Сказка.
Почти тысячу лет жил на берегу речки Каменки маленький живописный городок. Славился он по всей Руси великим множеством храмов величественных, церквушек нарядных, колоколен стройных. И имя имел такое чудное и звучное, что будто колокольный звон раздавался: « Суз-даль – суз-даль»… Пытались люди сосчитать, сколько же всего здесь куполов, да со счёта сбивались.
Скромно и тихо жили в нём горожане, высотных домов не строили, заводов и фабрик с дымящими трубами не возводили, лишь по праздникам устраивали на Торговой площади ярмарки да весёлые гулянья.
И вот однажды заезжий молодец, режиссёр Владимир Басов облюбовал его для съёмок художественного фильма «Метель». Место выбрали древнее – Суздальский Кремль. В стародавние времена здесь хаживали русские князья и бояре, митрополиты и патриархи, а теперь разыграли киноисторию герои пушкинских времён. Специально для фильма перевезли деревянную церковь восемнадцатого века из села Глотово Юрьев-Польского района и поставили между архиерейскими палатами и земляным валом. И превратился наш Суздаль из уютного провинциального городка в поместье Ненарадово и соседнее ему село Жадрино.
А вскоре другой режиссёр Константин Воинов привёз сюда съёмочную группу, и Суздалю посчастливилось сыграть златоглавую Москву в фильме «Женитьба Бальзаминова». Что это была за роль! Крупным планом выступали и святые места, и тихие улочки с деревянными постройками. Это было настоящее событие для горожан, ведь они смогли увидеть известных столичных артистов да и сами сыграть в массовых сценах: на площади торговались крестьянки в костюмах девятнадцатого века, мужики с
окладистыми бородами управляли лошадиными упряжками, бегали босоногие ребятишки… Каждому артисту – рубль, а которым и три!
С тех пор размеренная жизнь суздальцев была нарушена нашествием кинематографических дружин. Великие Сергей Бондарчук, Валерий Тарковский, Василий Шукшин, Андрей Михалков-Кончаловский снимали здесь свои киношедевры.
Все полюбили наш городок, и вот уже более семидесяти фильмов могут похвастаться, что в главной роли снимался Суздаль. Народную любовь и признание завоевали «Чародеи», «Мёртвые души», «Финист — Ясный Сокол», «Сказ про Федота-стрельца», «Царская невеста», «Пелагея и белый бульдог», «Царь». В заповедных суздальских местах снимали даже иноземные картины.
Но, как подобает великому актёру, Суздаль редко играет самого себя. Кроме Москвы, пришлось ему выступать в роли Архангельска, Ярославля, городка Н., но не зазнался наш Суздаль, не возгордился славой великой, а только лучше да краше стал с тех пор. Ещё ярче пылают купола церквей, ещё радостнее раздаётся колокольный перезвон, а высотных домов как не строили, так и не строят.