Принято заявок
1468

XII Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 10 до 13 лет
«Клуб искателей смыслов»

Серые как тучи лужи становились с каждой минутой всё больше и больше от усиливающегося дождя. Свежий осенний воздух наполнял приятным чувством спокойствия и умиротворения. Лишь изредка легкий ветерок заставлял листья кружиться в осеннем вальсе. К сожалению, почти никто из прохожих не замечал их танца. Разноцветные зонтики бежали, торопились, и каждый находил оправдание своей спешке…

Сиреневый зонтик, под которым скрывалась симпатичная девушка, направлялся к библиотеке. Оказавшись на пороге, девушка остановилась и тяжело вздохнула. В ее душе все полыхало, а желание передохнуть и расслабиться не давало ей покоя. Как бы то ни было, девушка оглянулась и забежала внутрь, забыв даже вытереть кроссовки о коврик. Она подошла к полке с русской классикой 19 века, взглядом пробежала по корешкам книг и взяла в руки издание «Евгения Онегина». Присев за стол, она отчаянно начала что-то писать в тетради. И тут в ее больших зелёных глазах показались слезы. Вздохи девушки разносились по небольшой библиотеке. Она взглянула на светящийся экран телефона и прочитала: «Вероника, привет! Сможешь сегодня объяснить тему по алгебре?»

«Когда же я тогда дорешаю пробник по литературе? Но бедная Настя…, она же математику еле на четверку тянет…», — подумала девушка, а затем взяла телефон и написала: «Конечно! Сегодня в кофейне в 19:15».

Теплая слеза покатилась по румяной щеке девушки.

— Я ничего не успеваю, — пробормотала Вероника.

За стеллажами послышался скрип колёс, следом появилась тележка с большими книжными томами. Тележкой управляла высокая загорелая девушка в футбольной форме и с коротко стрижеными волосами. Увидев Веронику, она бросилась к ней:

— Вероник, что случилось?

— Сашенька, я ничегошеньки не успеваю. Хочу всем помочь, но забываю помогать себе! – сквозь слезы пробормотала Вероника.

Саша обняла Веронику и сказала:

— Я пока не знаю, как тебе помочь… Могу только посоветовать тебе обратиться к Амине Руслановне. Она в соседней параллели преподаёт. Сейчас найду её контакт. Она тебе точно поможет.

Саша быстро отправила номер Веронике и еще раз дружески ее обняла. Вероника же, приободрившись, подскочила, поблагодарила Сашу и принялась дописывать сочинение. Саша тем временем собрала портфель и, попрощавшись с Вероникой, ушла на тренировку.

Смеркалось. Свежесть после дождя добавляла сил и энергии. Саша, уставшая, но довольная, уплетала шоколадку за обе щеки. Вдруг ее окликнул женский голос:

— Александра! Мельникова!

Девочка вздрогнула и с опаской обернулась, но затем с облегчением выдохнула.

— Амина Руслановна, ну что так пугаете-то?

Высокая женщина, стуча каблуками, направлялась к Саше. Она поправляла прядки кудрявых волос, вылезавшие из пучка.

— Вам написала Вероника?- спросила сходу Саша.

— Да, мы уже обо всем с ней договорились. Хочу также и тебя попросить об одном одолжении. Я думаю организовать книжный клуб. Но чтобы директор его утвердил, нужно найти хотя бы трех заинтересованных человек. Хочешь быть одним из них?

— Я за любой «движ», кроме голодухи! – отчеканила Саша.

— Тогда встречаемся завтра в библиотеке в 16:30, — сказала Амина Руслановна с улыбкой и скрылась в листве парка.

Первая встреча. «Жить – значит заниматься любимыми вещами».

Лучи солнца все сильнее нагревали помещение библиотеки. Становилось душно в прямом и переносном смысле, а до окна, как назло, не дотянуться.

В ожидании участников клуба в библиотеке заранее были расставлены вокруг стола стулья. На одном из них сидела Саша, а возле стола стояла сгорбившаяся над стопкой книг седая библиотекарша. Саше не в первый раз приходилось слушать ее монотонный монолог про «плохую» современную литературу.

— Я тебя уверяю, бросай читать эти твои мелодрамы! Никакого смысла, одни сопли, да любовь-морковь… Возьми, например, Гоголя – вот где настоящий юмор! А смыслы!

