«Анимация» — сколько в этом слове волшебства! Данное направление в искусстве берёт за душу каждого человека, делая его зрителем телеэкрана и поражая и по сей день. Лишь немногие знают, где появилась первая анимация, кто её создатель, как «движущиеся картинки» гуляли по миру, как появлялись новые стили, и как мультфильмы развиваются дальше? Эти вопросы можно задать на первых порах. На самом деле их куда больше. Я очень надеюсь, что после прочтения моего эссе вам, дорогие читатели, захочется узнать ещё больше об этом прекрасном нарисованном мире, наполненном чудесами, восторгом и удивлением!
Самым первым полностью анимированным мультфильмом считается «Фантасмагория» Эмиля Коля — французского карикатуриста и аниматора. В центре сюжета кинокартины — палочный человечек который сталкивается на своём пути с различными трансформирующимися объектами и постоянно деформируется в кадре. Вместе с человечком изменяется окружение, добавляются новые персонажи, такие как слон, силач, дама с очень большой шляпой с перьями и другие. Продолжительность мультфильма: 1 минута 45 секунд. Довольно маленький хронометраж, но нужно понимать, что фильм был снят в 1908 году полностью вручную одним лишь Эмилем Колем.
До «Фантасмагории» фильмы были лишь частично анимированные. Эмиль Рейно создал такой мультфильм аж в 1892 году! Главная особенность его работ была в том, что изображения показывали через праксиноскоп – оптический прибор, позволяющий видеть последовательную смену изображений, как плавное движение. Принцип работы прибора был основан на оптической иллюзии, по «закону» которой наш мозг видит не отдельные картинки, а сменяющие друг друга движения. Например, бег лошади.
В 1912 году анимация добралась и до Российской империи. Первым российским мультипликатором был Владислав Александрович Старевич — русский и французский кинорежиссёр польского происхождения. Фильм, прославивший его, назывался: «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», и сделан он был в технике кукольной мультипликации. Куклами служили тела жуков со скреплёнными проволокой конечностями. Кинокартина была снята на подкрашенную киноплёнку, цвет которой показывал не только время суток на экране, но и общее настроение совершаемых героями действий и мест, где эти самые герои находились. Жуки на экране выглядели как живые, а большей живости им придавал оркестр, который играл фоном в кинотеатрах. По сюжету фильма разыгрывается драма из средневековой жизни — любовная история царицы жуков-рогачей Люканиды и графа Героса из соперничающего племени жуков-усачей. Фильм вызвал колоссальный ажиотаж среди обычных людей, прессы, которая ломала голову над «загадочно-волшебными методами дрессировки жуков» и придумывала всё новые вопросы для заголовков газет того времени и громкие высказывания по поводу кинокартины.
Однако, до Старевича свои кукольные мультфильмы снимал Александр Ширяев ещё в 1906 году. Его архивы были долгое время неизвестны. Отыскал их киновед Виктор Бочаров в 1995 году. Но Ширяев не позиционировал свои работы как развлекательный материал, наоборот, он использовал его в качестве учебных пособий для своего балетного училища в Мариинском театре. Он не стремился развивать открытое им искусство дальше и не думал никого посвящать в тонкости создания своих работ, оставаясь балетмейстером. Анимация изначально считалась развлекательным контентом, если можно так выразиться. Поэтому, именно Старевич считается первым кукольным мультипликатором и аниматором, поскольку позиционировался как человек работающий в этой сфере. Он стремился развиваться в индустрии кино и мультипликации, и всячески это показывал.
Уже тогда аниматоры были загадочными людьми, как будто не от мира сего. Но по-настоящему сказка ожила 21 декабря 1937 года. Именно в этом году состоялась премьера первого полнометражного мультфильма студии «Disney» («Disney Brothers Cartoon Studio» (1923-1926); «Walt Disney Studio» (1926-1929); «Walt Disney Productions» (1929-1986), сейчас: «The Walt Disney Company» (1986)) . Назывался фильм: «Белоснежка и семь гномов» («Snow White and the Seven Dwarfs»). Он был снят на основе сказки братьев Гримм «Белоснежка» и выполнен в технике традиционной (классической) рисованной 2D анимации.
