Принято заявок
2212

IX Международная независимая литературная Премия «Глаголица»

Проза на русском языке
Категория от 14 до 17 лет
История одного рояля

Шел 1904 год. Самара. В только что построенном прекрасном особняке, отделанном изумрудным «кабанчиком» (это такая глазурованная плитка), на углу улиц Алексеевской и Саратовской, случился замечательный весенний день. Молодая хозяйка Сандра Курлина занималась своими делами. Она составляла списки для городского благотворительного бала. А ее муж, известный купец Александр Курлин, стоял у ажурной калитки и ждал, когда же привезут с вокзала одну вещь. Редкую вещь — новый, только что доставленный поездом из Москвы, рояль «Стейнвей». Это был его подарок жене. И Курлин волновался, хотел сделать сюрприз. Александр переживал, понравится ли рояль Сандре, привезут ли его в хорошем состоянии и вообще, успеют ли привезти именно сейчас, когда жена только уйдет из дома.

Сандра, как всегда, нарядная, очень красивая, вышла на крыльцо, с трудом открыв тяжелую дверь причудливой формы, обогнула дом, подошла к калитке, обняла мужа — и ушла по своим благотворительным делам. И тут, очень вовремя, вдалеке показалась подвода, на которой стоял большой ящик. Курлин так обрадовался, что сам побежал открывать чугунные ворота в виде ажурной бабочки. Подвода вкатилась во двор, ящик открыли, рояль занесли в дом, с криками «давай-давай, не ломай!» затащили в гостиную и прикрутили ему резные ножки в форме львиных лап. Александр поспешил обвязать клавиатуру красной атласной лентой и завязать бант, быстро поднял большую крышку и поставил на изящный пюпитр новый сборник вальсов Шопена (только что из нотного магазина Павла Чулкова) и открытку с надписью «Любимой Сандре, лучшей жене».

Сандра вошла в дом — и мимо гостиной прошла в кабинет мужа. Она хотела рассказать ему о своем визите в сиротский приют и попросить поставить печать на один из документов. Но мужа в кабинете не было. Сандра прошла по комнатам, в малую гостиную, в столовую, но его и там не было. Осталась только большая гостиная. И там… ее ждал муж, и приглашал сесть за новый рояль! Сандра обрадовалась, развязала ленту, прочитала открытку и нежно поцеловала мужа. Она стоя быстро пробежала пальцами по клавишам в гамме до-мажор, а потом села за инструмент и начала играть. Рояль оказался идеально настроен, ведь он был сделан лучшими мастерами фирмы «Стейнвей». Сандра играла и играла, учила ноты и отрабатывала пассажи. Она мечтала сыграть без единой ошибки вальсы Шопена из сборника, подаренного мужем.

Прошло всего несколько лет. Курлин скоропостижно скончался. После смерти супруга Сандра мало выходила из дома и часто садилась за рояль. Она вспоминала, как Александр подарил ей «Стейнвей». Как иногда она учила мужа, играла с ним в четыре руки. И плечи их соприкасались. Однажды, осенью 1917 года, она уехала на дачу, а когда вернулась домой, ее ожидал неприятный сюрприз. В доме были люди с винтовками. Началась революция. Сандра испугалась. Она боялась, что революционеры могут убить ее, разорить дом и разломать одну из ее самых любимых вещей – рояль. Шли слухи, что рояль композитора Рахманинова в его имении скинули со второго этажа дома. Сандра бы не выдержала такого зрелища. Однажды она шёпотом поговорила с домом и роялем – и решила уехать в Москву. Перед отъездом Сандра раскрыла ноты, подаренные мужем, и сыграла на прощание несколько вальсов. Она попрощалась с домом, с роялем, забрала хрустальную печать мужа из кабинета, на память обо всем, что было ей так дорого – и уехала.

