Осень была ранняя и нетерпеливая. Казалась, она хочет сразу, одним мазком, смыть зелень лесов и полей и написать свой золотой и багряный портрет.
Все ребята пошли в школу, а Ванька вот уже неделю не вставал с постели: ангина. Так заболеть, да еще в самом конце лета! «Лечись, сынок,- говорила мама, уходя на работу,- про учебники не забывай, чтобы от ребят в школе не отстать.
Ванька открыл учебник русского языка, пролистал учебники по математике и физике… Одному учиться было совсем скучно.
Мальчик прошелся по дому и зашел в кабинет отца. Большую часть комнаты занимал шкаф с книгами. Ванька пробежался глазами по разноцветным корешкам книг, и тут его внимание привлекла книга в коричневой обложке. «Николай Агафонов «Преодоление земного притяжения»,- прочитал он. «Наверное, что-то по физике. Интересно, а можно ли преодолеть земное притяжение?»- подумал Ванька и взял книжку с собой.
Он удобно расположился в кресле и стал рассматривать книгу. С форзаца смотрел на него человек с седой бородой и прищуренными добрыми глазами. «Протоиерей Николай Агафонов — клирик Самарской епархии, член Союза писателей России, лауреат всероссийских литературных премий»,- прочитал Ваня. «А еще он мой земляк», — подумал мальчик. Он наугад открыл книгу и стал читать рассказ «На реках Вавилонских».
Рассказ с первых строчек взволновал его. В нем описывались события столетней давности. По истории у него всегда было пятерка. Ваня знал, что в октябре 1917 года произошла революция. Но она не принесла облегчения людям. Пролились реки крови…
Главной героиней рассказа была настоятельница женского монастыря игуменья Евфросиния. «Нелегкая жизнь была в монастыре после
революции»,- подумал Ванька и продолжил читать о том, как матушка игуменья Евфросиния «предлагала большевикам помочь голодающим Поволжья и передать для этого все ценности монастыря, за исключением утвари, используемой для Евхаристии». Настоятельница решила отдать голодающим даже оклад с чудотворной иконы!
«Как же так, — подумал Ванька, — матушка отдает все, что может отдать, а большевики считают, что она хочет «поднять авторитет церкви за счет помощи голодающим» и называют это «идеологическим террором».
Мальчик разволновался. Он никогда не читал об этом в учебнике истории и решил найти информацию в интернете. Ввел в поисковую строку «1917-1918 годы» и … не поверил своим глазам, когда «наткнулся» на Базу данных новомучеников и исповедников российских.
«Сколько имен! Сколько невинных людей погибло в годы кровавой революции и после нее!»- ужаснулся мальчик.
Ванька жадно вчитывался в историю минувших дней, знакомился с судьбами тех, кто погиб во время революции и красного террора.
Особенно мальчика потрясла судьба священномученика протоиерея Иоанна Кочурова. Его расстреляли 31 октября, сразу же после октябрьской революции. Во время крестного хода Иоанн Кочуров призывал народ к спокойствию, а после ареста священников встал на их защиту. Протоиерей получил «несколько ударов по лицу, а затем с гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа солдат повела его к царскосельскому аэродрому и там расстреляла на глазах его сына-гимназиста, беспомощно бежавшего за отцом».
Тысячи людей были подвержены гонениям. Среди них- патриарх Московский и всея Руси Тихон. Уголовное преследование, разбойное
нападение, клевета, обвинение в том, что патриарх — «глава секты»… Сколько пережил этот достойный человек!
Ванька вспомнил строчки из стихотворения своего любимого писателя и поэта И. Бунина, который не принял революцию и эмигрировал за границу:
Потерь не счесть, не позабыть, Пощечин от солдат Пилата Ничем не смыть — и не простить. Как не простить ни мук, ни крови, Ни содроганий на кресте, Всех убиенных во Христе, Как не принять грядущей нови
В ее отвратной наготе.В рассказе упоминалось и «зверское убийство митрополита Киевского Владимира». «Кто это? Я ни разу не слышал о нем»,- подумал Ванька. Он заглянул в интернет, чтобы узнать подробности. Он узнал, что митрополит был расстрелян 25 января 1918 года большевиками (на его теле было найдено шесть пулевых отверстий и несколько колотых ран), которые ворвались в Киево-Печерскую лавру с целью ограбления. И только в 1992 году его мощи были обретены. Именно тогда он был прославлен в лике священномученика.
«Как судьба священномученика соотносится с тем, о чем написано в произведении Н.Агафонова!» — воскликнул Ванька. Большевики решили «ответить беспощадным красным террором» и арестовали матушку Евфросинию за то, что она защищала свой монастырь, пытали ее, выкололи ей глаза…
И снова Ванька ужаснулся, дочитывая последние строки рассказа о том, как монахинь обманом привезли на пристань, погрузили в трюм баржи и… утопили.
После этого рассказа хотелось плакать… от жалости и бессилия что-либо изменить.
Ванька посмотрел в окно. Сквозь багровые листья светилось мягким светом солнце. «Да, изменить ничего нельзя, а вот помнить о том, что происходило 100 лет, о тех, кто был уничтожен в эти страшные дни и годы — нужно!- подумал Ванька.- Только так и никак по-другому невинно погибшие смогут «преодолеть земное притяжение» и остаться в вечности…