Принято заявок
2212

IX Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
Из веры в науку

На дворе был 1849 год. Россия все еще оправлялась после Отечественной войны 1812 года, а волна реформ, проводимых императором, начала стихать.

В это относительно спокойное время в Рязани, еще недавно сгоревшей почти дотла, в совершенно обычной семье родился мальчик, которого родители назвали Иваном. Мальчик был первым из десяти детей в этой дружной семье, поэтому скучать ему точно не приходилось. Его мать, Варвара Павловна, сама занималась воспитанием детей и смогла привить им лучшие качества.

Отец семейства, Петр, был священником, служил в бедном приходе. Он был самоуверенным, смелым человеком, а также отличался крепким здоровьем, чем обладал и его первенец. Собственно, и мать Ивана была из семьи священника, не имела высшего образования, однако была трудолюбивой и умной женщиной.

Благодаря родителям, которые постарались вложить в него все наилучшее, мальчик научился труду, а также упорству на пути к цели. В восемь лет мать начала обучать его грамоте. Но из-за болезни, вследствие падения с лестницы, он пошел в школу только спустя три года. Выздоравливать маленький Ваня начал после того, как его привезли в Троицкий монастырь. Свежий воздух, гимнастика и хорошее питание сделали свое дело – мальчик быстро пошел на поправку. Игумен монастыря, который был все это время рядом с Ваней, имел прекрасное образование, и именно он стал «проводником» в мир литературы для мальчика. Он подарил ребенку книгу с баснями Крылова, которую впоследствии Иван зачитал «до дыр».

Всю жизнь отец был для Ивана примером, мальчик пытался подражать ему, его характеру и упорству. Именно поэтому, когда папа посоветовал сыну поступить в духовное училище, чтобы тот пошел по его стопам, мальчик не стал перечить и сделал так, как было угодно воле отца. Да и в целом в то время иметь непосредственное отношение к религии было очень даже почтительно. Государство поощряло переход в православие, а религиозное население считалось привилегированным.

К изучению начального курса семинарии Иван приступил уже в 1860. А спустя четыре года стал слушателем духовной семинарии. Решение он принимал самостоятельно, поэтому обучался с удовольствием, о чем тепло вспоминал спустя долгие годы. Он был активным участником дискуссий, не боялся спорить, что, несомненно, передалось ему от отца – человека, который перечил даже собственному начальству. В процессе обучения, уже не мальчик, а юноша, начал посещать лекции по естественно-научным предметам. Вскоре, благодаря своему упорству, Иван вошел в число одних из лучших учеников, что давало ему некое преимущество среди сверстников.

Когда юноша находился на последнем курсе семинарии, ему в руки попалась книга известного русского физиолога, его тезки, Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга». Еще до этого Иван начал понимать, что на самом деле он очень далек от религии и что посвящать свою жизнь церкви он не готов. Часто перед сном он лежал на кровати, глядя в потолок, и подолгу думал о том, что он хочет делать на самом деле. Но прочитанная книга помогла встать ему на путь другой жизни.

Наступил 1870 год. Иван принял непростое решение – переехать в Санкт-Петербург. Успешно сдав экзамены, он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако и здесь его накрывает волна сомнений: «Нужно ли мне все это?», «Перевестись или не перевестись?», «Что я хочу на самом деле?» и многие другие мысли, обычно одолевающие человеческий разум бессонной ночью.

Решение пришло молодому человеку быстро: спустя семнадцать дней после начала обучения на юридическом факультете, он перевелся на естественное отделение физико-математического факультета и специализировался на физиологии животных. Теперь Иван уже не был занят изнуряющими мыслями о цели его жизни. Теперь он был полностью уверен в себе и завтрашнем дне. Но и здесь появилась проблема – из-за оформления перевода на другой факультет ему не платили стипендию. Однако с течением времени, показав отличные результаты в учебе, юноша стал получать императорскую стипендию.

На факультете у него, как часто бывает у всех студентов, был самый любимый преподаватель – Илья Фаддеевич. Ученый оказал огромное влияние на Ивана, и впоследствии тот настолько увлекся физиологией, что решил посвятить именно этому направлению всю свою жизнь.

Санкт-Петербургский университет Иван окончил в 1875 году с отличием. В планах у него была работа в медицинской сфере, а также ученая деятельность.

Иван Петрович был последователем теории нервизма Сеченова. Кафедру Ивана Михайловича, по причине его вынужденного переезда в Одессу, занял Илья Фаддеевич. Узнав это, Иван хотел совместить получение высшего образования с работой в лаборатории своего любимого профессора. Однако к тому времени последнему пришлось покинуть Россию. Через два года после окончания учебы в университете, Иван поехал на стажировку в Германию по совету Константина Николаевича Устимовича – человека, в лаборатории которого он работал в то время.

Следующие десять лет он посвятил изучению нервной регуляции пищеварения. Иван проводил сотни опытов, которые дали свои плоды. В 1903 он представил свой доклад на Медицинском конгрессе в Мадриде. А в 1904 он стал первым в России Нобелевским лауреатом.

Он – Иван Петрович Павлов – ученый, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и лауреат Нобелевской премии 1904 года.

Савенкова Екатерина Олеговна
Возраст: 15 лет
Дата рождения: 07.04.2007
Место учебы: МАОУ «Лицей 62»
Страна: Россия
Регион: Саратовская обл.
Город: Саратов