По сюжету полнометражки противопоставляются прекрасная, добрая и чуткая принцесса Белоснежка и её злая, коварная, жаждущая быть самой красивой мачеха — королева. Фильм имел головокружительный успех с критической и коммерческой точки зрения.
Но до создания «Белоснежки» Уолт Дисней выпустил в начале своего пути сериал (серию фильмов) «Алиса в стране чудес» длинной в 57 серий, который к сожалению не вызвал оглушительного восторга у публики. Но вот уже вторая серия, которую отрисовала студия, была очень тепло принята зрителями. Назывался сериал «Кролик Освальд» или просто «Освальд». Изначально, этот кролик предполагался как маскот компании, но впоследствии был создан Микки Маус, который обрёл наибольшую популярность у публики и сместил Освальда далеко на второй план.
Примерно в то же время уже в Советском союзе появилась студия «Союзмультфильм», которая дебютировала на экранах зрителей с мультфильмом «В Африке жарко». Картина выполнена в технике традиционной 2D анимации. Кинофильм чёрно-белый, оригинальная звуковая аудио дорожка не сохранилась до нашего времени. Сюжет повествует о жаркой Африке, где всем хочется чего-нибудь холодного. Обезьянка решает помочь своим товарищам по несчастью и отправляется в холодную Арктику к своему другу — моржу. Вместе они накололи льда и вернулись в жаркую Африку, преодолев ужасный шторм. Звери остались довольны лакомством, а морж вскоре улетел обратно на воздушном шаре.
В особом представлении «Союзмультфильм» не нуждается. Её работы знакомы каждому из нас с самого детства: «Ну, погоди!», «Трое из Простоквашино», «Чебурашка», «Крокодил Гена», «Тайна третьей планеты», «Бременские музыканты». Всё это – наследие нашей любимой российской студии анимации.
И по сей день студии «Disney» и «Союзмультфильм» радуют своими проектами как юных зрителей, так и взрослых, которые отнюдь не прочь посмотреть сделанный с душой мультфильм.
Анимационные студии появились не только в Америке и России. В своё время студиями обзавелись Франция Китай, Чехия, Испания, Япония и другие страны. У каждой из них был свой подход к анимации.
«La Fabrique» (1979), «Folimage» (1988), «Les Armateurs» (1994) – самые известные анимационные студии во Франции. Каждая из них внесла огромный вклад в развитие мультипликации. Рассмотрим каждую из компаний немного подробнее.
«La Fabrique» была основана человеком по имени Жан — Франсуа Лагуони. Самый первый фильм студии «Гвен, Песчаная книга» (1984), а самые последние: «Луиза зимой», «Клиент Санта» и «Керити – Дом сказок». Последний фильм наиболее известный.
«Folimage» была создана Жаком-Реми Жирером. Первая работа студии называлась «Великие воздушные силы Тебальдо» («Les Grands Airs de Tebaldo»). Другие проекты студии: «Жизнь кошки», «Фантомный мальчик», «Операция: “Санта — Клаус”», «Мишель», «Ариол».
«Les Armateurs» основана Дидье Бруннером, Жеральдом Дюпиром и Мишелем Дютейлом. Студия стала известна после продюсерства фильма «Кирику и Ведьма» Мишеля Оцелот. Компания также выпустила в свет такие мультфильмы как «Эрнест и Селестина», «Кирику и дикие звери».
Одной из самых молодых и одновременно популярных французских студий стала студия «Fortiche Production». Зрители со всего мира наблюдали за сериалом «Аркейн», созданным при поддержке «Riot Games», с 2021 года. Анимация в сериале на высшем уровне, выполнена в технике 3D анимации. Эффекты и звук также выведены на максимум. Потрясающая детализация окружения и изображений. Одним словом – невероятно.
