваясь.

В последний вагон я захожу первый. Меня приветствует запах табака и скрипучий плач. На горе из подушек и перин сидит Конф. Маленькой кривой ручкой он держит дымящуюся трубку.

– Что принес?

– Рыбу, – отвечаю.

Оставляю еду на подушках и стараюсь не смотреть на его уродскую сестру: живой отросток на плече, который умеет издавать мерзкие звуки в самый неподходящий момент и пускать пузыри из слюней, ручонкой растирая их вокруг рта.

Дия начинает верещать.

– Похоже, Дия хотела зайца, – утверждает Конф.

Но я уверен – зайца хочет этот гоблиноносый, а не кричащее недоразумение.

– Вытри, пожалуйста, слюни у нее с подбородка. Скоро все подушки будут в этой гадости, –злюсь я.

Конф замолкает. В тусклом свете рассматриваю пылинки, висящие в воздухе.

– Что еще? – спрашивает, глядя сквозь меня.

– Билеты.

– О-о-о, – протягивает Конф и начинает мычать цирковую мелодию. Не люблю ее. Он запускает руку в подушки по самое плечо. Вытаскивает красно-белые листочки. Дорисовывает там что-то и отдает мне. Благодарю его кивком головы.

– Эй, принц! – начинает Конф, направляя трубку в мою сторону. – Пры-ы-ы-ынц. Не верь этому дьяволу. Посмотри, что он сделал со мной. Гнию тут с вами.

Джеймс стоит в проходе с кислым лицом:

– Дьявол тот, кто сейчас примеряет новую корону.

Я приятно удивлен такими словами.

Мы уходим с Джеймсом за несколько часов до рассвета. Для меня пейзажи трущоб привычны, как Джеймсу комнаты дворца.

-… и получается я плохой?! – возмущается он. – Я еще и предатель народа, и разочарование династии. А почему? Потому что с отцом разные взгляды на все это!

– И потому что ты в оппозиции…

– Ну я так и сказал!

Мне, рожденному в сарае без одной стены, его не понять. Мы попали на Центральную улицу. Здесь пахнет хлебом. Люди улыбаются, а дети похожи на детей. Джеймс со своими ресницами тут родной.

– Приходите на выступление фриков! Карлики и великаны! Безногие и безрукие! – зазывает белый, почти прозрачный мальчик с красными глазами. Над его головой на полосатом шатре, висит табличка неприлично ярких цветов: «Цирк уродов».

Я показываю билеты нарядному толстяку на входе. Выступление калек не смотрю. Думаю, что уроды – это не актеры, а те, кто пришел поглазеть.

На арену выпускают крыс и собак. Замечаю, как мне подает сигнал бесцветный зазывала. Вместе с Джеймсом протискиваюсь через тесные ряды сидящих зрителей и проскальзываю за кулисы.

Нас встречает Чешир. Нечеловечески длинный и тощий, он, пригнувшись и выгнув спину колесом, смотрит в щелочку кулис на крысиный фарш, разбросанный по арене. Маска закрывает глаза и нос… Я никогда не видел его лицо полностью. Может, оно и к лучшему. Увидев нас, он сияет тонкой острозубой улыбкой.

Слушаю Чеширский (то есть гениальный) план. Джеймс поддакивает ему, как строгому воспитателю.

Королевство готовится праздновать ночь «Горящих планет», мы же готовимся к перевороту и смерти. В гавани все кажется серым, только желтые фонари разгоняют туман вокруг себя. Отсюда видны трущобы – ветхие дома, похожие на сараи, а за ними, на границе, огромная свалка из обоев с мышьяком, отравляющая землю, воду и нас.

– А мне так нравился тот зеленый цвет… – скулит Чешир, глядя на гору обоев вдали.

Я кошусь на него:

– Принести пару баночек краски?

– Обойдусь, – он вздыхает и уходит, шаркая ногами.

Я закидываю на корабль мешок с припасами. Джеймс ловит его и бормочет:

– Кажется, я не совсем готов….

– Ты уже согласился.

– А ты зачем согласился?

– Нечего терять.

– Чеширу тоже?

