Принято заявок
2212

IX Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Король роботов

Шёл 2030 год. Электронные технологии и роботы всё больше внедрялись в привычный для человечества мир. Люди считали себя повелителями искусственного интеллекта, но так ли это было на самом деле?

Мальчик Лёша заботливо поглаживал блестящую металлическую поверхность. Пальцы пробегались по едва заметным винтикам, по сверкающим глазам-лампочкам, затем спускались до электрических проводов и множества разноцветных кнопок. Одна из них выделялась особой величиной. Лёша медленно вдавил её внутрь. Раздался характерный щелчок, после которого послышался механический голос: «Робот-гувернёр готов к работе». Лёша отошёл на пять шагов и полностью осмотрел своего жестяного «воспитателя». М-да, родители не особо постарались над его внешним видом. Некоторые внутренние части ничем не закрыты, провода торчат, металл без покрытия. Конечно, ведь мама и папа Лёши изначально создавали этого робота в качестве пробного. Если он будет работать без сбоев, то выпустят целую линейку таких, а этого оставят сыну. Так и получилось.

– Что у меня там по расписанию? – мальчик громким голосом обратился к роботу.

– Сейчас у вас время для выполнения домашней работы, –безэмоционально ответил гувернёр.

Лёша, тяжело вздохнув, двинулся к рабочему столу. Сразу, жужжа механизмами колёсиков, подъехал робот-носитель вещей. Он привёз мальчику школьный рюкзак. Хмурый Алексей достал тетради, учебники, дневник, пенал и принялся учить заданные уроки. Спустя полчаса, пока он строчил что-то в тетради по математике, робот-повар поставил поднос с чаем и печеньем напротив Лёши. Мальчик фыркнул. Вот бы хоть одна из этих машин могла сделать за него противную домашку!

Родители Лёши – настоящие учёные в сфере механики. Они создают искусственный интеллект. Сначала обдумывают назначение робота, потом обсуждают все детали, а затем уезжают из дома в одну из трёх своих лабораторий за городом и приступают к работе. Вот и сейчас родители оставили Лёшу одного на неделю.

Всех роботов, разработанных первыми, всегда оставляют себе. Именно так весь дом превратился в «базу» для металлических созданий, выполняющих практически все бытовые задачи.

На следующий день из крепких объятий сладкого сна Лёшу выдернул громкий будильник. Не успел мальчик выключить источник раздражающего звука, как к нему уже приехал робот-помощник. Он отодвинул своими длинными руками одеяло, дождался, пока хозяин поднимется с кровати, достал из встроенного отсека расчёску и стал причесывать Лёшу. Вскоре юноша был превращён из мохнатого чудовища в ухоженного юношу. После этого преображения он направился в ванную комнату, где его ожидал робот, услужливо подающий зубную щётку с уже намазанной на неё пастой. Лёша умылся и отправился на кухню. На столе стояла порция готового завтрака – овсяная каша, два бутерброда с колбасой и чашка зелёного чая. Мальчик вздохнул. Ну почему робот-повар не может приготовить что-то действительно вкусное, а не только полезное? Алексей позавтракал без аппетита. Когда тарелка опустела, её забрал робот-уборщик. В его железном туловище выдвинулся ящичек, в который он всегда убирал посуду. А потом доставал. И – о, чудо! Все тарелки с чашками оказывались чистыми!

Лёша увидел перед собой робота-костюмера. Он протягивал ему школьный костюм. Недолго думая, мальчик переоделся из пижамы в форму. Робот застегнул пуговицы на пиджаке, поправил каждую складочку. Затем очередное металлическое создание принесло Лёше рюкзак. Взяв его в руку и обувшись, Лёша, наконец, переступил порог квартиры. Вот с четвёртого этажа, к сожалению, ему пришлось спускаться самому. Без помощи искусственного интеллекта. Зато в машине уже ждал робот-шофёр. Подросток небрежно кинул рюкзак на кресло, а после уселся сам. До школы ехать всего семь минут. Как же всё-таки здорово иметь большое количество помощников! Делать ничего не нужно. Кроме домашней работы, разумеется. Можешь отдыхать хоть целый день: играть в компьютерные игры, смотреть сериалы, видео известных блоггеров… Да всё, что душе угодно! При этом мама никогда не скажет тебе, что ты не помогаешь ей по дому. Ведь этим занимаются роботы! Они не устают, не злятся, не перечат. Даже заряжаются сами – ночью приезжают на свои «базы», подключенные к розеткам, а на утро вновь могут беспрерывно работать.