Сейчас Франция — третья страна в мире по производству мультфильмов. Такая высокая позиция объясняется большим количеством студий и учебных заведений на её территории.
Япония известна своим интересным стилем анимации – аниме. Его «отцом» считают японского мангаку Осаму Тэдзуки. Он первый придумал рисовать своим персонажам в манге и на экране большие выразительные глаза. Так появился на свет «Астробой» или «Могучий Атом» – манга, а затем чёрно-белый мультсериал, который перевернул понимание японцев об анимации. Сериал смотрели не только дети, но и взрослые. Сюжет повествует о мальчике-андроиде из будущего, который защищает человечество и других роботов от различных опасностей, инопланетных вторжений. Считается, что детище Тэдзуки – первый аниме-сериал. Однако, ещё задолго до начала формирования этого интересного стиля в Японии делали мультфильмы.
Одними из самых старых анимаций в стране восходящего солнца считаются короткометражки: «Движущиеся картинки» («Katsudō Shashin», 1907 год) и «Тупой меч» или «Меч, с тупыми краями» («Namakura Gatana», 1917 год). У первого фильма продолжительность 3-4 секунды, автор неизвестен. Об этой работе не знали вплоть до 2005 года, именно тогда её обнаружил преподаватель Осакского университета искусств Нацуки Мацумото. Название фильма доподлинно неизвестно, звуковой дорожки нет. Единственные действия совершаемые персонажем – мальчиком в красной фуражке — это вращение вокруг себя, начертание иероглифов кандзи позади себя и поклон в конце.
«Тупой меч», по сравнению с предыдущей работой была известна намного раньше, однако долгое время считалась утерянной. Режиссёр — аниматор этой анимации – Дзюнъити Коти. Мультфильм длится 4 минуты 40 секунд и представляет собой немое кино на подкрашенной плёнке. Фильм рассказывает о самурае, которому выковали новый меч. Самурай оказался человеком очень недобросовестным и поднимал свой меч для совершения неблагородных поступков. Так, он поднял своё оружие на слепого музыканта и безоружного гонца, за что впоследствии от них получил наказание, а меч погнулся.
Первыми анимационными студиями стали «Nichidō Eiga» (1948), «Toei Animation» (1956), «Mushi Productions» (1963, создатель Осама Тэдзука) и «Otogi», а самой первой студией можно считать «Nonbei Production» (1927) (в дальнейшем называлась «Masaoka Film Prodaction», 1932). Самыми известными студиями на сегодняшний день можно назвать «Studio Ghibli», «Ufotable» «TOHO Animation» и другие. Япония известна своими аниме-сериалами по всему земному шару. Одни проекты удивляют своей детализацией, другие своим способом повествования, а третьи просто приятны глазу зрителя как картинкой, так и сюжетом.
Китайские мультфильмы (дунхуа 动画) появились в 20-х годах ХХ века. Согласно большинству источников, первая анимация датируется 1918 годом и носит название «Из чернильницы». Ключевыми фигурами в истории мультипликации в начале её пути, выступают четыре брата — близнеца Ван. Их звали Лаймин, Гучань, Чаочэнь и Дихуань. Братьев считают «пионерами» и «отцами китайской анимации». Они вдохновлялись стилями американских компаний «Disney» и «Fleischer». В 1940-х они выпустили свой первый полнометражный чёрно-белый фильм «Принцесса Железный Веер». Незначительные стилистические сходства с фильмом «Белоснежка» чётко прослеживаются: округлые формы, плавность движений, минимум деталей в одежде персонажей. Эта кинокартина дала огромный толчок к развитию анимационного искусства Азии.
