Елизавета Михайловна стремительно вышла из кабинета директора. Мысли смерчем крутились в её голове. Елизавета Михайловна только летом закончила институт и пришла преподавать физкультуру в школу. Плавание было делом ее жизни, ее страстью, мечтою. Лизе Панкратовой прочили феноменальную спортивную карьеру, но череда незначительных, на первый взгляд, травм заставила попрощаться с мечтой об олимпийском золоте, о лидерстве в сборной своей страны, о сборах в лучших тренировочных центрах мира. Но Лиза никогда не унывала, ей нравилось преподавать, дети её любили. Тренерскую работу девушка отмела сразу, слишком свежи были воспоминания о собственных успехах, и Лиза не хотела каждый день приходить в бассейн с грустью, а не с былым азартом, волей к победе и верой в собственный успех. Поэтому Лиза и выбрала школу. Но классное
руководство никак не входило в планы Елизаветы Михайловны до сегодняшнего дня.
Утром после третьего урока её позвал в кабинет директор. Дело было в том, что у пятого «Д» вчера уволилась классная руководительница и другого учителя, готового посреди года взять под свое крыло класс, просто не было. Можно сказать, что решение уже было принято без нее.
В среду последним уроком, как назло, у пятого «Д» был классный час. Не успев самой еще свыкнуться с мыслью о своей роли в их жизни, молодой учительнице предстояло рассказать все детям. После объявления Елизаветы Михайловны начались обсуждения, беготня и кто-то крикнул: «Ну вот, опять!». Все споры мигом стихли, когда прозвенел звонок и ребята, попрощавшись с учительницей, разбежались по домам.
В классе остались только учитель и дежурная — Алёна. Алёна была высокой худенькой девочкой, с красивой улыбкой и большими карими глазами. Она всегда держалась с достоинством, при разговоре смотрела прямо в глаза и не хохотала со всем классом над глупыми шутками некоторых одноклассников. Елизавета Михайловна обрадовалась, что именно Алёне выпало сегодня быть дежурной и, когда последний ученик выскочил за дверь, Елизавета Михайловна спросила у девочки:
— Что имел в виду Саша Фролов, когда крикнул: «Ну вот, опять»?
— Дело в том, что нас не первый раз бросают классные руководители.
Первая, Марина Алексеевна, нас бросила в начале третьего класса, она не попрощалась, просто в один из дней не пришла. Хотя знала все заранее. Вторая, Нина Викторовна, после третьего класса. Мы предполагали, что она только до конца года, у нее был уже один класс, но все надеялись на чудо. Третья, Алла Александровна, после четвертого класса. Ну конечно она нас не бросала, мы просто перешли в старшую школу, но все-равно было нелегко. Четвертая, Таисия Ивановна, в начале пятого, ну вы и сами знаете… Хотя у каждой были свои причины, но каждый раз тоскливо. И вы у нас пятая…- закончила рассказ Алёна и продолжила вытирать доску тряпкой.
Через полчаса Алёна ушла. Елизавета Михайловна вздохнула и принялась переносить оценки из бумажного в электронный журнал. Но в голове у неё крутился выкрик Саши и рассказ Алёны. На молодую учительницу как будто разом навалилась двойная ответственность.
В шесть часов вечера учительница пришла домой. Одной оставаться не хотелось. Лиза позвонила своей подруге Соне, пригласила ее поужинать вместе роллами. Пока ждала подругу и курьера из службы доставки, посмотрела какие нормативы завтра буду сдавать классы. В полседьмого вечера прибежала подруга вместе со своей собакой Ликой. Девушки дружили с первого класса, их даже называли сестрами – у обеих светлые волосы, голубые глаза, спортивные фигуры и заразительный смех. Подруги быстро поужинали, уселись на полу, между ними пристроилась Лика, везде следующая за своей хозяйкой, и делились последними новостями. Соня рассказывала обо всем: о работе, о своем здоровье и здоровье собаки, о планах на будущее. Лиза поделилась, что наконец заведет собаку. Ее
бесконечные спортивные сборы в прошлом, можно исполнить свою детскую мечту о домашнем питомце. Через два дня щенок будет готов к переезду в новый дом. Однако, Соню не проведешь, она пристально смотрела на Лизу, желая услышать истинную причину задумчивости подруги. Лиза сдалась и рассказала о том, что она теперь классный руководитель, а также историю своего класса. Соня всё поняла. В девять часов вечера гости ушли, а Лизе еще долго не давали уснуть все новости сегодняшнего дня.
