«Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!..»
Н.А.Некрасов
Не зря говорят о богатстве нашей страны. Величественная природа, огромные территории, а самое главное, сильные духом люди. Но кто бы мог представить, что есть такое место, которое соединяет все это в одной линии. Это Байкало-Амурская магистраль, которая тянется аж на 4324 километра.
Однажды, дедушка взял меня к себе в гости. Нам предстояло прокатиться от Комсомольска на Амуре до Северобайкальска.
Представить мою радость было невозможно. Поездка на трясущемся по рельсам поезде совсем не казалась мне привлекательной. Но что поделаешь, когда над душой стоит мама с чемоданами.
И вот, не успев осознать происходящее вокруг, я уже сидел в купе напротив моего дедушки Михаила. Я с грустью думал о том, как долго нам предстоит ехать по величественной магистрали.
Век технологий кардинально повлиял на наш образ жизни. Теперь её неотъемлемой частью стал телефон, который имеет огромный функционал. Но человечество коллективно решило игнорировать все возможности гаджета. Так и я, не отличаясь от большинства, уткнулся в экран и стал просматривать ленту соцсетей, чтобы скоротать время в поездке.
За окнами мелькали чудесные пейзажи тайги. В помещении от стен отражались умиротворяющие звуки движения поезда. И вдруг эту гармонию нарушил мой дедушка.
— Внучок, тебе не скучно? — прошуршал с детства знакомый голос деда.
— Нет, — коротко донеслось от меня, что означало «отстань, мне некогда».
Но Михаил — человек старой закалки, не привык сдаваться и идет до конца, что определенно описывает дух людей, родившихся в СССР.
— Ты даже представить не можешь, сколько всего интересного находится за границами твоего телефона. А ты хоть знаешь историю создания этой железной дороги? Я ведь тоже работал здесь, мои руки строили этот путь, мой разум тянулся к созданию чего-то полезного для нашей страны…
Умение дедушки увлечь сделало свое дело. Так что теперь телефон сам невольно выпал из рук, а мои уши приготовились к рассказу.
Всё началось в 1937 году, когда была задумана постройка БАМа. Даже название говорит о том, насколько сложная будет работа. Дедушка получил Комсомольскую путёвку и отправился к месту, где провел своё самое запоминающееся время в своей жизни. Кто бы мог подумать, что тогда люди с азартом рвались туда, где им придется работать за двоих, тратить огромное количество сил и энергии на постройку магистрали. Невозможно описать словами мужество и патриотизм этих людей.
Всего за годы возведения БАМа в стройке было задействовано 500 миллионов человек. Предстояло проложить несколько тысяч километров путей. Этому мешала вечная мерзлота. Каждое здание требовало бурения скважин и установки на сваях. Вокруг лишь глухая тайга. Нет ни дорог, ни селений, ни электричества. Люди жили в бараках, не предполагающих привычного быта.
Безусловно, БАМ можно называть чудом России, её достопримечательностью. Это не просто масштабная магистраль Восточной Сибири и на Дальнего Востока, это воля и несокрушимость русского народа.
Многие связали с магистралью не только свою юность, но и жизнь. Как и мой дедушка, который остался жить рядом с этим творением.
— А в 1984 году мы расстались со своими приятелями и разъехались по домам. Но вернувшись, я уже не чувствовал себя так хорошо, как там.
— Поэтому вы с бабушкой переехали? — с любопытством спросил я.
— Именно так, внучок. Дом там, где рождаются воспоминания и на душе спокойно.
Оставшийся путь мы ехали молча, смотрели в окно и пытались впитать всю энергетику этих мест.
Прозвучал сигнал, который означал, что мы прибыли в нужное нам место. Теперь, благодаря деду, я ощущал сопричастность к великому делу нашей страны, нашего народа.
«Когда-нибудь и я безусловно сделаю что-то значимое для людей,» — проносилось в моей голове.