— Маргарита Петровна, вы не понимаете! Нравится мне такое и всё! Не судите чужие вкусы, главное вообще читать, — не сдавалась Саша.

За дверью послышался ровный стук каблуков, большие двери с неприятным скрипом открылись, и появилась высокая, стройная фигура Амины Руслановной, а за ней приятный свежий поток воздуха.

— Ура, — с облегчение выдохнула Саша.

— Добрый вечер, Саша! Маргарита Петровна, прошу освободить стол, — сказала учительница и положила на стол книжку в зеленой обложке, на которой были нарисованы темно-красные узоры и золотая надпись: «Поллианна» Элеонор Портер. Критично разглядев обложку, библиотекарша вздохнула и, взяв стопку томов, ушла.

-А кто-то еще будет? – поинтересовалась Саша.

— Должны подойти Вероника Вашик и Алёна Кошечкина, но что-то их не видно на горизонте, — не успела договорить учительница, как в комнату пулей влетела Вероника. Тяжело отдышавшись, она извинилась за опоздание

— А кто такая Алёна? – без энтузиазма спросила Саша у Вероники.

— Девочка из 8 «Б», она ещё школу на олимпиаде по биологии представляла, — проговорила Вероника.

— Так, Вероника, садись, а я сейчас найду еще пару экземпляров книги.

Амина Руслановна ушла, а на её место неловко села Вероника.

Дверь легонько открылась, и в комнату вошла невысокая девушка в длинном розовом платье, с русыми волосами и бледно-розовыми прядками.

— Извините… Ой, а где учительница? – спросила девушка.

— Сейчас придет, — ответила Вероника, зевая.

Алёна, именно так звали вошедшую девушку, присела рядом с Вероникой и тихо спросила:

— А как зовут учительницу?

Саша захохотала во весь голос и спросила:

— Ты хоть помнишь, куда и зачем пришла? Амина Руслановна её зовут!

В этот момент в кабинет вошла учительница, она прошла к столу и села.

— Отлично! Все в сборе. Добро пожаловать в «Клуб искателей смыслов»! Здесь мы будем погружаться в самые тайные уголки книг, и искать важные мысли. Сегодня предлагаю на обсуждение книгу Элинор Портер «Поллианна». Кто-то читал её?

В ответ — мёртвая тишина.

— Ничего страшного, тогда будем читать с вами по-очереди самые интересные отрывки. Вообще, эта книга достаточно универсальная, подходит к разным случаям жизни, но сегодня мы разберем лишь один – «помощь другим людям».

После прочтения выбранного Аминой Руслановной отрывка из книги в комнате повисла тишина.

Глаза Вероники ярко горели, а взгляд сосредоточился на учительнице. Другие девочки тоже стали прислушиваться, что скажет Амина Руслановна.

— Давайте каждый сейчас расскажет, как часто вы обращаете внимание на проблемы других людей и помогаете им? Саша начни!

— Я каждый день смотрю на проблемы всех окружающих меня людей, даже мысленно пытаюсь найти решение и, если нахожу что-то, советую. Но иногда людям нужно это самостоятельно понять и прожить.

— А ты Алёна, что думаешь?

— Я считаю, что никто никому не должен помогать. «Спасение утопающего, дело рук самого утопающего», — твердо высказалась девушка.

— И как таким людям как ты живётся на свете? А как же родители? А друзья? – возмутилась Вероника, — каждый должен получить «руку помощи» в трудный момент.

— Я же не волонтёр. Зачем мне это? Лучше быть кактусом, чем свечкой. По опыту знаю…, — почти шепотом сказала Алена.

Вероника скрестила руки и, нахмурившись, оглядела Алену с ног до головы:

— По какому ещё «опыту»?

— Раньше я тоже, как и ты, пыталась всем помочь, но в итоге поняла, что в первую очередь мне самой нужна помощь! – воскликнула Алёна.

Слова Алены задели Веронику за живое, она схватила сумку и со слезами выбежала из кабинета. Алёна на пару секунд задумалась, а затем помчалась за ней.

Вероника сидела прямо на полу в коридоре, Алёна присела на корточки рядом и ласково сказала:

— Я тебя прекрасно понимаю. В шестом классе от одиночества и нехватки внимания, я старалась всем помочь, показать себя и доказать себе, что чего-то стою, но закончилось всё полным одиночеством и потерей времени для себя.