Пять часов утра. Надоевший и монотонный звон будильника. Было начало октября, светать стало позднее, вылезать из кровати совсем не хотелось. Елизавета Михайловна ещё пять минут полежала, но потом вспомнила, что она теперь классный руководитель, встала и начала собираться.
В школе было еще не людно, Лиза собиралась забежать в учительскую и потом в класс. В учительской сидели и шептались две учительницы, Алла Александровна и Екатерина Сергеевна.
— Доброе утро! – буркнула Елизавета Михайловна.
— Доброе! Надеемся и для вас, Елизавета Михайловна. Даже не знаем, поздравлять вас или сочувствовать по поводу вашего первого класса. Если вы сбежите, мы все вас поймем! – с милой улыбкой щебетали подружки.
Лиза не считала нужным отвечать на колкости двух коллег. Она еще с института знала, что от них хорошего не жди. Учились Алла и Катя на два года старше Лизы. Лиза с подругами прозвали их Гингемой и Бастиндой. Во-первых, за внешний вид, у Кати в гардеробе существовали вещи только голубого цвета, а Алла обожала фиолетовый и не расставалась с зонтом даже зимой. Во-вторых, ни одного хорошего поступка никто не мог припомнить за ними. По пути в класс Лиза остановилась у автомата с напитками и заказала горячий шоколад, чтобы поскорее ушел осадок от разговора в учительской.
Дни шли своим чередом, Елизавета Михайловна присматривалась к классу, а класс к ней. Вторая половина октября прошла на удивление всем, спокойно. Первая четверть плавно перешла в каникулы, школа опустела. В каникулы Лиза делилась с подругой Соней, что зря боялась, что класс очень дружный и что почти со всеми ребятами удалось найти общий язык. Елизавета Михайловна думала, что и вторая четверть пройдёт как по маслу, а там уже и новый год, самый любимый ее праздник. Первые два дня прошли спокойно, но потом ребят словно подменили. К Елизавете Михайловне постоянно стали приходить, то одна, то другая учительница с
жалобами на детей.
Затишье затянулось на две недели, даже Елизавете Михайловне показалось, что это не к добру. На классном часе все встало на свои места.
Давид Морозов запульнул свой пенал в Мишу Остроухова за то, что тот тянул его ластик. Пенал улетел в книжный шкаф. То, что полетел пенал, учительница не заметила, и Давид потихонечку сполз с места, облокотился на полку, взял пенал, отошел, полки не выдержали и рухнули. Учительница обернулась и все, что она увидела – это летящие книги и ошеломлённое лицо Давида, который старался втиснуться на свое место незамеченным. Когда всё прояснилось, у Елизаветы Михайловны не было сил кричать на мальчиков, и она отправила их в коридор подумать.
Оставалось всего три дня до каникул, когда после последнего урока вбежала в класс Маша Бабочкина, раскрасневшаяся и взлохмаченная, и закричала своим низким голосом: «Караул! Нападение!». Елизавета Михайловна как раз переобувалась для занятий в зале с 10 «А» и, как была в одном кроссовке и одной туфле на каблуке, побежала за Машей. Классная руководительница, никогда не замечавшая за Машей больших способностей к бегу и любви к физкультуре в целом, все больше отставала от ученицы.
Пока они бежали до первого этажа, Елизавета Михайловна ругала себя за то,
что слишком увлеклась классным руководством, и возможно пропустила уже
ни одну великую легкоатлетку или многообещающего лыжника, ведь она в
первую очередь учитель физкультуры. Когда они вбежали в раздевалку, там
царил хаос, дети пытались отыскать свои вещи в одной общей куче.