Лёша посмотрел в окно. Лил дождь. По улице шла девочка, её худощавую фигурку прикрывал большой красный зонт. Капли стекали по его поверхности, сливаясь в тоненькие струйки, падая прямо на спину. Лёшу вновь захлестнули радостные мысли. Ведь благодаря своему роботу он сейчас едет в теплом автомобиле, а другим приходится мокнуть под дождём. Девочку он узнал – одноклассница. Сколько раз он ей предлагал поехать до школы с ним! Но всё время получал отказ. Интересно, сейчас она согласится? Мальчик велел роботу остановить машину и опустить оконное стекло.

– Эй, Алёнка! Садись, подвезу, – крикнул Лёша.

Девочка продолжала идти.

– Тебе что, нравится топать под ливнем?– не унимался юноша.

– Может и нравиться. Уж как-нибудь доберусь сама, – холодно ответила Алёна.

– Ну и пожалуйста! У твоей семьи просто денег нет на роботов! Ты даже представить себе не можешь, как круто иметь дома целую кучу таких! Я живу, как король, а ты… – Лёша осёкся. Девочка уже давно шла дальше и не обращала на него внимания. Мальчик грубо приказал роботу-шофёру трогаться дальше, желательно быстрее. Через несколько секунд Алёну уже не было видно, поскольку машина укатила вперёд, поднимая брызги от луж.

Вскоре автомобиль подъехал к школьному двору. Дождь к тому времени стих. Через минуту подросток поднимался по лестнице в свой класс. Толкнув дверь, он зашёл в кабинет. Никто не сказал ему «привет». Лёша тоже здороваться не стал. Поставил рюкзак на парту и стал доставать учебные принадлежности. «Какой там у нас сейчас должен быть урок? А, точно. Русский», – мысленно подсказал себе Алексей, выуживая соответствующий учебник. Затем он с головой ушёл в мир своего телефона. Где и пробыл до конца урока, не смотря на строгие взгляды учительницы, объясняющей новую тему.

Следующей по расписанию стояла информатика. Лёша просто обожал этот предмет! Точнее, манеру учителя так интересно вести урок. На занятиях у Даниэля Марковича никто не заскучает. Всё потому, что он использует самые разнообразные инновационные технологии для обучения (по школе ходят слухи, что когда-то он работал с тремя ребятами над проектом и показывал им машину времени). Особенно Лёша ценил Даниэля Марковича за то, что тот позволяет ошибаться и никогда за это не ругает.

Алексей перешёл в кабинет информатики. В руках он держал смартфон и рюкзак. Вдруг на экране вспыхнуло уведомление о новом сообщении от мамы. Мальчик попытался разблокировать экран и… выронил рюкзак. «Дубина! Неудачно перехватил телефон», – подумал Лёша.

– Ну что, король, я смотрю, совсем со своими роботами разучился самостоятельности? Вон, предметы из рук валятся. Забыл, что в школе нет жестянки, которая станет носить твои вещи? – послышался едкий комментарий Алёны. Девочка стояла рядом с Лёшей, скрестив руки на груди и ехидно улыбаясь. Её глаза цвета лесной чащи блеснули. Скорее, от эмоции, нежели от тусклой лампочки. Класс одобрил высказывание Алёны громкими смешками.

– Ничего не разучился! А ты вообще так говоришь только потому, что завидуешь! Ты из бедной семьи, вот и бесишься, что тебе всё самой делать приходится. Ведь у тебя нет ни одного робота! А вот мои родители – крутые учёные! Их «жестянки», как ты выразилась, покупают люди со всех стран, у каждого десятого дома есть хоть один искусственный интеллект из линейки моих мамы и папы.

– Дурак ты, Лёша. Счастье и жизнь не в умных кусках железа, которых научили работать! – Алёна демонстративно отвернулась. От резкого движения её косички встрепенулись, словно две сердитые змейки.