Вероника обняла Алёну и, всхлипывая, сказала:

— Спасибо тебе! Я ведь всю жизнь думала, что одна такая, что все только пользуются моей добротой, теперь мне даже не стыдно…

Спустя время, Вероника успокоилась, встала, молча прошла в библиотеку, взяла «Поллианну» и со словами «я верну» ушла домой.

На следующий день Вероника выглядела хоть и сонной из-за ночного чтения, но куда более счастливой. Накануне она отменила все встречи и вместо этого кормила бездомных котиков, танцевала прямо на улице, помогла приготовить ужин на всю семью, сделала все уроки в совершенно спокойно обстановке, не жалея о своём выборе в пользу себя.

***

Полоска света на цыпочках выходила из маленькой комнатки в чёрный коридор, оставляя за собой яркий след. В это время в комнате, склоняясь над жёлтыми страницами анатомии животных, сидела Алёна. Ее пальцы были сильно испачканы чернилами. Девушка что-то старательно переписывала. На странице тетради красовалась таблица с различными формула и рисунками с котами. Алёна придумывала проект в помощь владельцам котов для обеспечения питомцам здоровой и долгой жизни в формате небольшой и красочной памятки.

Шум, бег и крики детей окружали Алёну со всех сторон. Она, задумавшись, стояла возле небольшого списка с заголовком «Участники первого этапа отбора на московский форум проектов».

«А если я не пройду? Потраченные силы уйдут в никуда. А родители? Я бы лучше математику подтягивала… Да и кому нужен мой проект? Быть кошкой уже счастливая жизнь, особенно домашней!»

Девушка отчаянно вздохнула, положила ручку и ушла.

Вторая встреча. «Любовь гонит страх прочь».

Нервно набивая по столу музыку, Алёна рисовала узоры в тетради, мысленно критикуя свой проект. Некоторые замечания доводили её уже до слёз. Дверь с привычным скрипом приоткрылась, и в зал, весело подпрыгивая, вбежала радостная Саша.

— Приветик, Алёнка!

«Ненавижу, когда меня так называют…»

— Привет, — натянув улыбку, ответила девушка и почесала затылок, не подавая виду о своём состоянии.

Ровный стук каблуков и воодушевлённый девичий голос послышались за дверью. Через мгновение в комнате появились Вероника и Амина Руслановна.

— Добрый день, девочки! У наших встреч уже есть первый положительный результат, — сияла от счастья учительница.

-Да! Мне так понравилась Поллианна, её поступки, мысли, доброта! Они так вдохновляют. Именно так я хочу относиться к миру, хочу помогать людям, но не перебарщивать и не игнорировать.

Алёна удивлённо подняла бровь, но потом опустила взгляд и улыбнулась.

— Думаю, и сегодня кто-то из вас найдёт для себя что-то ценное в литературе. Усаживайтесь поудобнее. Сегодня мы будем обсуждать роман «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, а именно одну из героинь — Джо. Я надеюсь, все прочитали этот роман? — спросила Амина Руслановна, присев за стол. Затем она достала из сумки книгу в простом бумажном переплёте.

Девушки кивнули ей в ответ.

— Предлагаю обсудить персонажей книги. Кстати, кто из персонажей вам больше всего понравился? Мне, например, Эми. Её детскости и непосредственности мне как раз не хватает в жизни, — высказалась Амина Руслановна.

— Мне запомнилась Мег. Я просто тоже старшая сестра, — сказала Саша и хихикнула.

— Мне Бетти. Меня очень вдохновила её любовь ко всему живому, — задумавшись, сказала Вероника и посмотрела в окно.

— А тебе Алёна? – поинтересовалась учительница.

В ответ прозвучала тишина.

— Хорошо, тогда позже скажешь.

— Нет, я сейчас! Я безумно завидую Джо, её храбрости, отваге и целеустремлённости. У меня «дефицит» этого…

— А, может быть, тебе стоит поучиться у неё этому? Проанализируй её как личность, что движет ее поступками и что могло бы двигать тебя? – предложила Амина Руслановна.

— Она сама по себе такая, – грустно сказала Алёна.

— Такими становятся. Также важную роль сыграло воспитание в семье, — вмешалась Вероника.

— Может быть, — сказала Алёна и прикусила губу.