Оказалось, пока ребята были на уроках, другой класс, видимо на радостях от
приближающихся каникул, разнес раздевалку 5 «Д». Куча потихоньку
уменьшалась, но без потерь не обошлось, итого: минус одна упаковка
жевательной резинки, минус 50 рублей купюрой и 27 рублей мелочью, минус
три перчатки и одна варежка, минус один сапог у Кати Шапкиной. Скоро
хулиганов выследили и они, извиняясь и краснея, отдали всё настоящим
владельцам. Когда волна возмущения стихла, а хулиганы ретировались,
ребята наконец обратили внимание на обувь учительницы и весь класс
залился радостным звонким смехом. Только сейчас Елизавета Михайловна
поняла источник незаурядных Машиных способностей и рассмеялась.
Смеялась она над собой, над ребятами, смеялась от того, что Новый год
ощущался во всем, в бубенчиках на шапке Алены, в валенках и большом
шарфе Давида, в красных щеках и белых ресницах Вани, который уже успел
сбегать на улицу и вернуться обратно в раздевалку за друзьями, в ледянках,
торчащих из рюкзаков ребят.
Елизавета Михайловна отмечала Новый год со своей подругой Соней,
её собакой Ликой и своей собакой Анже. Вместе — Анжелика. Все, включая
собак, подарили друг другу подарки. Обертки были такие красивые, что
рвать не хотелось. За последние три месяца Лиза пережила столько, что она,
любившая активный отдых и веселые и шумные праздники, сама предложила
Соне тихий праздник вчетвером.
Началась самая долгая и холодная третья четверть. Ребята продолжали
проказничать и искать развлечения. Мальчики придумывали все более
шумные и озорные игры, теперь их любимой игрой стали догонялки или как
они их называли «догоны». Игра быстро выходила за рамки их рекреации и
захватывала другие этажи и лестничные пролеты. Теперь к учительнице
приходили не только учителя, но и завучи, ведя за руку очередного пленника,
который, не проявив должной ловкости, попадался старшим. Игроки часто
опаздывали на уроки и сидели под дверью ожидая новой перемены.
Успеваемость со скоростью света катилась вниз. Девочки, то ли стараясь
уравновесить поведение мальчиков, то ли прикипев к учительнице, все
больше находились в классе своими группками.
Приближалась пора праздников. Елизавета Михайловна решила увлечь
ребят подготовкой к ним, чтобы хоть немного переключить их внимание от
шалостей. За неделю до 23 февраля учитель собрала девочек и предложила
вытянуть жребий, чтобы каждой девочке досталось по мальчику, которого
она будет поздравлять. Так как мальчиков было на одного больше, чем
девочек, Елизавете Михайловне тоже достался бы один из ребят. Жребий
был вытянут, кто-то из девочек выдохнул довольный своим выбором, кто-то
поворчал и только Вика Воронина наотрез отказалась поздравлять
выпавшего ей мальчика. Елизавета Михайловна взяла у Вики листочек с
именем и не удивилась, девочке выпал Андрей Воробьев. Учитель и сама не
могла никак найти с ним общий язык. В классе было два главных хулигана
Витя Симонов и Андрей Воробьев. Но если Витя Симонов был натурой хоть
и хулиганистой, но боязливой, то Андрей Воробьев шел до конца и
авторитетов не признавал. Учитель несколько раз порывалась вызвать
родителей Воробьева на встречу к директору, но каждый раз ее спортивный
боевой характер брал верх. Хотела сама она найти ключ к мальчику, взять
эту крепость, да и чувствовала есть в нем какой-то стержень, какая-то
внутренняя сила. Елизавета Михайловна отдала Вике свой жребий, Давид
девочке пришелся больше по душе, а сама решила поздравлять Андрея.
Праздник прошел хорошо. Девочки дарили подарки, говорили
приятные слова. Мальчики смущались, хихикали, благодарили,
разворачивали с интересом яркие упаковки, улыбались, подглядывали что у
соседа. Андрей принял подарок спокойно, поблагодарил, но разворачивать в
классе не стал, сунул в портфель.