– Нет. Он мне должен.

Джеймс выжидающе смотрит на меня.

– Конфа хотели отправить на границу. За то, что он высмеял короля на выступлении в цирке.

– На границе заключенные-смертники утилизируют обои…

– Ну да… – киваю я. – Я бы не стал возиться с ним и его крикливой второй головой. Чешир попросил, и мы заключили сделку.

Затесавшись среди циркачей-калек, я пробираюсь в бальный зал замка. Над головой – хрустальный купол, через который видно ночное небо и звезды. В центре круглой сцены, прямо под куполом, Чешир, развалился на фальшивом троне. Новая маска с позолоченными финтифлюшками прячет все его лицо.

Часы бьют, зал окутывает тьма. Люди, ждавшие шоу, в предвкушении ахают. Наивные. Натягиваю маску, она не только скроет лицо, но и, надеюсь, спасет меня. Представление начинается.

У Чешира в руке синим пламенем загорается фонарь. Его голос эхом бьется о стены, вызывая дрожь и гипнотизируя.

– Мне тысяча лет. Я знаю все и слежу за каждым. Мои уши – крысы, а глаза – вороны.

На сцену выходит парень. Снимает боливар и оголяет уродливое лицо на затылке. Разворачивается, машет рукой и мило улыбается, пряча свое второе лицо от толпы. Чешир уступает ему место на троне и в почтительном поклоне венчает его голову короной.

– Когда вы делали что-то плохое – убивали. грабили. или отсылали людей на границу – мимо не пролетала ворона? – я чувствую улыбку Чешира, когда он говорит это. – Вспоминайте!

Еще несколько секунд – и даже охрана не сможет ничего сделать.

– Это важно, потому что вороны умеют запоминать лица.

В толпе загораются синие огоньки. Свечи держат дети в крысиных масках, они стоят возле советников короля.

На небе планеты выстраиваются в ряд и загораются, каждая своим цветом. С топотом и громким пением советников выводят на сцену. Следом на сцену выталкивают короля, связанного, с заплывшим глазом и кровью на пышном воротнике.

Я делаю глубокий вдох и начинаю двигаться в сторону сада. Зал окутывает туман. Он наполнен отравой. Толпа тревожно гудит, словно улей. Раздаются выстрелы. Больше нет советников. Больше нет короля. Секунда – и все превратилось в хаос. Люди, задыхаясь, бегут к выходам. Я спешно ухожу.

Останавливаюсь только в гавани. Шум моря не может перебить стук сердца. Сдергиваю с лица маску и жадно втягиваю воздух. Ищу глазами своих «крысят». Шепелявый Берес и еще пара тощих пацанов побросали свои маски и пытаются отдышаться, лежа на траве. Маленькая девочка хватает меня и со слезами утыкается в рукав. Нет половины детей. Чешир хромает к краю пристани, замахивается и кидает револьвер в море, озлобленно пинает пустую бочку. Мы знали, что не обойдется без жертв.

С корабля сходит Джеймс, единственный целый и чистый из нашей компании.

****

Теперь нет никакого поезда. Только бесконечные лестницы из мрамора, просторные залы, чистые простыни, сытые люди вокруг. Но стоило ли это того?

Я жду короля Джеймса в тронном зале.

– Я хотел поговорить, Ваше Величество!

– Крист, я тоже!

Джеймс суетится и поправляет сваливающуюся с головы корону.

– Соседнее королевство хочет добывать камень на границе! Это куча денег!

– Ты обещал восстановить границу, – говорю я в недоумении.

– Подумай сам. Куда я дену всю гору обоев, которую накидал там отец?

– И ты просто продолжишь его дело? Станешь таким же убийцей?

– На границе полумертвецы, у них нет будущего. А на эти деньги я обустрою Центральную территорию. Пойми меня, Крист.

Я бледнею. Не узнаю Джеймса, которого знал… Вижу его золотые ресницы и хищный блеск под ними, который не рассмотрел раньше.

На подоконник садится ворона. Смотрит на нового короля и улетает прочь.

Любимова Анна Павловна
Страна: Россия
Город: Агалатово