Тот же самый шум, нервирующая беготня детей, бегающие мысли Алёны:

«Я вроде проработала проект… Презентация есть… А если меня раскритикуют? Но я же иду за критикой! Вот Джо, я уверена, отправила бы проект, она же добилась издания книги, были и положительные, и отрицательные отзывы. Но результат же был какой-то! Мне тоже нужна обратная связь»

Девушка неуверенно взяла ручку и, затаив, дыхание начала писать: Алёна Кошечкина 8 «Б». Проект: «Одна счастливая жизнь кошки».

***

— Ты должна расставить приоритеты! Должна ставить тренировки выше всего остального, если и в будущем хочешь быть частью нашей команды! Тебе придётся жертвовать другими интересами, а иногда даже учёбой, ради общей командной цели! У тебя это же пятое опоздание, — не успел договорить тренер, как Саша не выдержала и перебила его:

— Прошу заметить, я чуть ли не единственная из того малого числа людей, что играют в Вашей команде с 1-го класса, и я всегда ставила интересы команды выше своих. Если Вы думаете, что спортсмены обязаны жертвовать всем ради успеха, то спешу Вас разочаровать, я даже не планирую становиться спортсменом-профессионалом! Для меня футбол — не больше, чем хорошая зарядка. И уж точно я не собираюсь жертвовать сейчас учебой. Я просто не хочу быть учителем физкультуры и просидеть всю жизнь в спортзале, ничего не увидев! До свидания, Александр Васильевич! – с обидой сказала Саша и, хлопнув дверью, ушла.

Домой Саша вернулась вся в слезах. Тихонько прошла в свою комнату и легла. Но тут на пороге появилась мама. По ее нахмуренным бровям и тяжелому вздоху Саша поняла, что ее ждет серьезный разговор.

— Саша, ты когда будешь готовиться к ВПР? На следующей неделе уже химия. Постоянно пропадаешь на своих тренировках. Ты должна получить хороший аттестат, а дальше уже все остальное!

— Знаю…, — хлюпая носом, сказала Саша и, как только за мамой закрылась дверь, тихо заплакала в подушку. Она была в растерянности.

«Что же мне в итоге сделать?»

Третья встреча. «Деточка, все мы немножко лошади».

День был туманным, как и мысли Саши в голове. Они плавали в чае за завтраком, чернилами размазывались в тетрадке, запутывались в лохматых рыжих волосах девушки. Саше предстоял сложный выбор. От него зависело, каким человеком она станет в итоге. Так что же для нее главное — учёба или спорт?

Сидя за столом, Саша пыталась сконцентрироваться на стихотворении, которое попросила прочитать Амина Руслановна перед встречей клуба. Только строчки, как нарочно, бегали перед её глазами, а мысли не клеились. Алёна и Вероника сидели рядом и занимались своими делами.

— Как вы считаете, кого Маяковский изобразил в «обличии» лошади в этом стихотворении? Алёна? – спросила учительница.

— Мне кажется, здесь в первую очередь подразумевается хорошее отношение к «братьям меньшим».

— А я думаю, что здесь больше про человека, но пока не до конца поняла про кого именно…, — вмешалась Вероника.

Наконец-то слова в строчках стихотворения встали ровно, а персонажи как в зеркале приобрели для Саши смысл.

— Лошадь – это образ человека, который споткнулся и упал, а окружающие его нелюди либо смеются над ним, либо полностью игнорируют, закрыв глаза на чужую боль и раны.

— Правильная и грустная мысль одновременно, — сказала Алёна и, вздохнув посмотрела Саше в ее блестящие от слёз глаза.

— Девочки, как вы считайте, что лучше сделать, посвятить себя больше школе или спорту? А то все нагнетают, а помочь никто не хочет!

— Не обязательно от чего-то отказываться, можно просто поставить определённые приоритеты, которые нужны тебе, — сказала Амина Руслановна.

— Кем ты видишь себя в будущем? – спросила Вероника.

— В том то и проблема, что не знаю… Я себя вижу только в футболе, — неожиданно для самой себя произнесла Саша.

Девочки и учительница не спеша подошли к Саше и обняли её.

Стемнело. Лишь свет фонарей освещал поле. Сквозь темноту до Саши долетали звонкие голоса маленьких мальчиков. Они играли в футбол. Саша решила поиграть с ними, ведь гордость не позволяла ей ходить на тренировки.

— Я же говорю, штанга — это когда мимо ворот пролетает!

— Нет, это если не забили!