Китай довольно известная страна по производству различных мультфильмов и сериалов. О работах китайских мастеров всегда можно поговорить. С каждым годом они выпускают в свет всё больше и больше проектов, качество которых из года в год становится всё лучше и удивительнее.
Выше, я разобрала наиболее известные страны в области анимации. Но хочу упомянуть, что миру также известны очень хорошие чешские и чехословацкие студии. Например, «Krátký Film Praha». Самая известная работа — мультсериал «Krtek» («Крот» или «Кротик»), выходивший с 1957 по 2002 год. В дальнейшем мультсериал о кроте обзавёлся 3D продолжением, благодаря сотрудничеству с китайскими мультипликаторами, в 2016 году. История помнит и студию известного чешского художника — мультипликатора Иржи Трнка. Называлась она «Jiří Trnka a Bratři v triku» («Иржи Трнка и братья в трико»). Её можно назвать одной из самых известных и крупных чешских студий кукольной и рисованной мультипликации, а также короткометражных фильмов. Самые известные кинокартины созданные Иржи называются «Старочешские сказки», «Два Морозика», «Сон в летнюю ночь», «Кибернетическая бабушка», «Рука».
Напоследок, хочу рассказать об Испании. Первый анимационный фильм назывался «El Hotel Eléctrico», был снят в 1908 году человеком по имени Сегундо де Шомон. Короткометражный фильм не был полностью анимирован и был новаторским и смелым для того времени. «Skydance Animation Madrid» – одна из самых известных испанских анимационных студий, основана в 2002 году. Весьма молодая и многообещающая студия, уже выпустившая такие проекты как «Удача» и «Волшебный парк Джун». Очень хорошая 3D анимация и интересные сюжеты.
Пожалуй, стоит упомянуть о том как зародилась 3D анимация, поскольку я её упоминала выше. 3D моделирование было создано в 60-х годах прошлого столетия. Перво-наперво учёные экспериментировали с созданием изображений на компьютерах. Тогда они были ОЧЕНЬ массивными. Первыми наработками были алгоритмы для отрисовки геометрических фигур (простые линии и полигоны). Вскоре в 1964 Уильям Феттер представляет публике свою первую трёхмерную модель человека, которая к тому же была добавлена в анимацию. А в 1970-1980 годах появились рендеринг (процесс преобразования трёхмерной модели в изображение которое видит пользователь, а в дальнейшем зритель) и шейдер (создание текстур, различных эффектов). В середине 80-х годов появились первые программы для 3D моделирования. Одной из самых первых стала программа AutoCAD. Она позволяла создавать чертежи и детализированные модели проектов на персональном компьютере, поэтому очень быстро стала популярна среди инженеров и архитекторов. А в 1990-2000 годах стали появляться программы для анимации и первые фильмы. Самым ярким представителем того времени стал фильм «The Matrix» со своими трёхмерными эффектами и интересными, порой шокирующими ракурсами камеры. Сейчас 3D анимация применяется всё чаще из-за простоты использования созданных с помощью этой техники моделей. Затрачивается куда меньше времени на производство, появляется больший простор для экспериментов, отсюда и популярность направления.
На сегодняшний день у анимации есть всё для дальнейшего развития. Популярность набирают проекты так называемых инди-студий. Они не зависят от крупных компаний, по этой причине у коллективов больше свободы для создания своих неповторимых, уникальных проектов. Многие знают австралийскую студию «Glitch» и нашу российскую киностудию «Феникс». Они специализируются в разных направлениях в анимации: от подростковых анимированных мультсериалов до мультфильмов для более взрослой аудитории, и реализуют множество амбициозных проектов параллельно. Коммерческому анимационному искусству тоже есть куда расти. Всё же нам стоит признать, что мы все любим мультики! За их простоту и сложность, за те эмоции, что они нам дарят. Люди всегда будут любить «движущиеся картинки», этого уже не изменишь. Даже когда ты вырастаешь, всё равно возвращаешься в мир мультфильмов и кино.