–Тогда в чём же? Покажи мне! В том, чтобы тратить свои драгоценные силы и время на какие-то домашние дела, походы на улицу, в магазин? Просто смешно. Это крайняя мера и удел бедных! – Лёша отчасти не понимал, что говорит. Слова вылетали сами, движимые злостью и обидой. Он знал, что потом его будет душить чувство вины, однако не мог исправить ситуацию. Извиниться здесь и сейчас не давала гордость. Такое отвратительное ощущение, когда не можешь переступить через себя, ведь не хочешь показаться смешным или глупым. Хотя, даже если бы Лёша попросил прощения у Алёны сейчас, то не получил бы его.

– Если тебе что-то показывать, ты всё равно не поймёшь, потому что глупый! А… а ещё помешанный на своих роботах! – выпалила разъярённая Алёна. Девочка кинула последний сверкающий взгляд в сторону собеседника и двинулась к своей парте, что означало – «разговор окончен, последнее слово за мной».

Подавленный Лёша склонился над учебником. Он пытался сделать максимально наплевательский вид.

Громкий звон проник в каждую частичку пространства школы, предупреждая о конце перемены и начале нового занятия. Казалось, звонок пытался магическим звуком побудить учеников к обучению, отогнать беспечность. Вот только хмурое настроение Лёши он убрать не мог. Зато это умел делать харизматичный вид Даниэля Марковича. Учитель уверенной походкой зашёл в класс. В его руке была папка с конспектом урока, по которой мужчина умудрялся весело постукивать пальцами. Ещё две особенности педагога – положительные эмоции и ведение урока без учебника. Вернее, тема, конечно же, берётся из учебной книги, а вот рассказывает Даниэль Маркович о ней по-своему.

– Всем доброе утро! Начнём, как обычно, с разминки и повторения предыдущего материала. О прошлых изученных фактах нам напомнит… напомнит… Алексей! – Педагог произнёс имя Лёши так, словно увидел его впервые за несколько недель и только что вспомнил о существовании этого ученика. И как только Даниэль Маркович вычисляет плохое настроение среди целого класса?

– Мы изучали кодирование информации, – немного неуверенно ответил Лёша. Он не ожидал, что его спросят. Зато прилив адреналина вмиг смыл негативный осадок после разговора с Алёной.

– Совершенно верно! Садитесь, Алексей, – ах, да, отрицательная черта у преподавателя информатики всё же была. При ответе приходилось вставать. Даниэль Маркович считал это неплохой разминкой. Зато дальше, по мнению Лёши, было самое интересное – учитель перешёл к практике! У всех на столе находились компьютеры. Даниэль Маркович запустил на них специальную программу, в которой ученики обучали виртуальную модель, записывая различные алгоритмы. Это было довольно легко, но так захватывающе! Лёша на минуту почувствовал себя настоящим программистом, учёным. Прямо как его родители.

Следующая часть урока оказалась повторением изученного. После чего прозвенел радостный звонок, оглашающий перемену. Удивительно, что занятие пролетело так быстро.

Дальше по расписанию прошёл урок скучнейшей для Лёши математики (к тому же, тройку получил), потом более интересный предмет – литература. Затем урок обществознания и биология.

Наконец-то, школьный день закончился. Алексей стоял на крыльце и вдыхал свежий прохладный воздух улицы. Всё-таки прекрасно не иметь лишних хлопот. Ещё бы робот за него ходил учиться.

Мимо мелькнула Алёна. Она быстрым шагом направилась домой. Лёша покорно продолжал служить гордости и лишь смотрел вслед удаляющейся девичьей фигурке. Он хотел извиниться. Но позже. Дождавшись, пока девочка совсем скроется из виду, мальчик вальяжной походкой направился к машине. А дальше последовал обыденный сценарий: возвращение домой, обед, домашняя работа, свободное время, ужин, занятие английским языком и сон. Такое однообразие два раза в неделю разбавляли тренировки по плаванию. Конечно, выходные дни тоже вносили более яркий окрас в опостылевшую серость привычного ритма будней. Однако именно сегодня произошло нечто из ряда вон выходящее. Как только Лёша вернулся домой, обнаружил отсутствие света. Видимо произошла какая-то авария, потому что свет отключили во всём городе. Да это не помеха. Наверняка к следующему дню всё наладят. Но всё пошло совсем не так.

Утром Лёша вновь не обнаружил электричества. Ну и ладно. Умная техника и без него отлично работает. В школу мальчик всё же поехал. Как выяснилось, авария произошла большая. Электричество смогли провести только в социально значимые места – магазины, больницы, детские сады и учебные учреждения. А когда в жилые помещения – неизвестно.