Наступил март. Мальчиков то ли подогревало солнце, все чаще
заглядывающее в окно, то ли подготовка к 8 Марта, но энергия из них била с
новой силой. И в день праздника вылилась в очередную историю.
Елизавета Михайловна сидела нарядная в своем кабинете, как вдруг
вошла не менее нарядная Алла Александровна, она же Бастинда, в новом
фиолетовом платье и с огромным фиолетовым пятном под глазом, в руках
держа, по всей видимости, причину этого пятна — ботинок в одной руке и ухо
Андрея Воробьёва, вместе с остальным телом, в другой. Алла Александровна
гневно поведала, что мальчик кинул ей ботинком в глаз. Классная
руководительница долго извинялась и пообещала немедленно провести
беседу с классов. Когда в кабинет вошли испуганные дети, Елизавета
Михайловна попросила их рассказать эту историю от своего лица. Змиева
Ира сказала, что мальчики отбирали у неё обувь и играли ей в баскетбол.
Потом, чтобы отомстить обидчикам, девочки начали забирать обувь у
Андрея Воробьёва. Саша Бабочкина кинула кроссовок Андрею, но он
нечаянно улетел в Аллу Александровну. Вот и вся история. Вместо
празднования 8 Марта дети час слушали монолог учителя о драках и ссорах,
а потом учитель собрала подаренные детьми конфеты и отправила пятый «Д»
извиняться к Бастинде. Извиняться было не так тяжело, как дарить Алле
Александровне конфеты, которые предназначались и выбирались ими
трепетно для своей учительницы.
Наступили весенние каникулы и вместе с ними у Лизы начались
серьезные тренировки дважды в день. Подруга Соня уговорила ее
участвовать в международных соревнованиях «Майские победы» для
учителей физкультуры, которые будут проходить 9 мая в Москве. Для Лизы
это была возможность проявить себя, снова заниматься любимым видом
спорта и отвлечься от рабочих будней. Единственное, что ее беспокоило, что
придется на две недели оставить класс.
Когда началась четвертая четверть, график тренировок пришлось изменить и сделать две тренировки подряд в вечернее время. Тут она и встретила Андрея Воробьева на последнем сеансе. Андрей не подал виду, что заметил учительницу, спокойно отплавал и ушел. Лиза же отметила хорошую технику и выносливость Андрея. В течение следующих двух недель учительница несколько раз видела Андрея, но раз он делал вид, что не замечает ее, Елизавета Михайловна тоже сосредоточилась на своей цели. И вот в четверг, выходя из бассейна, они столкнулись в дверях. Андрей поздоровался и пошел рядом. Лиза первая нарушила молчание, рассказала, что готовится к турниру, что очень волнуется, но уже видит положительную динамику в своих результатах. Андрей сказал, что на днях только увидел ее фотографию в бассейне на доске почета и, что он наблюдал за ее
тренировками и хотел бы достичь такого же мастерства. Учитель отметила, что тогда двух раз в неделю на последнем сеансе, когда уже сил не так много
– недостаточно. Андрей сказал, что родители видят его юристом, ну на худой
конец офисным работником, а все его мысли о спорте для них ерунда. А на
последний сеанс он ходит, потому что он самый дешевый и карманных денег
как раз хватает на два раза в неделю. Для Лизы как будто открылась давно
закрытая дверь, ее одновременно настигло чувство удовлетворения, что она
поняла причину его поведения – протест, и чувство обиды за ученика,
которому не оставили права выбирать свой путь. Теперь два раза в неделю
Лиза с учеником возвращались вместе домой, зеленые глаза Андрея и сами
напоминали гладь бассейна, когда он увлеченно рассказывал о своих
маленьких больших победах в плавании.