Рояль не совсем понимал, что происходит. Он видел, что в доме расположились странные люди, в руках у них винтовки. Рояль пристально наблюдал за революционерами и в тайне мечтал, чтобы вернулись времена, когда на нем играли, и даже сам Шаляпин однажды слушал его музыку. Но мечты не сбывались. У новых людей были дела поважнее, чем играть на роялях. К «Стейнвею» они подходили только, чтобы положить пачку бумаги или газету. Еще было особенно неприятно, когда солдаты ставили на крышку котелок с селедочными головами или стаканы с чаем — и ели на рояле, как на столе, оставляя следы жира или царапины. По ночам иногда что-то глухо хлопало в подвале, и от этого дом наполнялся дымом и страхом. Рояль не знал, что там люди стреляли в людей, но ему было жутко от этих звуков.

Через некоторое время в гостиную занесли столы и стулья, поставили старые шкафы. Винтовок больше не было, люди стали приходить в дом только днём, садились за столы и много писали бумаг. Рояль задвинули в угол и начали хранить на нем большие кипы документов. Иногда использовали инструмент, чтобы шлепать по бумагам печатью, и тогда струны гудели, а люди смеялись — и шлепали сильнее. Рояль старался не слушать ничего и вспоминать свое детство и мастеров, которые любовно собирали его на другом конце света. Гладили его бока, подвинчивали чугунную раму, натягивали струны… Наконец, рояль уволокли в каретный сарай, царапая латунными колесами редкий паркет.

Прошло еще несколько лет – и вдруг рояль понесли назад в дом. Рояль обрадовался, он подумал, что снова увидит свою Сандру и жизнь станет прежней! Но в доме опять все изменилось, в нем вдруг зазвучали детские голоса. Здесь поселился детсад. Рояль очень был доволен, потому что воспитательница посчитала, что он будет уместен в садике, и его немного настроили. Сначала дети бросились «атаковать» рояль, но воспитательница объяснила им, что так нельзя, и села за инструмент. Ура! Он снова зазвучал! Конечно, после всех приключений его голос был немного дребезжащим и глухим, но это была музыка! А дети под нее пели и танцевали.

К сожалению, счастье было недолгим. Из разговоров новых людей «Стейнвей» узнал, что началась большая война. В дом Курлиных поселили шведское посольство из Москвы, потому что Москву бомбили фашисты.

Рояль закрыли мебелью, он смутно узнавал иностранную речь, дипломаты не сразу обнаружили инструмент за шкафами. Но однажды один посол нашел рояль, он освободил клавиатуру и присел на скрипучий стул. Рояль задрожал и затаился от счастья. Неужели на нем снова будут играть? И в комнатах зазвучала снова музыка! Это были пьесы Грига! К сожалению, рояль оказался очень сильно расстроен, и поэтому играли на нем совсем редко. Но он был безумно счастлив в эти мгновения.

После войны в дом Курлиных снова вернулся детский сад, а потом здесь разместился краеведческий музей. Начался ремонт. И рояль на время ремонта перевезли в областную библиотеку, где он остался надолго. В библиотеке рояль стоял как украшение, его немного привели в порядок. Недавно рояль даже попробовали отремонтировать, но мастер оказался плохим, и рояль почти потерял свой бесценный голос. Однажды «Стейнвей» услышал, как люди говорили, что в доме Курлиных теперь не детсад, не контора, не посольство, а настоящий музей того стиля, в котором построил дом гениальный архитектор Александр Зеленко. Музей модерна! И теперь рояль Сандры Курлиной ждет, когда же люди позовут настоящих мастеров фирмы «Стейнвей», вернут ему голос — и вернут его домой.

А дом Курлиной ждет свой инструмент, чтобы на нем проходили прекрасные концерты и звучали вальсы Шопена, как это было при его любимой Сандре.

Фефилова София Николаевна
Возраст: 16 лет
Дата рождения: 08.08.2006
Место учебы: МБОУ Гимназия 3
Страна: Россия
Регион: Самарская обл.
Город: Самара