Вечером Лёше позвонила мама. Она предупредила, что они с папой ещё ненадолго задержатся, так как их проект идёт удачно. Поинтересовалась, всё ли хорошо у сына, затем сказала, что очень занята, поэтому сможет позвонить только завтра. Сразу послышались гудки – мама положила трубку.

Гулкое эхо будильника беспощадно нарушило сладкую мелодию сновидений. Лёша с трудом пытался проснуться, перевести сонную симфонию в бодрую будничную оперу. Как только это удалось, подросток почувствовал что–то странное. В комнате всё по-старому. На часах правильное время. За окном раннее утро. В чём проблема? Тишина. Точно, тишина! Не слышно привычного перестука колёс роботов! Может, сбой в программе? Лёша три раза громко позвал робота-помощника. Однако ответа не последовало. Раздражённый мальчик слез с кровати и заглянул в гостиную. Вид открылся не из приятных: куча механических созданий застыла! Робот-помощник остановился на полпути к своей «базе», робот-повар стоял на зарядке, но без обыденного мерцания лампочек, робот-уборщик полностью повторял действие повара. В принципе, как и все остальные. Лёша почувствовал приступ испуга. Он вдруг вспомнил, что электричества давно нет, а техническим созданиям раз в два дня нужно заряжаться! Это как же теперь жить вообще? Из грустных раздумий Лёшу выдернул робот-носитель вещей. Он привёз ему зубную щётку с пастой, которую выронил под ноги мальчику и отключился.

Лёша пытался взять себя в руки. Позавтракать он может хлопьями с молоком. Это дома всегда есть. В школу он не пойдёт. В конце концов, можно пропустить пару дней. Скажет потом, что болел.

Около трёх часов дня в квартиру постучались. Лёша открыл дверь с застывшим на лице испугом. Перед ним стояла Алёна. Юноше стало стыдно за себя. Она, такая ухоженная, вынуждена смотреть на него, растрепанного и до сих пор в пижаме.

– Алина Сергеевна просила передать тебе тетрадь по математике. Видите ли, я твоя соседка, – Алёна протянула Лёше тетрадку и повернулась уходить.

– Стой! Извини меня, пожалуйста, за тот случай. Я не хотел тебя обидеть, – Лёша опустил голову.

Алёна улыбнулась.

– Что это тебя сегодня в школе не было? Заболел?

– Нет, тут… такое дело. Роботы разрядились. А электричества нет,– застенчиво произнёс мальчик. Он раздумывал, стоило ли об этом говорить, – ты проходи, – Алёна послушно зашла в квартиру. Девочка изумлённо разглядывала груду отключенных роботов.

–Ты хотя бы ел сегодня? Без своего железного повара.

– Да.

– Что-то я не вижу кастрюли или сковороды с едой, – Алёна огляделась на кухне. Она заметила коробку с хлопьями, – прекрасно! А обедать ты чем собираешься? Ах, ну да, ты же и готовить не умеешь. Придётся учить. Какие продукты есть? – девочка открыла холодильник и удивилась. Все полки были пустыми. Только банка молока отстранённо стояла в уголке.

– Робот закупает необходимое только на один день. Чтобы все продукты были свежими.

Алёна закатила глаза, захлопнула холодильник и объявила, что они идут в магазин.

Он кинулся к гардеробу, оставив Алёну смотреть на то, как за ним стремительно растет горообразный разноцветный ворох неподходящих вещей. Лёша выудил из шкафа водолазку, чёрную куртку и джинсы с начёсом. Алёна лишь удивлённо вскинула брови, после чего сказала, что пока Лёша переодевается, она спустится к себе и тоже сменит одеяние.

Мальчик наскоро нацепил выбранные вещи, взял ключи, деньги, оставленные родителями, запер квартиру. Спустился на этаж ниже, где жила Алёна и стал ждать её.

Наконец Алёна закончила своё преображение и вышла на лестничную площадку. Парень подметил, что на ней просто идеально сидит зелёное пальто. Прекрасно сочетается с её глазами. Ребята вышли на улицу. Их встретил прохладный ветер и пасмурный город. В иной день такой пейзаж даже бы не привлёк внимание Лёши, но сегодня буквально всё двигалось наоборот.