5 «Д» не сразу заметил смену главных героев их проказ, ведь школьная жизнь была по-прежнему насыщена событиями. На урок физкультуры девочки переодевались в раздевалке около спортивного зала, а мальчики в раздевалке, где все оставляли верхнюю одежду. Мальчики переодевались и увидели, как несется запоздавший Олег Лисичкин, и закрыли перед ним дверь. Олег не знал, что делать и понесся на таран. Мальчики едва успели отскочить, как Олег впечатался в дверь, чуть её не выбив. На шум сбежались девочки, Елизавета Михайловна, а также ключница Надежда Федоровна, которую 5 «Д» прозвал Баба Ключ. Досталось несильно, но папу Олега вызвали чинить поломанную дверь.
30 апреля Елизавета Михайловна объявила ребятам, что едет на соревнования и две недели ее будет заменять Екатерина Сергеевна. Учительница знала, что от доблестной учительницы истории Екатерины Сергеевны, с тайным прозвищем Гингема, пощады классу ждать не стоит. Поэтому Лиза решила — будь что будет, и даже не стала читать наставления классу. Попрощавшись с ребятами, учительница выбежала из школы и направилась домой собирать вещи. Ребята не сговариваясь остались сидеть на своих местах в кабинете.
Первой нарушила молчание Алена:
— Ребят, вы же понимаете, мы не должны подвести?
— И что ты предлагаешь? Выучить учебник истории наизусть? –
тоскливо сказал Давид, которому история не давалась.
— Я думаю, что не в учебниках дело, что просто надо перенести все
игры на улицу после уроков, погода позволяет. – ответственно заявил Петя
Васюшкин, важно поправляя очки, которые уже давно не сидели ровно на
переносице, а все время заваливались то в одну, то в другую сторону
подбитые в сражениях хозяина.
— Но надо, чтобы все согласились. – назидательно сказала Яна
Крючкова, многозначительно посмотрев на Андрея Воробьева, который не
проявлял ни малейшего интереса к разговору.
— Что скажешь? – уже напрямую обратился к Андрею обычно
молчаливый Федя Ларин, который был на две головы выше всех и внушал
страх даже восьмиклассникам.
— Да не подведу я вашу Елизавету Михайловну, больно надо – буркнул Андрей, подхватил рюкзак и вышел из класса.
Пока учительница истории гадала в чем же дело и ждала подвоха от 5 «Д», Елизавета Михайловна усердно тренировалась, настраивалась на борьбу и старалась не спрашивать, как дела в школе.
И вот наступил день заплыва. Сначала соревновались мужчины, а потом уже и девушки. Когда Лиза посмотрела на мужские результаты она почувствовала, что не проплывет, но всё равно пошла на старт. Пока представляли всех спортсменок, Лиза думала о своих близких, о подруге, о собаке, о своём классе — это придало ей сил. Свисток, очки на месте, шаг на тумбочку, заняла позицию, снова свисток, хорошее отталкивание, плавный вход в воду. Бегут секунды. Разворот, отталкивание, последний участок дистанции, финишное касание. Все, можно выдохнуть, теперь уже только дождаться результатов. Томительное ожидание у бортика, обновляется табло – победа!
Объявление результатов и вручение наград. Третье место заняла девушка из Австрии, второе девушка из Аргентины, а первое место самый молодой и быстрый участник — Елизавета Панкратова. Поднятие флага и гимн родной страны, хорошо знакомый со школьной скамьи. Но вручили не только грамоту, медаль и кубок, но и чек на миллион рублей. По возвращению домой подарочные деньги Елизавета Михайловна потратила на благотворительность, а также купила конфеты и угостила класс.
В школу пришла благодарность от министерства, на педсовете директор долго благодарил молодую учительницу за вклад в развитие школы. А после позвал ее в кабинет и сказал:
— Елизавета Михайловна, вы зарекомендовали себя как высококлассный
специалист. В будущем учебном году из начальной школы переходит новая
параллель, я хочу предоставить вам право выбора класса. К нам придет очень
перспективный 5 «А», сильный класс с хорошей дисциплиной. У вас может
сложиться замечательный тандем.
— Нет, у меня уже есть мой класс. И у нас действительно замечательный тандем!