Саша еле сдержала смех и вмешалась в спор:

— Умники, штанга – это две палки на которые прикреплена сетка!

-Да?

— Давайте покажу!

После долгого объяснения, Саша перешла к правилам футбола. В итоге она провозилась с детьми допоздна. Ей понравилось не умничать, ей понравилось приносить пользу другим.

«Надо собрать свою футбольную команду!»

***

Кабинет директора. Тиканье часов, давящее на сердце и заставляющее стучать в том же ритме. Будущее «Клуба искателей смысла» висело на волоске.

— Ну что ж, Амина Руслановна, Ваша идея с Клубом, кажется, провалилась. Я дал Вам возможность провести три встречи, собрав, как можно больше, участников, в итоге ходят всего три человека. Молодёжи совершенно не интересна литература, а Вы бы лучше домашние работы проверяли. А то только отвлекаете от работы Маргариту Петровну, – пробурчал директор, не отрывая взгляд от компьютера и что-то лениво печатая.

— Если бы вы присутствовали на наших встречах, то несомненно увидели, какое воздействие наши встречи оказали на детей. Они многое узнали и поняли. Причём эти девочки из абсолютно разных сфер деятельности, никто до меня особого интереса к литературе не проявлял, — твердо ответила учительница, с осуждением глядя на директора.

— Хорошо. Если на следующей встрече Клуба будет присутствовать минимум 15 человек, то Клуб будет жить, если нет, то закрываем вас.

— Договорились! – уверено сказала Амина Руслановна и гордо вышла из кабинета директора.

***

— Девочки, все встречи мы помогали друг другу, но пришло время помочь мне. Директор сделал мне предупреждение, и если мы не найдём к следующей встрече минимум 15 участников, нашему клубу не быть. Поможете? Как говорится, «Один за всех, и все за одного».

Повисла тишина, но прервал её энергичный ответ Саши:

— Легко! Поможем!

Девочки поддержали Сашу. Так начались усердные поиски новых участников «Клуба искателей смысла».

Девочки рисовали и развешивали объявления, раздавали листовки, приходили на уроки и рекламировали, приглашали знакомых… Только желающих записаться в Клуб все равно было мало.

Четвертая встреча. «Один за всех, и все за одного».

— Я смогла уговорить только 5 человек, — грустно сказала Вероника.

— По рекламе зарегистрировалось только 4 человека, — с досадой сказала Алёна.

— Моих знакомых должно подойти человек семь, я им свои контакты написала и приглашения раздала, — тяжело вздохнув, сказала Саша.

— А у меня должны две подруги прийти. Вроде даже больше необходимого, — оптимистично пожав плечами, сказала Амина Руслановна.

Настал день встречи, на которую пришло всего десять человек. Все молча расселись в круг и занялись своими делами, изредка о чём-то переговариваясь.

— Двоих не хватает. Надо позвать кого-то из коридора, — воскликнула учительница и выбежала в коридор. За ней помчались Вероника и Саша.

В это время директор вошел в помещение. Выглядел он как всегда: обтягивающий синий костюм, на носу квадратные очки и сильно пахнущий парфюм.

-Так-с, один, два… Не хватает. Так и думал. Где Амина Руслановна? – торжественно спросил директор.

Алёна подскочила со стула со словами:

— Артём Александрович, Вы подождите. Она сейчас придёт с девочками и почётными гостями!

-С нетерпением жду! – сказал директор, неловко сел на стул и стал пристально смотреть на часы.

Дверь открылась, и на пороге появились Саша, Вероника и две первоклашки с учебниками по литературе в руках. В классе послышалось тихое хихиканье.

— С почётными гостями говорите? Так и быть. Ладно, – Артём Александрович нахмурив брови, осмотрел «почетных гостей» и ушёл.

***

Амина Руслановна была невероятно горда и благодарна девочкам, ведь им вместе удалось сохранить Клуб.

— Раньше, в основном, помогала вам я. Сегодня же я получила невероятную обратную связь. То, что наш Клуб остается, — показатель того, что всё, что я делала на протяжении нескольких месяцев, было не напрасным. Чтение действительно сближает, открывает, помогает и наполняет нашу жизнь смыслом!

***

В скором времени после рекламы девочек, в клуб стали приходить другие школьники, каждый находил для себя что-то новое в этом мире, в себе и в других…

Адушева Софья Петровна
Страна: Россия
Город: Москва