Лёше редко доводилось прогуливаться пешком. Поэтому с каждым шагом он открывал для себя всё новые потрясающие детали. Например, стоило им завернуть за угол, как асфальт закончился, а вместо него расстилалась мягкая, уже пожелтевшая трава. На ней громоздились крупные капли недавнего дождя. Лёше было приятно наблюдать за тем, как они скатываются с травы прямо на его ботинки. Похоже, мальчик стал понимать, почему Алёна предпочитает пеший ход.

Познавая для себя всё новые и новые удивительные моменты, Лёша не сразу заметил, как перед ними возвысилось здание с огромной вывеской «Супермаркет «Звезда». Когда ребята подошли к автоматическим дверям, Лёша в нерешительности отступил на пару шагов, отчего Алёне пришлось его подталкивать. Мальчику доводилось бывать в магазине всего пару раз за всю жизнь. Когда он был маленьким, все покупки совершали родители, а когда вырос, дома уже приютился специальный для этих дел робот.

– И что нам нужно купить? – спросил Лёша, потрясённо озираясь по сторонам магазина. Его восторгали полки, переполненные разными товарами.

–Продукты! Исходя из того, что мы хотим приготовить, – невозмутимо проговорила Алёна.

Ничего себе! Он что, даже сам может выбрать, что готовить? Определившись с блюдом, Лёша озвучил его Алёне. Это было нечто очень примитивное – макароны с сосисками, но очень желанное для мальчика. Ему порядком надоела правильная еда. Ребята взяли все необходимые ингредиенты и отправились на кассу. Лёша вновь испытал сладкое чувство, ведь он самостоятельно выбирал продукты, какие понравились именно ему.

Ребята оплатили покупку и вернулись к Лёше домой. Дальше Алёна начала учить парня готовить. Для Лёши это было как какое-то волшебство, сотворённое своими руками.

Ужин невероятно понравился как Лёше, так и Алёне. И вновь мальчика посетила мысль, что делать что-то самому намного увлекательнее и лучше, чем доверять это роботам.

– Слушай, а ведь теперь придётся покупать новые тарелки вместо этих, – обратился Лёша к Алёне, растягивая слова.

– Это почему же?

– Так ведь они грязные.

– Помыть не пробовал? – у девочки округлились глаза.

– Ну, испачканную посуду обычно как-то очищает робот, – застенчиво признался Лёша.

Алёна молча взяла тарелки, отыскала в шкафу завалявшуюся губку, моющее средство и стала отмывать посуду. На это ушло около пяти минут. Лёша лишь поражённо наблюдал за происходящим.

Весь оставшийся вечер Алёна провела у одноклассника. Они разговаривали на самые разные темы. Ей даже без труда удалось уговорить Лёшу завтра пойти вместе в школу. На следующее утро мальчик уже сам оделся, разогрел, как его учила подруга, вчерашнюю еду на завтрак и встретился с Алёной на лестничной площадке. Путь до школы был для него совсем непривычным, но даже чересчур приятным. Мальчик наслаждался пением птиц, звуками улицы, свежим воздухом… И именно в этот момент он принял важное для себя решение, которое в последствии хотел озвучить родителям.

Прошло ещё два дня. Алёна по-прежнему немного помогала мальчику с готовкой. За это время Лёша сильно сдружился с ней. Да и не только. В школе тоже начали появляться друзья.

Родители подростка приехали около часа назад. К тому времени электричество уже дали, но Лёша нарочно выключил всех роботов. Он даже смотрел на них теперь с неким отвращением. Мальчик набрался смелости и огорошил родителей своим неожиданным решением. Он рассказал обо всём, что случилось за эти дни: и об отсутствии электричества, и об Алёне, и о своих «приключениях». А после заявил, что хочет жить самостоятельно, без каких-то там роботов. Родители, к его удивлению, даже обрадовались, согласились попробовать обходиться без них.

С тех пор жизнь Лёши, можно сказать, стала обычной, но такой прекрасной, о которой он даже мечтать раньше не мог. Вот так получилось, что Алёна выполнила требование мальчика, которое он предъявил ей во время того спора в школе, и показала ему настоящее счастье, находящееся не в искусственных созданиях.

Сазикова Мария Владимировна
Возраст: 16 лет
Дата рождения: 11.10.2006
Место учебы: МОУ
Страна: Россия
Регион: Челябинская обл.
Город: Катав-Ивановск